Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А41-43147/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Фарфорина Л.С., доверенность от 07.12.2011,
от заинтересованного лица: Мамедов Д.Я., доверенность от 16.09.2011 N 64/1-1-30,
от третьих лиц: от Министерства обороны Российской Федерации - Корзинкин А.А., доверенность от 29.06.2011 N 207/319д,
от администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
от Прокуратуры Московской области: Тимакина О.В., удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-43147/10 по заявлению ФБУ "4ЦНИИ Министерства обороны РФ" к Администрации Люберецкого района Московской области, третьи лица - Министерство обороны Российской Федерации, Администрация городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, при участии Прокуратуры Московской области, о признании недействительным постановления от 26.08.2010 N1668-ПА,
УСТАНОВИЛ:
ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" (далее - заявитель, ОГРН 1065027033719) обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Люберецкого муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 26.08.2010 N 1668-ПА "О признании утратившими силу некоторых положений постановления Главы администрации Люберецкого района Московской области от 27.01.1993 N 37/1 "О закреплении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование организациям, учреждениям и предприятиям района".
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что с момента передачи земельного участка для нужд Министерства обороны РФ земельный участок площадью 126,79 га, расположенный по адресу: Московская область, г. Люберцы, п/о 3, является федеральной собственностью. Передача объектов недвижимости (объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства) в муниципальную собственность не является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" в отношении спорного земельного участка и перехода права собственности на него к органам местного самоуправления.
Арбитражный суд Московской области определением от 28.04.2011 произвел замену заявителя ФГУ "13 ГНИИ Министерства обороны России" на надлежащего - Федеральное государственное учреждение "4 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации".
В дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны РФ, Прокуратура Московской области.
Прокуратура Московской области в отзыве указала, что на данный момент отсутствуют сведения подтверждающие, что для использования находящихся в муниципальной собственности объектов необходимым является весь земельный участок, предоставленный заявителю на основании постановления Главы администрации Люберецкого района МО от 27.01.1993 N 37/1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.11.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с названным судебным актом, администрация Люберецкого района обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Законом Московской области от 11.06.2008 N 83/2008-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Люберецким муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Люберцы", утвержден перечень муниципальных унитарных предприятий и муниципального имущества Люберецкого муниципального района Московской области, передаваемых в собственность городскому поселению Люберцы, согласно которому, в администрацию городского поселения Люберцы передан жилищный фонд, находящийся на территории почтового отделения - 3 (территория городка "Б").
Таким образом, судебный акт по настоящему делу принят о правах и обязанностях администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок площадью 126, 79 га находится в федеральной собственности, однако Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к участию в деле не привлечено.
Определением от 13.02.2012 арбитражный суд апелляционный инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
В судебное заседание не явились представители администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области и ТУ Росимущества в Московской области, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель администрации возражал против доводов заявителя, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Министерства обороны РФ в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований учреждение ссылается на то, что владеет земельным участком площадью 126,79 га на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Главы администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 27.01.2003 N 37/1. С момента передачи земельного участка для нужд Министерства обороны РФ земельный участок площадью 126,79 га, расположенный по адресу: Московская область, г. Люберцы, п/о 3, является федеральной собственностью. Передача объектов недвижимости (объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства) в муниципальную собственность не является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования учреждения. Считает оспариваемое постановление не соответствующим закону и нарушающим его права, поскольку постановление от 27.01.2003 N 37/1 является правоустанавливающим документом, на основании которого учреждение может осуществить межевание земельного участка. Не претендует на земельные участки под объектами недвижимости, переданными в муниципальную собственность.
Администрация Люберецкого муниципального района Московской области просила в удовлетворении заявленных требований отказать на основании следующего. Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих факт правопреемства между ФГУ "13 ГНИИ Министерства обороны РФ" и ФГУ "4 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ".
Кроме того, администрация указывает, что Распоряжением ФАУГИ от 14.02.2007 N 372-р федеральные объекты недвижимости переданы в муниципальную собственность. Письмом от 23.01.2009 N см-16/1281 ФАУГИ сообщило, что издание Росимуществом дополнительного распорядительного акта о передаче в муниципальную собственность Люберецкого муниципального района земельного участка, занятого муниципальными объектами не требуется. Администрация полагает, что земельный участок площадью 126,79 га, как предмет земельных отношений в силу статей 6, 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" отсутствует, а потому оспариваемое постановление администрации лишь констатирует этот факт и не нарушает права заявителя.
