г. Ессентуки |
|
02 апреля 2012 г. |
Дело N А63-9804/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Приоритет" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16 февраля 2012 года по делу N А63-9804/2011,
по заявлению закрытого акционерного общества "Приоритет",
к Региональному отделению ФСФР России в ЮФО г. Ростов-на-Дону,
об оспаривании постановления Регионального отделения ФСФР России в ЮФО о назначении административного наказания N 58-11-413/пн от 12.09.2011, (судья Смоляков А.Ю.),
в отсутствии лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Приоритет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Региональному отделению ФСФР России в ЮФО г. Ростов-на-Дону об оспаривании постановления Регионального отделения ФСФР России в ЮФО о назначении административного наказания N 58-11-413/пн от 12.09.2011.
Решением суда от 19 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивированно наличием состава вменяемого обществу правонарушения, и отсутствием процессуальных оснований для отмены оспариваемого постановления административного органа.
Не согласившись с принятым решением, закрытое акционерное общество "Приоритет" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено до совершения обществом вменяемого правонарушения. Кроме того вменяемое правонарушение по тяжести общественной опасности следует квалифицировать как малозначительное.
Региональное отделение ФСФР России в ЮФО представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16 февраля 2012 года по делу N А63-9804/2011.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с поручением заместителя руководителя РО ФСФР России в ЮФО проведена камеральная проверки деятельности ЗАО "Приоритет".
По результатам проверки в адрес общества было направленно предписание от 14.06.2011 об устранении нарушений о предоставлении в РО ФСФР России в ЮФО документов со сроком исполнения до 15.07.2011(том N 1 л.д.78-79).
Из текста предписания следует, что общество обязано в срок до 15.07.2011 представить в РО ФСФР в ЮФО копии следующих документов: справку о лицах, осуществляющих ведение реестра владельцев именных бумах Общества в период с 01.01.2010 по дату получения настоящего предписания; в случае осуществления ведения реестра владельцев именных ценных бумаг Общества в период с 01.01.2010 по дату получения настоящего предписания специализированным регистратором представить в РО ФСФР России в ЮФО копию договора на ведение реестра, с приложением акта приема-передачи документов общества. В случае отсутствия возможности представления истребуемые документов в установленный срок, представить мотивированное пояснение.
Предписание направлено в адрес общества заказным письмом с уведомлением, согласно почтовому уведомлению предписание получено обществом 22.06.2011(том N 1 л.д.77).
22.07.2011, по истечении срока исполнения предписания, составлен акт о выявлении административного правонарушения (том N 1 л.д.76)
В связи с неисполнением предписания в установленный срок, в адрес общества направленно уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (том N 1 л.д.74-75)
11.08.2011 должностным лицом РО ФСФР России в ЮФО был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЗАО "Приоритет" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) (том N 1 л.д.71-73).
Общество извещалось о времени и месте составления протокола (том N 1 л.д.74) однако не направило своих представителей для участия в составлении протокола об административном правонарушении.
По результатом рассмотрения протокола общество привлечено к административной ответственности, вынесено постановление от 12.09.2011 N 58-11-413/пн о назначении административного наказания (том N1 л.д.37-39).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 22.06.2006 N 06-69/пз-н (далее - Типовое положение), региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (далее - РО ФСФР России в ЮФО) является территориальным органом ФСФР России.
Согласно пункту 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - ФЗ "О рынке ценных бумаг"), пункта 2.1.1, 2.1.6 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного приказом ФСФР России от 12.03.2010 N 10-47/пз-н, к функциям РО ФСФР России в ЮФО относится осуществление контроля за соблюдением эмитентами, находящимися на территории Южного Федерального округа и Северо-Кавказского округа, требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о защите прав инвесторов.
РО ФСФР России в ЮФО предприняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения возможности обществу воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ, а именно возможность ознакомления с протоколом, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, а также разъяснения прав и обязанностей. В назначенное время представитель ЗАО "Приоритет" на подписание протокола не явился, ходатайств и объяснений не представил.
Определением от 12.08.2011 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ЗАО "Приоритет" было назначено на 12.09.2011, которое было направлено в адрес общества заказным письмом с уведомлением вместе с приложением копии протокола (исх. от 12.08.2011 N 58-11-АЩ-09/4086), полученное обществом 19.08.2011.
В результате рассмотрения дела, РО ФСФР России в ЮФО было установлено, что бездействие ЗАО "Приоритет" соответствует признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса, и вынесено постановление от 12.09.2011 N 58-11-413/пн о назначении административного наказания.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, административным органом не нарушен срок привлечения общества к ответственности.
Штраф, предусмотренный санкцией части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в размере 500 000 рублей является минимальным.
Суд не выявил процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено до совершения обществом вменяемого правонарушения - противоречит материалам дела, и отклоняется судом как несоответствующий действительности.
В соответствии с материалами дела предписание подлежало исполнению до 15.07.2011 и получено обществом своевременно, однако не исполнено в установленный срок. Предписание от 22.08. 2011 (том 1 л.д. 35-36) со сроком исполнения до 26.09.11 является самостоятельным документом и не рассматривалось в качестве предмета административного правонарушения по настоящему делу.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Довод апелляционной жалобы о том, что вменяемое правонарушение по тяжести общественной опасности следует квалифицировать как малозначительное - отклоняется по следующим основаниям:
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем она определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд, исследовав обстоятельства дела и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, а также, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, приходит к выводу о том, что административное правонарушение в сфере рынка ценных бумаг, совершенное обществом, содержат опасную угрозу (реальную и потенциальную) охраняемым общественным отношениям, причиняет существенный вред интересам граждан Российской Федерации, общества и государства.
Кроме того санкция вменяемой статьи не содержит альтернативного подхода в виде применения штрафа либо предупреждения, а устанавливает существенную сумму штрафа, что так же свидетельствует об опасности совершенного обществом правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 16 февраля 2012 года по делу N А63-9804/2011.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16 февраля 2012 года по делу N А63-9804/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В результате рассмотрения дела, РО ФСФР России в ЮФО было установлено, что бездействие ЗАО "Приоритет" соответствует признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса, и вынесено постановление от 12.09.2011 N 58-11-413/пн о назначении административного наказания.
...
Штраф, предусмотренный санкцией части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в размере 500 000 рублей является минимальным.
...
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
...
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
...
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений."
Номер дела в первой инстанции: А63-9804/2011
Истец: ЗАО "Приоритет"
Ответчик: ФСФР России региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в ЮФО
Третье лицо: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Южном Федеральном округе
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-535/12