город Омск |
|
05 апреля 2012 г. |
Дело N А75-8988/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1298/2012) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ГУ - УПФ РФ в Советском районе ХМАО - Югры; орган Пенсионного фонда РФ; заявитель)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2011 по делу N А75-8988/2011 (судья Дроздов А.Н.), принятое
по заявлению ГУ - УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры
к индивидуальному предпринимателю Горшкову Сергею Владимировичу, ОГРНИП 308862208500084, ИНН 861501288208 (далее - заинтересованное лицо)
о взыскании 1 039 руб. 20 коп,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
ГУ - УПФ РФ в Советском район ХМАО-Югры обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании с индивидуального предпринимателя Горшкова С.В. финансовой санкции в сумме 1 039 руб. 20 коп. за несвоевременное представление сведений в орган Пенсионного фонда РФ.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2011 в удовлетворения заявленного требования органа Пенсионного фонда РФ отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на нарушение органом Пенсионного фонда РФ процедуры рассмотрения материалов проверки.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Советском районе ХМАО - Югры просит решение суда первой инстанции отменить, принять по данному делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Орган Пенсионного фонда РФ указывает на наличие нарушения, совершенного заинтересованным лицом, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Заявитель считает, что из положений статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не следует, что решение о привлечении к ответственности должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением страхователя о времени и месте вынесения решения.
Податель жалобы, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения спора, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Органом Пенсионного фонда РФ в отношении индивидуального предпринимателя Горшкова С.В. была проведена проверка своевременности представления сведений о застрахованных лицах за 2010 год, в результате которой установило, что предпринимателем своевременно не представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
17.05.2011 по факту непредставления в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год старшим специалистом-экспертом Шабалиной Л.С. составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 185 (л.д.13-14).
Из содержания акта следует, что индивидуальный предприниматель Горшков С.В. представил индивидуальные сведения за 2010 год - 17.05.2011, что подтверждается журналом приема-сдачи индивидуальных сведений (л.д. 10-12).
Рассмотрение материалов проверки назначено на 07.06.2011 на 10 часов 00 минут.
Решением от 15.06.2011 N 89 за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), и к нему применены финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за 2010 год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1 039 руб. 20 коп. за 2010 год (л.д. 15-16).
На основании вынесенного решения индивидуальному предпринимателю Горшкову С.В. выставлено требование от 08.07.2011 N 52 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 26.07.2011 (л.д.19).
При этом предприниматель предупрежден, что в случае неуплаты финансовой санкции в указанный срок, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обратится с исковым заявлением в суд.
Названное требование оставлено предпринимателем без исполнения, что явилось основанием для обращения органом Пенсионного фонда РФ в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
07.12.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" определено, что в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
В абзаце третьем статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании должен установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 год предпринимателем в орган Пенсионного фонда РФ были представлены несвоевременно: 17.05.2011.
Таким образом, материалами дела установлено нарушение заинтересованным лицом сроков представления индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, которое влечет наступление ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 1).
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки (пункт 3).
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (пункт 4).
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений.
В силу пункта 6 названной статьи в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
В рассматриваемом случае в соответствии с указанными нормами в тексте акта проверки отражены обстоятельства выявленного нарушения, а именно: указано на нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, выразившееся в представлении сведений 17.05.2011, то есть за пределами установленного срока.
Также в акте проверки и в тексте решения отражено, что предприниматель подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ именно за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, из материалов дела возможно достоверно установить, какое именно правонарушение совершено предпринимателем, когда фактически представлен расчет, и исходя из какой суммы исчислены штрафные санкции.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 20.10.2011 N 7729/11, исходя из положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о незаконности решения Фонда (что препятствовало бы взысканию санкций в судебном порядке) могло свидетельствовать лишь существенное несоблюдение Фондом установленного порядка проведения проверки и вынесения решения.
Несвоевременное представление заинтересованным лицом индивидуальных сведений на застрахованных лиц подтверждается материалами дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о наличии существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что рассмотрение материалов проверки назначено на 07.06.2011 на 10 часов 00 минут, само решение датировано 15.06.20011.
То обстоятельство, что решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 89 датировано 15.06.2011, в то время как предприниматель был приглашен на рассмотрение материалов проверки на 07.06.2011, не является основанием для заключения вывода о нарушении условий процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку из статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не следует, что решение по результатам рассмотрения материалов проверки должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением страхователя о времени и месте вынесения решения.
Данный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 14645/08 от 17.03.2009, а также с судебно-арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС ЗСО от 11.02.2010 по делу N А46-9566/2009).
Доказательств, что рассмотрение материалов проверки было произведено не 07.06.2011, а в другой день, материалы дела не содержат.
Кроме того, предприниматель возражений по существу заявленных требований не представил, не указывал на то, что при рассмотрении материалов проверки были нарушены его права, например, путем отказа ему в рассмотрении материалов проверки в назначенный день (07.06.2011), факт правонарушения не оспаривал.
Так как в рассматриваемом случае при проведении проверки и вынесении решения не было допущено нарушений требований законодательства, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований органа Пенсионного фонда РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены вышеуказанные нормы права (в части установления существенности нарушений при проведении проверки и рассмотрении ее материалов), суд апелляционной инстанции считает возможным, отменив принятый по настоящему делу судебный акт, принять новый судебный акт - об удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2011 по делу N А75-8988/2011 отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
Требование Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить полностью.
Взыскать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации с индивидуального предпринимателя Горшкова Сергея Владимировича, 24.07.1980 года рождения, родившегося в г. Куртамыш Курганской области, зарегистрированного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Советский, район Советский, ул. Гайдара, дом 8, ИНН 861501288208, ОГРН 308862208500084, финансовую санкцию в размере 1 039 руб. 20 коп. за несвоевременное представление сведений в орган Пенсионного фонда РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
...
То обстоятельство, что решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 89 датировано 15.06.2011, в то время как предприниматель был приглашен на рассмотрение материалов проверки на 07.06.2011, не является основанием для заключения вывода о нарушении условий процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку из статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не следует, что решение по результатам рассмотрения материалов проверки должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением страхователя о времени и месте вынесения решения.
Данный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 14645/08 от 17.03.2009, а также с судебно-арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС ЗСО от 11.02.2010 по делу N А46-9566/2009)."
Номер дела в первой инстанции: А75-8988/2011
Истец: ГУ УПФР Советский район ХМАО-Югры
Ответчик: Горшков С В