г. Вологда |
|
02 апреля 2012 г. |
Дело N А05-9817/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Маховой Ю.В., судей Журавлева А.В. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участии от истца Иваницкой О.В. по доверенности от 19.01.2012, Попова Г.В. - директора на основании приказа от 06.05.2006 N 124,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 января 2012 года по делу N А05-9817/2011 (судья Шашков А.Х.),
установил
муниципальное унитарное предприятие "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" (ОГРН 1022901443443; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с требованием взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Архэнерго" (ОГРН 1047855175785; далее - Общество) 1 030 503 руб. 86 коп. неосновательного обогащения, образовавшегося в результате неоплаты переданной в январе 2011 года электрической энергии по сетям истца (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец увеличил размер иска).
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по тарифам и ценам Архангельской области.
Решением суда от 13 января 2012 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано. С Предприятия в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 21 305 руб. 03 коп.
Предприятие с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что вывод суда о том, что истец не представил доказательств оказания услуг по передаче электрической энергии за расчетный период, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку факт оказания услуг по передаче электрической энергии подтверждается уже тем, что конечный потребитель в полном объеме получает электрическую энергию. Считает, что суд не учел вывод суда по делу N А05-2605/2011, имеющий преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Ответчик и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что стороны являются смежными сетевыми организациями, которые оказывают услуги по передаче электроэнергии.
Договор оказания услуг по передаче электрической энергии между Предприятием и Обществом на 2011 год был не заключен.
В Арбитражном суде Архангельской области рассмотрено дело N А05-2605/2011 по иску Предприятия о понуждении Общества заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2011 N 1/2011. Решением суда от 06.07.2011, оставленным в силе постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011, установлено, что срок действия договора определяется в соответствии с положениями гражданского законодательства, то есть договор следует считать заключенным с даты вступления решения суда в законную силу - 13.09.2011.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство) от 28.12.2010 N 70-э/5 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" установлены и введены в действие с 01.01.2011 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в частности для расчетов между Обществом (плательщик) и Предприятием установлена ставка на содержание электрических сетей - 109 068, 11 руб./МВт*мес. и мощность для взаимного оказания услуг - 8,01 МВт (приложение N 1 к протоколу от 28.12.2010).
Для оплаты услуг по передаче электроэнергии (содержание сетей) за январь 2011 года Предприятие выставило счет-фактуру от 31.01.2011 N 00000003 на сумму 1 030 503 руб. 86 коп.
В расчете стоимости услуг истец применял тариф (109 068 руб. 11 коп./МВт*мес.) и мощность (8,01 МВт), утвержденные постановлениями Агентства от 28.12.2010 N 70-э/5.
Ответчик отказался оплачивать счета, сославшись на отсутствие договорных отношений на 2011 год (письма от 05.03.2011 N 16/2-26/2094 и N 16/2-26/2096, от 09.03.2011 N 16/2-21/2125, от 23.03.2011 N 16/2-26/2603), что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности факта оказания Предприятием услуг по передаче Обществу электрической энергии и отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия с выводами Арбитражного суда Архангельской области не согласна по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
В силу статей 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата услуг исполнителя производится заказчиком в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На оснвоании пункта 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставить другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 8 Правил N 861 в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил.
Исходя из материалов дела Предприятие и Общество являются смежными сетевыми организациями. В спорный период отношения между Предприятием и Обществом не урегулированы договором.
Факт оказания Предприятием услуг по передаче электрической энергии установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2605/2011 по иску Предприятия к Обществу о понуждении заключить договор.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Расчет оказанных услуг по передаче электроэнергии произведен истцом на основании постановления Агентства от 28.12.2010 N 70-э/5 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - постановление N 70-э/5) и протокола заседания коллегии Агентства от 28.12.2010 N 70 путем умножения ставки на содержание электрических сетей (109 068 руб./МВт) на мощность для взаимного оказания услуг (8,007 МВт).
Ответчик ошибочно считает, что расчет с использованием индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии между сетевыми организациями подлежит применению к величине фактически присоединенной (заявленной) мощности, но не к расчетной величине, определенной Агентством.
Пунктом 34 Правил N 861 предусмотрено, что услуга по передаче электрической энергии предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 заявленная мощность - предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах, присоединенная мощность - совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети (в том числе опосредованно) трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, исчисляемая в мегавольт-амперах.
Заявленная мощность сторонами не согласована.
В пункте 42 Правил N 861 предусмотрено, что расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с договором осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны такого договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку (НВВ) данной организации.
В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии" (далее - информационное письмо N ЕЯ-5133/12) определено, что во исполнение положений статьи 42 Правил N 861 Федеральной службой по тарифам разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), которые предусматривают порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Изменения и дополнения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 31.12.2009 N 558-э/1.
Согласно данному информационному письму в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее НВВ необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с названными Методическими указаниями.
В силу пункта 49 Методических указаний индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов каждой пары смежных сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В пункте 52 Методических указаний предусмотрен расчет индивидуальных тарифов путем определения двух ставок, а именно: ставки на содержание электрических сетей; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии. При этом базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
Согласно информационному письму N ЕЯ-5133/12 все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями.
Постановлением N 70-э/4 на территории Архангельской области с 01.01.2011 введены единые (котловые) тарифы по диапазонам напряжения, состоящие из двух частей: тариф на содержание сетей и тариф на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях.
Постановлением N 70-э/5 определены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. Суть тарифов межсетевого взаимодействия сводится к получению собственной НВВ сетевыми организациями, а именно отдать излишние и получить недостающие средства.
Тарифы сформированы по границам сетевых организаций и по энергопринимающим устройствам потребителей соответственно. В них включены расходы на оплату услуг всех сетевых организаций на территории Архангельской области.
