г. Санкт-Петербург |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А26-9268/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Манцырев С.С. - доверенность N 3.1-11/105 от 27.03.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3212/2012) ОАО "Олонецлес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.01.2012 по делу N А26-9268/2011 (судья Р.Б.Таратунин), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Олонецлес"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконными и отмене постановлений
установил:
открытое акционерное общество "Олонецлес" (ОГРН 1021001027783; место нахождения: Республика Карелия, г. Олонец, ул. Ленина, д. 21) (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 20.10.2011 N 639/11л, N 640/11л и N 649/11л, которыми общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.11.2011 заявления общества объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А26-9268/2011.
Решением суда от 17.01.2012 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Олонецлес" просит решение суда от 17.01.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, вменяемые обществу правонарушения - нарушение правил заготовки древесины при использовании лесов являются длящимися и относятся к правонарушениям в сфере природопользования, соответственно срок давности привлечения к административной ответственности за данные правонарушения составляет 2 месяца, а не 1 год как установлено судом первой инстанции.
В судебном заседании представитель Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда без изменения.
ОАО "Олонецлес", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ОАО "Олонецлес" является арендатором лесных участков, расположенных на территории Видлицкого и Тулокского участковых лесничеств ГУ РК "Олонецкое центральное лесничество" и Кинелахтинского участкового лесничества ГУ РК "Пряжинское центральное лесничество" (договоры аренды лесных участков от 22.12.2008 N 74-з и N 75-з)
Заготовка древесины на территории Видлицкого лесничества (квартал 24 выдел 6 делянка 2, выделы 4,5 делянка 1; квартал 17 выдел 47 делянка 1) осуществлялась обществом на основании лесной декларации от 30.11.2009 (окончание заготовки - 09.12.2010). Заготовка древесины на территории Тулокского лесничества (квартал 67 выдел 11 делянка 1) осуществлялась обществом на основании лесной декларации N 1от 29.01.2010 (окончание заготовки - 07.02.2011). Заготовка древесины на территории Кинелахтинского лесничества (квартал 73 выделы 20,17,10,21,13 делянка 1) осуществлялась обществом на основании лесной декларации N 2 от 04.03.2010 (окончание заготовки -14.03.2011).
08.06.2011 лесничим, государственным лесным инспектором Тухлеевым Ю.А. в ходе проведения приемки лесосеки (освидетельствования мест рубок) - квартал 24 выдел 6 делянка 2, выделы 4,5 делянка 1; квартал 17 выдел 47 делянка 1 Видлицкого участкового лесничества выявлен факт нарушения обществом пункта 7 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (далее - Правила заготовки древесины), выразившийся в оставлении не вывезенной в установленный срок древесины в объеме 16,9 куб. м. (акты приемки лесосек от 08.06.2011, том 1 л.д.43-58). Выявленные нарушения отражены также в актах проверки соблюдения требований лесного законодательства от 11.08.2011 NN 6-8, составленных в присутствии представителя общества (том 1 л.д.76-78).
По факту выявленного нарушения 11.08.2011 уполномоченным должностным лицом Министерства в отношении общества составлен протокол N 3 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Постановлением N 639/11л от 20.10.2011 ОАО "Олонецлес" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 11000 руб.
02.06.2011 лесничим, государственным лесным инспектором Виряевым А.Н. в ходе проведения с участием представителя общества Лаукканен С.К. приемки мест рубок - квартал 67 выдел 11 делянка 1 Тулокского участкового лесничества выявлен факт нарушения обществом пункта 7 Правил заготовки древесины, выразившийся в оставлении не вывезенной в установленный срок древесины в объеме 5,08 куб. м. Выявленное нарушение отражено в акте приемки лесосек (освидетельствования мест рубок) от 02.06.2011 (том 1 л.д.96-99).
По факту выявленного нарушения 08.08.2011 уполномоченным должностным лицом Министерства в отношении общества составлен протокол N 1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Постановлением N 640/11л от 20.10.2011 ОАО "Олонецлес" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 11000 руб.
16.05.2011 лесничим Федоровым М.А. в присутствии государственных инспекторов по охране леса Павловой Л.А. и Дигуева А.Н. в ходе приемки мест рубок - квартал 73 выделы 20,17,10,21,13 делянка 1 Кинелахтинского лесничества, выявлен факт нарушения обществом пунктов 7 и 9 Правил заготовки древесины, выразившийся в оставлении не вывезенной в установленный срок древесины в объеме 6,094 куб.м. и завышенных пней в объеме 93,403 куб. м. (акт приемки лесосеки от 16.05.2011, том 1 л.д.135-136).
По факту выявленного нарушения 08.08.2011 уполномоченным должностным лицом Министерства в отношении общества составлен протокол N 2-11-11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Постановлением N 649/11л от 20.10.2011 ОАО "Олонецлес" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 11000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемых правонарушений и не установил обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенных обществом правонарушений, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд также отклонил доводы общества о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 коАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 утверждены правила заготовки древесины. Устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
Нарушение правил заготовки древесины влечет административную ответственность для юридических лиц на основании части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Согласно пункту 9 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (действовавших на момент выявления правонарушения и вынесения оспариваемых постановлений), при заготовке древесины высота оставляемых пней не должна превышать одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - 10 сантиметров. Допускается оставление пней большей высоты при осуществлении заготовки древесины с применением многооперационной техники в соответствии с техническими условиями ее эксплуатации, а также в лесах, произрастающих в поймах рек.
