г. Чита |
|
6 апреля 2012 г. |
Дело N А10-3997/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Г.Г. Ячменёва, Д.Н. Рылова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования сельского поселения "Кукморское эвенкийское" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия области от 06 февраля 2012 года по делу N А10-3997/2011,
по заявлению Администрации муниципального образования сельского поселения "Кукморское эвенкийское" (ОГРН 1050301961445, ИНН 0317006033, место нахождения: 671730, Бурятия Респ, Северобайкальский р-н, Кумора с, Юбилейная ул, 14)
к Финансовому управлению Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (ОГРН 1100317000145, ИНН 0317010270, место нахождения: 671710, Бурятия Респ, Северобайкальский р-н, Нижнеангарск пгт, Рабочая ул, 125)
о признании недействительным приказа от 19 сентября 2011 года N 8 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования "Северо-Байкальский район" бюджету муниципального образования сельского поселения "Кукморское эвенкийское", принятое судьей Мархаевой Г. Д-С.
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892, место нахождения: 670001, Бурятия Респ, Улан-Удэ г, Ербанова ул, 7): не было;
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Администрация муниципального образования сельское поселения "Кукморское эвенкийское", обратился в суд с заявлением к Финансовому управлению Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (далее Управление) о признании недействительным приказа N 8 от 19 сентября 2011 года "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования "Северо-Байкальский район" бюджету муниципального образования сельского поселения "Кукморское эвенкийское".
Решением суда первой инстанции от 06 февраля 2012 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции указал, что приказ N 8 от 19 сентября 2011 года "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования "Северо-Байкальский район" бюджету муниципального образования сельского поселения "Кукморское эвенкийское" Финансового управления Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия принят ответчиком в пределах предоставленных полномочий, не противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следовательно, упомянутый приказ не может нарушать права и законные интересы Администрации муниципального образования сельское поселение "Кукморское эвенкийское" в сфере экономической деятельности.
Администрация муниципального образования сельское поселения "Кукморское эвенкийское", не согласившись с решением суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая, что право на приостановление (сокращение) межбюджетных трансфертов финансовым органам местного самоуправления Бюджетным кодексом Российской Федерации не предоставлено.
Представитель Финансового управления Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу, Управление просит удовлетворить апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представленным отзывом на апелляционную жалобу, Министерство просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 14.03.2012.
Согласно п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ч. 1, 6 ст. 121, ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 18.08.2011 г. в адрес Главы МО "Северо-Байкальский район" Министерством финансов Республики Бурятия направлено письмо N 02-05-21 (т. 1, л.д. 40), в котором сообщалось, что Минфином РБ проведен анализ выполнения обязательств, принятых по Соглашениям по мерам по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на 2011 год за первое полугодие 2011 года. В результате анализа выявлено, что по поселениям муниципального района превышены нормативы, установленные Постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 октября 2010 года N450 на 2 193,5 тыс.руб. ( в т.ч. СП "Кукморское эвенкийское" - 239,2 тыс. руб.). В связи с выявленными нарушениями Министерство финансов Республики Бурятия просило принять меры по соблюдению поселениями района п. 2 ст.136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и, в случае необходимости, применить механизм сокращения (приостановления) предоставления межбюджетных трансфертов.
19 сентября 2011 года Финансовым управлением администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия принят приказ N 8 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования "Северо-Байкальский район" бюджету муниципального образования сельского поселения "Кукморское эвенкийское", с 20 сентября 2011 года приостановлено предоставление иных межбюджетных трансфертов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным ст. 31 БК РФ, средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), иного публично-правового образования, могут предоставляться исключительно в форме межбюджетных трансфертов, под которыми согласно положениям ст. 6 БК РФ понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ.
Согласно ст. 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами этих субъектов.
В данном случае таким законом субъекта является Закон Республики Бурятия от 13.10.2005 г.. N 134-111 "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия" (далее Закон РБ N 134-111).
Согласно статье 17.1 Закона РБ N 134-III в случае и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и законами Республики Бурятия, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществлении части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, определены ст. 142 БК РФ. Ими, в частности, являются дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и иные межбюджетные трансферты.
В случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и соответствующими им законами субъекта РФ, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями, то есть на погашение кредиторской задолженности по муниципальным контрактам (ст. 142.4 БК РФ).
В соответствии со ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам сельских поселений.
Согласно пункту 5 статьи 136 БК РФ при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 настоящего Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Из толкования взаимосвязанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 г. N 134-111 следует, что условия и порядок предоставления, приостановления (сокращения) предоставления трансфертов из бюджета муниципального образования должен быть предусмотрен нормативным правовым актом представительного органа муниципального района.
Суд первой инстанции в решении делает ссылки на нормативно-правовые акты, касающиеся условий и порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов федерального и регионального уровней, в данном же случае речь идет о предоставлении (приостановлении предоставления) трансфертов из бюджета органа местного самоуправления, в частности, муниципального образования "Северо-Байкальского района".
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Правительство Республики Бурятия установило предельные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Республике Бурятия, соблюдение которых по смыслу норм статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации является условием предоставления бюджетам поселений межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Бурятия.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 октября 2010 года N 450 "Об утверждении на 2011 год предельных нормативов формирования расходов на содержание органом местного самоуправления в Республике Бурятия" установлены предельные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления поселений в Республике Бурятия на 2011 год.
Согласно приложению к данному Постановлению предельные нормативы установлены для СП "Кукморское эвенкийское" в сумме 239,2 тыс. руб., т.е. в данном случае речь идет о межбюджетных трансфертах, предоставляемых из бюджета муниципального образования "Северо-Байкальский район".
Несостоятельной является ссылка суда первой инстанции на пункт 5 статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которого законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемым приказом приостановлено предоставление именно данных дотаций.
Напротив, речь идет о межбюджетных трансфертах, предоставление которых в соответствии с решением о бюджете муниципального района осуществляется за счет его средств, что также следует из письма Финансового Управления Администрации МО "Северо-Байкальский район" N 297 от 20.12.2011 г. (т.1, л.д. 54-55).
Довод суда первой инстанции о том, что в качестве основания, дающего финансовому органу местного самоуправления право на приостановление трансфертов, является соглашение между заявителем и ответчиком от 5 апреля 2011 года, признается ошибочным в силу следующего.
Под соглашениями, упоминаемыми в статье 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в статье 17.1 Закона Республики Бурятия от 13 января 2005 года N 134-111 "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия" имеются в виду заключаемые органами местного самоуправления муниципального района с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (абзац 2 части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основанием, дающим финансовому органу местного самоуправления право на приостановление трансфертов, должен быть ненормативный правовой акт органа местного самоуправления, а не приказ финансового управления.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все названные выше доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы, отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 февраля 2012 года по делу N А10-3997/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным приказ от 19 сентября 2011 года N 8 Финансового управления администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования "Северо-Байкальский район" бюджету муниципального образования сельского поселения "Кукморское эвенкийское", как несоответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из толкования взаимосвязанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 г. N 134-111 следует, что условия и порядок предоставления, приостановления (сокращения) предоставления трансфертов из бюджета муниципального образования должен быть предусмотрен нормативным правовым актом представительного органа муниципального района.
...
Правительство Республики Бурятия установило предельные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Республике Бурятия, соблюдение которых по смыслу норм статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации является условием предоставления бюджетам поселений межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Бурятия.
...
Несостоятельной является ссылка суда первой инстанции на пункт 5 статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которого законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
...
Под соглашениями, упоминаемыми в статье 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в статье 17.1 Закона Республики Бурятия от 13 января 2005 года N 134-111 "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия" имеются в виду заключаемые органами местного самоуправления муниципального района с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (абзац 2 части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")."
Номер дела в первой инстанции: А10-3997/2011
Истец: Администрация муниципального образования сельского поселения Куморское эвенкийское
Ответчик: Финансовое управление Администрации муниципального образования Северо-Байкальский район Республики Бурятия
Третье лицо: Министерство финансов Республики Бурятия