Согласно указанным нормативным актам Общество по отношению к Предприятию является "держателем котла", то есть непосредственным получателем средств от открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" (далее - ОАО "АСК"), осуществляющего приобретение энергии для последующей ее перепродажи потребителям.
ОАО "АСК" (гарантирующий поставщик), применяя единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области (Постановление N 70-э/4), рассчитывается за услуги по передаче электроэнергии с территориальными сетевыми организациями, к сетям которых присоединены потребители, в том числе с истцом и ответчиком, в соответствии с моделью "котел снизу", то есть каждый потребитель или гарантирующий поставщик оплачивает передачу по котловому (единому) тарифу той сетевой компании, к которой присоединены его (потребителя) энергопринимающие устройства.
Котловые (единые) тарифы устанавливаются в соответствии с разделом VII Методических указаний различными для каждого уровня напряжения (ВН, СН1, СН2, НН) и для населения, и для приравненных к ним потребителям. При этом возникает ситуация, когда в зависимости от того, какая группа потребителей присоединена к сетям соответствующей сетевой компании (население, прочие потребители), НВВ некоторых сетевых организаций не может быть наполнена или, наоборот, становится избыточной за счет оплаты по котловому (единому) тарифу.
Избыток (недостаток) средств НВВ сетевых компаний компенсируется органом регулирования установлением индивидуальных тарифов межсетевого взаимодействия.
В соответствии с постановлением N 70-э/5 ставка на содержание электрических сетей для Предприятия и Общества составляет 109 068 руб./МВт*мес. Согласно приложению к протоколу от 28.12.2010 N 70 заседания коллегии Агентства (по тарифам и ценам Архангельской области) мощность для взаимного оказания услуг составила 8,007 МВт.
В связи с отсутствием договорных отношений в спорный период между истцом и ответчиком порядок расчетов за оказанные истцом услуги определен не был, между ними не была согласована заявленная мощность. В письме Федеральной службы по тарифам от 28.12.2009 N ЕП-9412/12 "Об оплате заявленной мощности" указано на то, что действующим законодательством не предусмотрено, какая мощность должна быть использована при расчете оплаты по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в отсутствие согласованной между сторонами заявленной мощности. При несогласовании величины заявленной мощности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии для расчетов по договору с целью обеспечения территориальной сетевой организации необходимой валовой выручкой целесообразно использовать величину мощности, учтенную регулирующим органом при утверждении тарифа.
Кроме того, действующее гражданское законодательство не содержит императивных норм, устанавливающих, что оплате подлежит исключительно фактически потребленный объем электрической мощности. Апелляционный суд полагает возможным применение величины заявленной мощности, учтенной при формировании тарифа Агентством в постановлении N 70-э/5.
На основании изложенного требование истца о взыскании неосновательного обогащения, в связи с неоплатой ответчиком услуг по передаче электрической энергии (содержание сетей), является правомерным и обоснованным как по праву, так и по размеру.
При таких обстоятельствах решение суда от 13 января 2012 года подлежит отмене по пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, заявленные требования - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные истцом при рассмотрении настоящего дела, а также недостающая часть госпошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 января 2012 года по делу N А05-9817/2011 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Архэнерго" (ОГРН 1047855175785; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Свободы, д. 3) в пользу муниципального унитарного предприятия "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" (ОГРН 1022901443443; место нахождения: 164600, Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Победы, д. 26) 1 030 503 руб. 86 коп. неосновательного обогащения, 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Архэнерго" (ОГРН 1047855175785) в доход федерального бюджета 21 305 руб. 03 коп. государственной пошлины.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Архэнерго" (ОГРН 1047855175785; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Свободы, д. 3) в пользу муниципального унитарного предприятия "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" (ОГРН 1022901443443) 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Ю.В. Махова |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ОАО "АСК" (гарантирующий поставщик), применяя единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области (Постановление N 70-э/4), рассчитывается за услуги по передаче электроэнергии с территориальными сетевыми организациями, к сетям которых присоединены потребители, в том числе с истцом и ответчиком, в соответствии с моделью "котел снизу", то есть каждый потребитель или гарантирующий поставщик оплачивает передачу по котловому (единому) тарифу той сетевой компании, к которой присоединены его (потребителя) энергопринимающие устройства.
...
В соответствии с постановлением N 70-э/5 ставка на содержание электрических сетей для Предприятия и Общества составляет 109 068 руб./МВт*мес. Согласно приложению к протоколу от 28.12.2010 N 70 заседания коллегии Агентства (по тарифам и ценам Архангельской области) мощность для взаимного оказания услуг составила 8,007 МВт.
В связи с отсутствием договорных отношений в спорный период между истцом и ответчиком порядок расчетов за оказанные истцом услуги определен не был, между ними не была согласована заявленная мощность. В письме Федеральной службы по тарифам от 28.12.2009 N ЕП-9412/12 "Об оплате заявленной мощности" указано на то, что действующим законодательством не предусмотрено, какая мощность должна быть использована при расчете оплаты по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в отсутствие согласованной между сторонами заявленной мощности. При несогласовании величины заявленной мощности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии для расчетов по договору с целью обеспечения территориальной сетевой организации необходимой валовой выручкой целесообразно использовать величину мощности, учтенную регулирующим органом при утверждении тарифа.
Кроме того, действующее гражданское законодательство не содержит императивных норм, устанавливающих, что оплате подлежит исключительно фактически потребленный объем электрической мощности. Апелляционный суд полагает возможным применение величины заявленной мощности, учтенной при формировании тарифа Агентством в постановлении N 70-э/5."
Номер дела в первой инстанции: А05-9817/2011
Истец: МУП "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район"
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Архэнерго"
Третье лицо: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области