По мнению администрации, заявитель вправе оформить земельные участки под принадлежащими ему объектами недвижимости на основании статей 35, 36 ЗК РФ, площадями же незанятыми объектами недвижимости на территории спорного земельного участка вправе распоряжаться администрация как землями, собственность на которые не разграничена.
Министерство обороны РФ просило заявленные требования удовлетворить. В отзыве указало, что распоряжение земельным участком, закрепленным в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России", должно осуществляться после надлежащего его изъятия в установленном законом порядке.
Прокуратура Московской области в своем отзыве заявленные требования поддерживает, указывает, что на данный момент отсутствуют сведения подтверждающие, что для использования находящихся в муниципальной собственности объектов необходимым является весь земельный участок, предоставленный заявителю на основании постановления Главы администрации Люберецкого района МО от 27.01.1993 N 37/1.
Десятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Люберецкого района Московской области от 27.01.1993 N 37/1 "О закреплении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование организациям, учреждениям и предприятиям района" в соответствии со статьей 7 Закона РФ "О земельной реформе" и заключением комиссии по рассмотрению писем (заявок) юридических и физических лиц по выдаче свидетельств на право пользования землей за в/ч 75360 в городе Люберцы был закреплен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 126,79 га. Райкомзему предписано выдать свидетельство на право пользования землей. Однако в дальнейшем свидетельство не выдавалось.
Распоряжением Главы муниципального образования Люберецкий район Московской области от 08.12.2003 N 2709-РГ установлено, что земельный участок площадью 126,79 га, расположенный на землях Министерства обороны по адресу: г. Люберцы-3, городок "Б", предоставленный в бессрочное пользование в соответствии с постановлением Главы администрации Люберецкого района от 27.01.1993 N 37/1, фактически состоит из двух участков. В связи с чем утверждено межевание земельного участка, расположенного на землях Министерства обороны по адресу: г. Люберцы-3, городок "Б", принадлежащего войсковой части 75360 на праве бессрочного (постоянного) пользования на два участка:
- земельный участок, площадью 1258100 кв.м. с КН 50:22:001 02 11:0017
- земельный участок, площадью 9800 кв.м. с КН 50:22:001 02 11:0016.
Войсковой части предписано оформить землеучетные документы.
Вместе с тем согласно кадастровой выписке о земельном участке от 03.07.2003, от 01.06.2005 и от 25.06.2010 земельный участок площадью 1267900 кв.м. имеет кадастровый номер 50:22:001 02 11:5 (равнозначен кадастровом номеру 50:22:001 02 11:0005), расположен по адресу: Московская область, г. Люберцы, городок "Б", имеет разрешенное использование: в/ч 75360.
Из раздела 16 кадастрового плана земельного участка от 25.06.2010 следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, следовательно сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Согласно письму Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 11.04.2011 N 22/023/2011-056 сведения о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок общей площадью 126,79 га с кадастровым номером 50:22:001 02 11:0005 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.
При указанных обстоятельствах, границы земельного участка площадью 126,79 га не были описаны и удостоверены в установленном порядке и его границы не установлены на местности, вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о правах администрации на распоряжение данным земельным участком.
Распоряжением ФАУГИ от 14.02.2007 N 372-р "О безвозмездной передаче федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Люберецкой квартирно-эксплуатационной части района, в муниципальную собственность муниципального образования "Люберецкий район" Московской области" изъяты из оперативного управления Люберецкой квартирно-эксплуатационной части района относящиеся к федеральной собственности объекты жилищно-коммунального хозяйства, согласно прилагаемому перечню, утвержден перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования "Люберецкий район" Московской области, расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, почтовое отделение 3.
В дальнейшем Законом Московской области от 11.06.2008 N 83/2008-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Люберецким муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Люберцы" в администрацию городского поселения Люберцы передан жилищный фонд, находящийся на территории почтового отделения - 3 (территория городка "Б").
Постановлением администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 26.08.2010 N 1668-ПА "О признании утратившими силу некоторых положений постановления Главы администрации Люберецкого района Московской области от 27.01.1993 N 37/1 "О закреплении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование организациям, учреждениям и предприятиям района" признан утратившим силу пункт 1.46. постановления Главы администрации Люберецкого района Московской области от 27.01.1993 N 37/1 "О закреплении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование организациям, учреждениям и предприятиям района", в соответствии с которым земельный участок площадью 126,79 га в городе Люберцы был закреплен на праве бессрочного (постоянного) пользования за войсковой частью 75360.
ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" предложено в установленном законом порядке осуществить межевание земельных участков необходимых для использования объектов недвижимости, относящихся к федеральной собственности.