Постановлением от 20.10.2011 N 649/2011 обществу вменяется нарушение пункта 9 Правил заготовки древесины, выразившееся в оставлении завышенных пней в объеме 93,403 куб. м. (акт приемки лесосеки от 16.05.2011, том 1 л.д.135-136).
Вместе с тем, с 31.01.2012 действуют Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 01.08.2011 N 337, которые не регламентируют высоту пней, оставляемых после заготовки древесины.
Таким образом, поскольку Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, такого вида нарушения как оставление завышенных пней не содержат, следовательно, в силу положений статьи 1.7 КоАП РФ заявитель на сегодняшний день не может нести ответственность за нарушение не действующих на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции правил, учитывая, что доказательств исполнения постановления N 649/2011 от 20.10.2011 административным органом не представлено.
В соответствии с пунктом 7 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184. рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Аналогичное правило закреплено в пункте 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 (действуют с 31.01.2012).
Оспариваемыми постановлениями от 20.10.2011 N 639/11л, N 640/11л и N 649/11л обществу вменяется в вину оставление не вывезенной в установленный срок древесины, что является нарушением пункта 7 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184, и влечет привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
События вменяемых обществу правонарушений установлены судом первой инстанции, подтверждаются материалами дела (актами приемки лесосек (освидетельствования мест рубок) от 08.06.2011, 02.06.2011, 16.05.2011, актами проверки соблюдения требований лесного законодательства от 11.08.2011 N 6-8, протоколами об административных правонарушениях N 3 от 11.08.2011, N 1 от 08.08.2011. N 2-11-11 от 02.08.2011) и заявителем не оспариваются.
Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований Правил заготовки древесины в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии в действиях общества вины применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушений, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Доводы заявителя о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3 пункта 19).
Поскольку пунктом 7 Правил заготовки древесины установлен конкретный срок исполнения обязанности по вывозу древесины с лесосеки (в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации), то суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что совершенные обществом правонарушения (оставление невывезенной в установленный срок древесины) не являются длящимися. Таким образом, срок привлечения а административной ответственности исчисляется с момента истечения срока исполнения обязанности по вывозу древесины с лесосеки (по истечении 12 месяцев со дня подачи лесной декларации). В рассматриваемом случае заготовка древесины осуществлялась ОАО "Олонецлес" на основании лесных деклараций от 30.11.2009 (окончание заготовки - 09.12.2010), от 29.01.2010 (окончание заготовки - 07.02.2011), от 04.03.2010 (окончание заготовки - 14.03.2011).
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды не состоит исключительно из Федерального закона "Об охране окружающей среды", а включает в себя и иные законы, которые регулируют общественные отношения в области охраны окружающей среды.
Лесной кодекс Российской Федерации как федеральный закон, являющийся частью лесного законодательства, основывается на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов; обеспечения охраны и защиты лесов (пункты 2,5,6 статьи 1).
С учетом приведенных норм следует признать, что нарушения пунктов 7 и 9 Правил заготовки древесины, разработанных в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации и направленных на реализацию указанных в статье 1 данного кодекса принципов, относится к нарушениям законодательства в области охраны окружающей среды.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае подлежит применению годичный срок давности привлечения к ответственности, так как вменяемые обществу административные правонарушения относятся к нарушениям законодательства об охране окружающей среды.
Таким образом, оспариваемые постановления о привлечении к административной ответственности 20.10.2011 N 639/11л, N 640/11л и N 649/11л вынесены административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к ответственности.
Судом также не установлено нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах основания для признания незаконными и отмене постановлений 20.10.2011 N 639/11л, N 640/11л и N 649/11л о назначении административного наказания отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17 января 2012 года по делу N А26-9268/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Олонецлес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды не состоит исключительно из Федерального закона "Об охране окружающей среды", а включает в себя и иные законы, которые регулируют общественные отношения в области охраны окружающей среды.
Лесной кодекс Российской Федерации как федеральный закон, являющийся частью лесного законодательства, основывается на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов; обеспечения охраны и защиты лесов (пункты 2,5,6 статьи 1).
С учетом приведенных норм следует признать, что нарушения пунктов 7 и 9 Правил заготовки древесины, разработанных в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации и направленных на реализацию указанных в статье 1 данного кодекса принципов, относится к нарушениям законодательства в области охраны окружающей среды.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае подлежит применению годичный срок давности привлечения к ответственности, так как вменяемые обществу административные правонарушения относятся к нарушениям законодательства об охране окружающей среды.
Таким образом, оспариваемые постановления о привлечении к административной ответственности 20.10.2011 N 639/11л, N 640/11л и N 649/11л вынесены административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к ответственности."
Номер дела в первой инстанции: А26-9268/2011
Истец: ОАО "Олонецлес"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия