г. Санкт-Петербург |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А56-59519/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: Варшавского В.Л. по доверенности от 14.09.2011.
от ответчика: Ильиной К.С. по доверенности от 26.12.2011 N 06-21/24213.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2699/2012) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2011 года по делу N А56-59519/2011 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "ТехноИмпорт"
к Санкт-Петербургской таможне
о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТехноИмпорт" (454119, Челябинск, ул. Машиностроителей, д. 2, оф. 417, ОГРН 1097449008117, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни (199034, Санкт-Петербург, В.О., 9-я линия, д. 10) о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации по декларации на товары (ДТ) N 10210090/020811/0020062, и об обязании таможни устранить нарушения прав и законных интересов общества путем возврата на расчетный счет заявителя 1 312 307 руб. 71 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением от 14.12.2011 заявление общества удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Санкт-Петербургская таможня направила и поддержала в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просила решение от 14.12.2011 отменить. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что таможенная стоимость товара определена обществом на основании цены товара, указанной в соответствии с условиями контракта в коммерческом инвойсе, на основании метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Таможня указывает, что в соответствии с пунктом 2 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном оформлении. Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары. Податель жалобы указывает, что таможенный представитель заявителя ООО "Вента" не представил в пакете документов, приложенных к ДТ N 10210090/020811/0020062 ДТС-1, самостоятельно определил таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенную стоимость" из расчета 24,95 долларов за килограмм, задекларировав ее путем заполнения ДТС-2 и КТС-1. Податель жалобы обращает внимание апелляционной коллегии на то, что ДТС-1 не была представлена ни в таможенный орган, ни в суд.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество на основании контракта от 04.02.2011 N 04-2011, заключенного с компанией VALARIS GROUP LTD (Сейшельские острова), ввезло на территорию Российской Федерации по ДТ N 10210090/020811/0020062 и представило к таможенному декларированию товар - оборудование для грохочения: линейный ленточный грохот для удаления отсева из технологических суспензий.
Таможенная стоимость товара определена Обществом с использованием основного метода определения таможенной стоимости - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости обществом в таможню представлен комплект документов, в том числе: внешнеторговый контракт N 04-2011 от 04.02.2011, паспорт сделки N 11020008/2748/0076/2/0, инвойсы, транспортные документы и др.
В ходе таможенного оформления таможня обнаружила признаки недостоверного заявления сведений о таможенной стоимости товаров и 02.08.2011 вынесла решение о проведении дополнительной проверки. Данным решением у Общества истребованы дополнительные документы: пояснения продавца по вопросу ценообразования, информацию о стоимости идентичных, однородных товаров, банковские платежные документы, подтверждающие оплату товаров, поставленных по контракту, договор реализации ввозимых товаров на внутренне рынке РФ и другие.
В связи с непредставлением запрошенных документов таможня 02.08.2011 приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров по резервному методу на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами. В результате произведенной корректировки таможенной стоимости обществу доначислено 1 312 307 руб. 71 коп. таможенных платежей, уплаченных заявителем в полном объеме.
Считая решение о корректировке таможенной стоимости товаров незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости представило все необходимые документы, а таможня не доказала невозможность использования цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости, не опровергла достоверность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, не установила зависимость цены сделки от имеющихся правовое значение условий, и признал незаконным решение о корректировке от 02.08.2011, обязав таможню возвратить заявителю 1 312 307 руб. 71 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 27 настоящего Кодекса и главой 8.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2).
Сведения, указанные в пункте 2 указанной статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (п. 3).
Как указано в пункте 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно части 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза установлены Соглашением от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 о Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, содержащей условия применения определения таможенной стоимости по стоимости сделки с товарами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.
Статьей 67 ТК ТС предусмотрено, что по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 3 статьи 69 ТК ТС установлено, что для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи, если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Как установлено судом первой инстанции, обществом в подтверждение обоснованности применения метода определения таможенной стоимости ввезенных товаров по стоимости сделки с ними представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 183 ТК ТС, содержащей перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, и пунктом 1 приложения 1 к Порядку декларирования. Представленными обществом документами подтверждается наименование, ассортимент и цена товаров, ввезенных по ДТ в соответствии с условиями контракта, указанные документы не содержат противоречий и в совокупности достаточны для обоснования заявленной таможенной стоимости, определенной по стоимости сделки с ними.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с разделом "Предмет контракта" контракта от 04.02.2011 N 04-2011 компания "VALARUS GROUP LTD" (продавец) и Общество (покупатель) договорились о поставке оборудования для переработки горных пород, запчастей для оборудования, на сумму 300 000 евро, указав при этом, что перечень, количество, цена за единицу товара указывается в Приложении, являющего неотъемлемой частью настоящего контракта. В приложении N 2 от 13.06.2011 к контракту определено наименование, количество, его стоимость за единицу товара. Стоимость товара, указанная в инвойсах соответствует стоимости, согласованной сторонами в приложении к контракту.
Таким образом, представленные обществом документы позволяют определить таможенную стоимость товаров, ввезенных по спорной ДТ.
Установленные статьей 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не позволяют ему произвольно осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Как следует из решения от 02.08.2011, в обоснование правомерности проведенной корректировки таможенной стоимости податель жалобы ссылается на непредставление декларантом всех дополнительно запрошенных у него в соответствии со статьей 69 ТК РФ.
Между тем, как следует из материалов дела (л.д. 106-11), общество представило в таможенный орган пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки и письмом от 04.08.2011 объяснило невозможность представления других запрошенных документов.
Таким образом, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о недоказанности таможней недостоверности и недостаточности сведений, содержащихся в представленных документах, для применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки. Различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, само по себе не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений. Доказательств наличия условий, влияние которых не могло быть учтено при определении таможенной стоимости ввезенных товаров, таможенный орган также не представил.
В апелляционной жалобе таможенный орган ссылается на отсутствие при таможенной оформлении товаров, ввезенных по ДТ N 10210090/020811/0020062, ДТС-1.
В силу пункта 2 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном оформлении. Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.
ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. Подача ДТС должна сопровождаться предоставление таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена (Приложение N 1 к Порядку) (пункт 4 Порядка).
В соответствии с пунктом 6 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров ДТС составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предназначен для таможенного органа, другой - для лица, заполнившего ДТС.
В судебном заседании представитель общества пояснил, что таможенное оформление товаров, ввезенных по ДТ N 10210090/020811/0020062, осуществляло ООО "Вента", местонахождение которого на данный момент не известно, в связи с чем у него отсутствует экземпляр ДТС-1.
Таможенным органом в судебное заседание апелляционного суда представлен оригинал спорной ДТ с комплектом приложенных к ней документов, в котором отсутствует ДТС-1 и опись документов.
Между тем, в решении о корректировке таможенной стоимости товаров от 02.08.2011 таможня на отсутствие ДТС-1 не ссылается.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что поскольку сведения о таможенной стоимости товара указываются декларантом в ДТС-1, таможенная стоимость откорректирована таможней, то у таможенного органа имелись сведения о таможенной стоимости товара. Утверждая о незаполнении декларантом ДТС-1, таможня ссылается на опись документов к ДТ N 10210090/020811/0020062. Между тем, поскольку в представленном комплекте документов к названной ДТ N 10210090/020811/0020062 отсутствует опись, вышеуказанное утверждение таможенного органа признается судебной коллегией бездоказательным.
Ссылка подателя жалобы на то, что общество самостоятельно заполнило бланки КТС-1 и ДТС-2 и, следовательно, согласилось с проведенной корректировкой, апелляционным судом не принимается, поскольку общество совершило данные действия в целях скорейшего выпуска товара.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение таможенного органа по корректировке таможенной стоимости ввезенного по спорной ДТ товара не соответствуют нормам ТК ТС. В нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ таможенный орган не представил доказательств наличия оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товара. Невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение Санкт-Петербургской таможни от 02.08.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных ООО "ТехноИмпорт" по ДТ N 10210090/020811/0020062 и в целях восстановления прав и законных интересов заявителя в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязал таможенный орган возвратить 1 312 307 руб. 71 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2011 года по делу N А56-59519/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленные статьей 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не позволяют ему произвольно осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Как следует из решения от 02.08.2011, в обоснование правомерности проведенной корректировки таможенной стоимости податель жалобы ссылается на непредставление декларантом всех дополнительно запрошенных у него в соответствии со статьей 69 ТК РФ.
...
Ссылка подателя жалобы на то, что общество самостоятельно заполнило бланки КТС-1 и ДТС-2 и, следовательно, согласилось с проведенной корректировкой, апелляционным судом не принимается, поскольку общество совершило данные действия в целях скорейшего выпуска товара.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение таможенного органа по корректировке таможенной стоимости ввезенного по спорной ДТ товара не соответствуют нормам ТК ТС. В нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ таможенный орган не представил доказательств наличия оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товара. Невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение Санкт-Петербургской таможни от 02.08.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных ООО "ТехноИмпорт" по ДТ N 10210090/020811/0020062 и в целях восстановления прав и законных интересов заявителя в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязал таможенный орган возвратить 1 312 307 руб. 71 коп. излишне уплаченных таможенных платежей."
Номер дела в первой инстанции: А56-59519/2011
Истец: ООО "ТехноИмпорт"
Ответчик: Санкт-Петербургская таможня
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2699/12