При этом администрация исходила из того, что факт передачи распоряжением ФАУГИ от 14.02.2007 N 372-р объектов недвижимости в муниципальную собственность предоставляет ей право отменить ранее вынесенное постановление о закреплении земельного участка 126, 79 га в бессрочное пользование за в/ч 75360. В судебном заседании представитель администрации также пояснил, что администрация, как орган издавший постановление от 27.01.1993 N 37/1, может его самостоятельно признать утратившим силу и распоряжаться землями, незанятыми объектами недвижимости заявителя.
Данные доводы администрации суд апелляционной инстанции считает необоснованными и незаконными.
Земельный участок площадью 126,79 га изначально был предоставлен для размещения войсковой части 75360, в настоящее время на нем продолжают находиться объекты, принадлежащие заявителю.
Согласно справке Министерства обороны РФ от 23.03.2009 N 127 войсковая часть 75360 (13 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации) образована согласно Постановлению Совета Министров СССР от 31.08.1957 N 1050-478, приказу МО СССР от 13.11.19567 N 0093, директиве заместителя Главнокомандующего ВВС от 26.03.1958 N305/132, Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССП от 08.12.1962 N 1236-517 на основе научно-экспериментальной базы ВВС, созданной во исполнение Постановлении СНК СССР от 03.07.1942 N 14213.
Войсковая часть 75360 (13 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации) является военным учреждением режимного характера и действует на основании Положения, утвержденного Главнокомандующим Военно-воздушных сил, которое является секретными и огласке не подлежит.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 войсковая часть 75360 (13 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации) реорганизован в форме преобразования в ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" (т.1 л.д.21).
Согласно Уставу, утвержденному 09.11.2006, Федеральное государственное учреждение "13 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации" является правопреемником войсковой части 75360.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" и на основании приказа Министра обороны РФ от 24.05.2010 N 551 ФГУ "13 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации" реорганизовано в качестве структурного подразделения в ФГУ "4 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации".
Согласно подписанному сторонами передаточному акту ФГУ "13 ГНИИ" передает ФГУ "4 ЦНИИ" все свое имущество, принадлежащее на праве собственности и оперативного управления, материальные и нематериальные средства по бухгалтерским данным по состоянию на 15.09.2010, все свои имущественные права и обязанности.
Отсутствие в указанном передаточном акте отдельного упоминания спорного участка не может расцениваться как его фактическое отсутствие. Согласно ответу ТУ Росимущества в Московской области от 08.09.2011 N МБ/09-9280 по состоянию на 31.08.2011 объект недвижимости - земельный участок, площадью 126, 79 га, расположенный по адресу: Московская область, г. Люберцы-3, городок "Б", в территориальной государственной базе данных федерального имущества по Московской области и ее архиве не значится. Вместе с тем Управление обращает внимание, что учет федерального имущества, имеющегося у юридических лиц, и внесение соответствующих данных в реестр федерального имущества проводятся в установленном заявительном порядке. В связи с этим отсутствие сведений об объектах учета в реестре федерального имущества не является основанием для отнесения указанного имущества к той или иной форме собственности.
Согласно выписке из реестра федерального имущества по состоянию на 12.07.2005 за ФГУ "13 ГНИИ" числился 71 объект недвижимого имущества, расположенные по адресу Московская область, г. Люберцы-3.
Впоследствии тип федерального государственного учреждения "4 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации" приведен в соответствие с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" путем переименования на федеральное бюджетное учреждение "4 Центральный научно-исследовательский институт ракетных, космических и авиационных систем Министерства обороны Российской Федерации".
Таким образом заявитель является правопреемником в/ч 75360.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
В статьях 3, 4 и 5 названного Федерального закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно статьи 17 ЗК РФ право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
17.04.2006 принят Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5).
Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу.
При этом с 01.07.2006 законодателем установлены подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земли относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона, а органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню собственности.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности.
Пункт 10 статьи 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 3.1.
Таким образом, с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что земельный участок площадью 1267900 кв.м. относится к уровню федеральной собственности.
Согласно подпункту 71 пункта 7 раздела II Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Факт передачи распоряжением ФАУГИ от 14.02.2007 N 372-р объектов федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Люберецкой квартирно-эксплуатационной части района, в муниципальную собственность муниципального образования "Люберецкий район" при сохранении остального федерального имущества на спорном земельном участке не влечет прекращение права собственности Российской Федерации на весь земельный участок без ясно выраженного согласия на это уполномоченного государственного органа Российской Федерации и переход его в категорию земель, собственность на которые не разграничена.
