г. Владивосток |
|
06 апреля 2012 г. |
Дело N А51-20400/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович
судей А.С. Шевченко, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.А. Ткаченко
при участии:
от Отделения по г. Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Прокопенкова О.В. удостоверение 25 N 00374, доверенность от 26.03.20112 N 05/01-12/9 сроком действия до 31.12.2012$
от ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по г.Большой Камень и Шкотовскому району Управление Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-1896/2012
на решение от 30.01.2012 года
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-20400/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края (ИНН 2502023037, ОГРН 1022500535859)
к Отделению по г.Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ИНН 2503014476, ОГРН 1022500578770) о признании незаконными действий и обязании принять к исполнению и исполнить исполнительные листы
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края (далее "заявитель", "взыскатель") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее "ответчик", "Отделение по г. Большой Камень и Шкотовскому району УФК по Приморскому краю"), выразившихся в отказе в принятии к исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края серии АС N 003684579 по делу N А51-2202/2011 и исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края серии АС N 003684581 по делу N А51-2204/2011, изложенном в письме от 14.10.2011 N 02-55/1390 и об обязании ответчика принять к исполнению указанные исполнительные листы.
Решением от 30.01.2012 года суд удовлетворил требования учреждения.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, Отделение, ссылаясь на положения ст. 166.1, 242.3 БК РФ, указывает, что исполнительные документы, предусматривающие взыскание с должников, не имеющих лицевых счетов в органе федерального казначейства, подлежат возврату. Поскольку у должника отсутствует лицевой счет, у органа федерального казначейства отсутствует реальная возможность исполнить судебный акт.
Полагая, что действия Отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю являются правомерными, заявитель жалобы просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Пенсионный Фонд явку представителей в суд не обеспечил. Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей неявившейся стороны.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Решениями Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2011 по делам N А51-2202/2011 и N А51-2204/2011 были удовлетворены требования ГУ - УПФ РФ по г. Большой Камень и Шкотовскому району Приморского края к ФБУ Войсковая часть 15118 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Решения вступили в законную силу 26.04.2011.
Во исполнение решений суда по делам N А51-2202/2011 и N А51-2204/2011 были выданы исполнительные листы серии АС N 003684579 и серии АС N 003684581.
Выданные исполнительные листы были направлены для исполнения в Отделение по г. Большой Камень и Шкотовскому району УФК по Приморскому краю.
Отделение по г. Большой Камень и Шкотовскому району УФК по Приморскому краю письмом от 14.10.2011 N 02-55/1390 возвратило заявителю данные исполнительные листы, указав, что представленные документы подлежат возврату в связи с тем, что должник не имеет лицевого счета получателя средств бюджета в Отделении по г. Большой Камень и Шкотовскому району УФК по Приморскому краю.
Полагая, что возврат ответчиком исполнительных документов без исполнения является незаконным, взыскатель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Как установлено судом первой инстанции, возврат исполнительного документа Отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обусловлен отсутствием в данном органе Федерального казначейства лицевого счета должника - ФБУ Войсковая часть 15118.
Основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, предусмотрены пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве";
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Государственного учреждения, исходил из того, что установленный пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень оснований для возврата исполнительных документов является исчерпывающим, в связи с чем возврат исполнительного документа по иной причине, не может признаваться законным.
Апелляционный суд полагает, что указанный вывод суда первой инстанции основан на правильном применении норм материального права.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Следовательно, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
Кроме того, из пояснений представителя ответчика, полученных в ходе судебного разбирательства, следует, что ответчик располагал сведениями о распорядителе средств федерального бюджета по Войсковой части 15118, которым является Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю.
Располагая информацией о распорядителе бюджетных средств по должнику, месте открытия ему лицевого счета в отделении казначейства, ответчик тем не менее действий по исполнению поступивших исполнительных документов не произвел, а возвратил исполнительные листы по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом РФ.
При данных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемые действия ответчика нарушают права заявителя на своевременное исполнение судебного акта, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал действия Отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району УФК по Приморскому краю по возвращению исполнительных листов серии АС N 003684579 и серии АС N 003684581 несоответствующими требованиям статей 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.01.2012 года по делу N А51-20400/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.С. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Государственного учреждения, исходил из того, что установленный пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень оснований для возврата исполнительных документов является исчерпывающим, в связи с чем возврат исполнительного документа по иной причине, не может признаваться законным.
...
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
...
Располагая информацией о распорядителе бюджетных средств по должнику, месте открытия ему лицевого счета в отделении казначейства, ответчик тем не менее действий по исполнению поступивших исполнительных документов не произвел, а возвратил исполнительные листы по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом РФ.
При данных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемые действия ответчика нарушают права заявителя на своевременное исполнение судебного акта, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал действия Отделения по г. Большой Камень и Шкотовскому району УФК по Приморскому краю по возвращению исполнительных листов серии АС N 003684579 и серии АС N 003684581 несоответствующими требованиям статей 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и удовлетворил заявленные требования."
Номер дела в первой инстанции: А51-20400/2011
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края
Ответчик: Отделение по г. Большой Камень и Шкотовскому району Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, Отделение по.г.Большой Камень и Шкотовскому району Управление Федерального казначейства по ПК
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13199/12
28.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13199/12
04.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2630/12
06.04.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1896/12
30.01.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-20400/11