Вопреки доводам администрации, письмо ФАУГИ от 23.01.2009 N СМ-16/1281 не подтверждает право заинтересованного лица на распоряжение всем спорным земельным участком в отсутствие согласия ФАУГИ. Данный документ содержит разъяснение относительно порядка распоряжения и оформления земельного участка, занятого объектами, переданными в муниципальную собственность на основании распоряжения ФАУГИ от 14.02.2007 N 372-р.
Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, в муниципальную собственность указанным распоряжением передан жилой фонд (около 59 жилых домов), а также объекты инженерной инфраструктуры.
Частью 1, 3 статьи 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Следовательно, в силу статей 35-36 ЗК РФ заинтересованное лицо не лишено возможности оформить под этими объектами земельные участки, необходимые для использования, учитывая, что спор между заявителем и заинтересованным лицом о принадлежности земельных участков под объектами, принадлежащими администрации Люберецкого муниципального района Московской области и Федеральному бюджетному учреждению "4 Центральный научно-исследовательский институт ракетных, космических и авиационных систем Министерства обороны Российской Федерации" отсутствует.
Согласно статье 33 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в ред. Закона РФ от 24.06.1992 N 3119-1) акты местной администрации, принятые в пределах его компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом.
Акты местной администрации, противоречащие законодательству и решениям Совета, принятым в пределах его компетенции, могут быть отменены соответствующим Советом, вышестоящим исполнительно-распорядительным органом или признаны недействительными судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Статьей 7 Закона РСФСР от 23.11.1990 "О земельной реформе", на основании которой принималось постановление администрации от 27.01.1993 N 37/1, предусматривалось, что до юридического закрепления земельных участков в собственность, пользование, в том числе в аренду, за предприятиями, учреждениями и организациями ранее установленное право пользования земельными участками сохраняется, но на срок не более двух лет с момента вступления в действие настоящего Закона. По истечении этого срока, то есть с 01.02.1993, названное право утрачивается.
При этом законодатель не определил порядка прекращения прав на земельные участки в связи с невыполнением пользователями указанного требования.
Статья 39 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшая до 24.12.1993, предусматривающая основания прекращения прав на землю, этот вопрос также не решала.
Решение о прекращении права пользования земельным участком и его изъятии в соответствии с порядком, установленным этой статьей, не принималось.
Таким образом непереоформление прав пользования земельным участком в соответствии с Законом РСФСР "О земельной реформе" не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка соответствующими государственными органами.
Постановление Главы администрации Люберецкого района Московской области от 27.01.1993 N 37/1 "О закреплении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование организациям, учреждениям и предприятиям района" на момент издания и по настоящее время не противоречит действующему законодательству, следовательно, оснований для отмены (признании утратившим силу) пункта 1.46 данного постановления у заинтересованного лица не имелось.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган или лицо, принявшее оспариваемый акт, обязаны доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту и наличие надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта. Таких доказательств суду не представлено.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 АПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями п. 6.1 ст. 268, п.4 ч.4 ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.11.2011 по делу N А41-43147/10 отменить.
Признать недействительным и отменить постановление администрации муниципального образования "Люберецкий муниципальный район Московской области" от 26.08.2010 N 1668-ПА "О признании утратившими силу некоторых положений постановления Главы администрации Люберецкого района Московской области от 27.01.1993 N 37/1 "О закреплении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование организациям, учреждениям и предприятиям района".
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Следовательно, в силу статей 35-36 ЗК РФ заинтересованное лицо не лишено возможности оформить под этими объектами земельные участки, необходимые для использования, учитывая, что спор между заявителем и заинтересованным лицом о принадлежности земельных участков под объектами, принадлежащими администрации Люберецкого муниципального района Московской области и Федеральному бюджетному учреждению "4 Центральный научно-исследовательский институт ракетных, космических и авиационных систем Министерства обороны Российской Федерации" отсутствует.
Согласно статье 33 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в ред. Закона РФ от 24.06.1992 N 3119-1) акты местной администрации, принятые в пределах его компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом.
...
В соответствии со статьей 48 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
...
Статья 39 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшая до 24.12.1993, предусматривающая основания прекращения прав на землю, этот вопрос также не решала."
Номер дела в первой инстанции: А41-43147/2010
Истец: ФГУ "13 ГНИИ Министерства обороны России", ФГУ "4 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ"
Ответчик: Администрация муниципального образования городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района
Третье лицо: Администрация городского поселения Люберцы Московской области, Министерство обороны РФ, Прокуратура Московской области, Территориальное управление Росимущества по Московской области, Администрация муниципального образования Люберецкий район МО, Прокуратура МО
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16256/12
26.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16256/12
21.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6597/12
04.04.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10521/11
03.11.2011 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-43147/10