Где встретить ангела?
Из всех инвесторов самыми отчаянными можно назвать бизнес-ангелов. Они хотят участвовать в тех инновационных проектах, куда не ступала "нога" даже венчурных фондов. Так что "ангельские" инвестиции можно называть "довенчурными".
Бизнес-ангелы вкладывают в компании средства на начальной ("посевной") стадии и выступают первыми профессиональными инвесторами. Наряду с ними в "посевные" проекты решаются инвестировать только 3F (friends, family, fools - друзья, семья, "наивные"), но их мотивация является скорее некоммерческим стремлением помочь начать свое дело близким людям. Бизнес-ангелы, в отличие от расчетливых инвесторов следующих этапов развития проекта, доверяют не столько финансовым показателям, сколько идеям и стоящим за ним людям, их энтузиазму, вере и способности довести проект до конца.
В России этот сектор рисковых инвестиций находится пока еще на начальной стадии развития. Отечественные бизнес-ангелы - это обеспеченные люди, как правило, действующие и успешные предприниматели, желающие диверсифицировать свой бизнес или найти новые источники доходов. Объем инвестиций российских бизнес-ангелов в один проект составляет, по различным оценкам, от 0,1 до 1 миллиона долларов. Чаще всего они сами активно участвуют в управлении новым бизнесом, не только помогая средствами, но и делясь деловыми контактами, опытом, знаниями, и именно поэтому такие инвестиции еще называют "умными деньгами". Сегодня в России преобладают одиночные инвестиции, однако заметна тенденция объединения бизнес-ангелов в синдикаты с целью диверсификации риска. Существуют и инвестиционные компании - специализированные организации, инвестирующие в проекты начальной фазы. К их числу относятся ОАО "НИКОР", ЗАО "Академ-Партнер", ООО "ВИСС" и ряд других.
Цель финансовых вложений бизнес-ангелов чаще всего заключается не в получении стабильного дохода в течение длительного периода времени (на ранней стадии дивиденды обычно реинвестируются в развитие бизнеса). Для них гораздо важнее фиксация прибыли на "выходе", т.е. продажа доли в проинвестированном предприятии через три-семь лет по цене, намного превосходящей вложения. Обычно бизнес-ангелы "со стажем" обладают инвестиционным портфелем из пяти-десяти проектов, из них успешными оказываются два-четыре, и их реализация компенсирует затраты на остальные проекты и приносит инвестору крупную прибыль.
Бизнес-ангельское финансирование не стоит смешивать с венчурным, хотя идеологии этих секторов инвестирования весьма схожи. Венчурные фонды инвестируют чаще всего в сформированные инновационные компании (start-up) с законченной концепцией продукта и бизнес-моделью, существующим опытным производством, проведенными маркетинговыми исследованиями, сложившейся командой. В отличие от них, бизнес-ангелы финансируют проекты на самой ранней стадии формирования бизнеса. Таким образом, венчурные инвесторы и бизнес-ангелы органично дополняют друг друга, поскольку start-up возникают из малых инновационных предприятий "посевной" стадии в ходе своего развития. Тем самым венчурные капиталисты сменяют (или дополняют) бизнес-ангелов по мере развития инновационной компании и являются следующим за "ангелами" звеном в инвестиционной цепочке.
Главная характеристика бизнес-ангельского инвестирования - возможность получения очень высоких прибылей, размер которых может исчисляться сотнями процентов годовых. Это результат того, что бизнес-ангелы, в отличие от консервативных инвесторов, решаются вкладывать в идеи и технологии, перспективы которых выглядят очень неопределенными, но которые в случае успеха способны в корне изменить крупные рынки или создать совершенно новые ниши, где получившие "ангельские" инвестиции компании становятся безоговорочными лидерами. Такова история компаний Google, Amazon.com, Starbucks и многих других, менее известных, но столь же инновационных и креативных.
А ты записался в бизнес-ангелы?
Многие российские компании и частные инвесторы, фактически выполняя функции бизнес-ангелов, не осознают себя таковыми. Причина этого - пока еще малая известность термина "бизнес-ангел". Однако прецеденты финансовых вложений, которые могут быть отнесены к бизнес-ангельским, в России, безусловно, существуют. Это неудивительно: в России уже имеется широкий слой состоятельных людей, и некоторые из них вкладывают "лишние" средства в стартующие компании и инновационный бизнес на самой ранней стадии их развития. Сначала это были проекты близких знакомых, сотрудников, одноклассников, коллег по научным школам, однако за последние годы все больше проектов инвестируется на чисто коммерческой основе, и при принятии решений дружеские отношения уступают место анализу рынков и экономической составляющей проекта.
Ряд прецедентов бизнес-ангельского инвестирования появился в ходе ИТ-бума 1990-х, когда инвесторы в технологический сектор поверили в возможность коммерческой отдачи в краткосрочном периоде, которую на тот период предоставляли интернет-проекты. Вложив относительно небольшую сумму в стартующий интернет-проект, инвестор мог "сделать" весьма крупные деньги за два-три года, продав свою долю крупной ИТ-компании или фонду прямых инвестиций. Высокие технологии (причем не только в ИТ) начали восприниматься как возможный источник достаточно быстрого получения прибыли, и в это время стали появляться первые "посевные" проекты, организуемые по модели западных hi-tech компаний. Их создатели искали состоятельных людей, способных понять их идеи и бизнес-модели и участвовать в постановке бизнеса и его развитии на начальном этапе. Привлеченные таким образом инвесторы могут быть с полным правом отнесены к бизнес-ангелам. Именно в течение 1990-х годов начали свой бизнес такие известные бизнес-ангелы, как Вадим Асадов, Александр Галицкий, Андрей Головин. Они создавали с нуля ориентированные на глобальный рынок инновационные проекты и развивали их по самым высоким мировым стандартам.
Вместе с тем понятие "бизнес-ангел" пока не укоренилось в российской практике. На протяжении даже последних нескольких лет не более 30-40 человек позиционировали себя именно в таком качестве.
Только в 2006 году стало возможным говорить об осознании бизнес-ангелами своего дела как обособленной отрасли и их стремлении объединяться в сети и сообщества, активно сотрудничающие друг с другом и обменивающиеся актуальной информацией.
Инвестиционный процесс
Взаимодействие бизнес-ангелов и инициаторов инновационных проектов способно развиваться самыми разными путями. Например, инвестор может выкупить контрольный пакет акций или же приобрести миноритарный пакет, а также создать с инициатором проектов новое юридическое лицо.
Отбор проектов бизнес-ангелов происходит по следующей схеме.
На первом этапе (deal flow) проводится первоначальный поиск проектов, которые имеют потенциал коммерциализации, смогут стать конкурентоспособными и в дальнейшем с лихвой окупят первоначальные вложения. Основная информация о проекте исходит из описаний проекта, заявок на получение инвестиций (бизнес-предложений), поступающих в распоряжение инвестору, а также находится через личные контакты. Количество проектов, отсеиваемых на данном этапе на практике превышает 50 процентов. Инвестор принимает решение о дальнейшем рассмотрении проекта исходя из достаточно скудной информации, полагаясь при этом на свою интуицию, основанную на первом впечатлении о технологии и команде.
Если проект прошел первоначальный отбор, то на втором этапе проводится due diligence - исследуется достоверность предоставляемой информации, оцениваются качество нематериальных активов, ситуация и конкуренция на рынке, технологическая зрелость предлагаемой инновации. Подавляющая часть предложений после этой процедуры отсеивается. На этапе due diligence может делаться и предварительная оценка стоимости проекта, которая нужна для соизмерения вклада предпринимателя в виде бизнес-модели и нематериальных активов (в т.ч. патентов, ноу-хау, программного обеспечения) и финансового вклада инвестора с целью определения доли каждой из сторон.
После завершения отбора и принятия решения об инвестировании бизнес-ангел становится собственником проекта и начинается реализация поставленных задач: завершение НИОКР, создание дополнительных патентов, закупка производственного оборудования, изготовление опытного образца. Постепенно проект переходит из "посевной" стадии в стадию start-up, на которой уже завершено большинство необходимых НИОКР и создан продукт, компания начинает выходить на рынок, появляются более четкие перспективы получения доходов, обоснованный прогноз денежных потоков. На этом этапе перед тандемом проекта (бизнес-ангел - инициатор) встает вопрос: какой путь дальнейшего развития выбрать? Возможны три варианта:
1. прорываться самим, брать кредиты, изыскивать средства для начала массового производства;
2. продать бизнес венчурным капиталистам;
3. найти "третье лицо" (дополнительные средства на развитие можно получить в венчурных фондах или фондах прямых инвестиций), не выходя из бизнеса.
Государственная поддержка: успехи и проблемы
В последнее время заметно оживился рынок венчурного финансирования. Это произошло во многом благодаря инициативам российского правительства. Не следует думать, что государственная помощь венчурным капиталистам - это нечто из ряда вон выходящее. Наоборот, мировая практика (США, Великобритания, Израиль) показывает, что своевременное и обильное поступление государственных средств стимулирует "перелив" частного капитала в венчурный сектор. Ведь тем самым государство берет на себя часть рисков инвестора.
Возможны самые разные формы государственной помощи. Это могут быть как государственные программы, так и государственно-частное партнерство. Например, в Китае была сделана ставка на государственные программы. В этой стране существует 56 зон высоких технологий. Администрация зоны занимается тем, что рассматривает заявления малых инновационных компаний на предоставление финансирования и в случае положительного решения дает первый транш в объеме 250 000 долларов. Затем, в случае положительных результатов инвестиций, могут последовать второй и третий транши значительно больших размеров - 500 000 и 700 000 долларов. Таким образом, администрация зоны сама играет роль бизнес-ангела и венчурного инвестора. Поэтому не случайно, что годовой оборот компаний, расположенных в одной из подобных зон площадью 11,5 кв.км, составляет 13,5 миллиарда долларов.
В России решено было пойти по пути государственно-частного партнерства. Этот вид сотрудничества в венчурной сфере использовали в Великобритании и Израиле. Основные положения программы региональных венчурных фондов и Российской венчурной компании, в принципе, повторяют все то, что было сделано в этих странах в 1990-е годы. Об эффективности подобных мер говорит опыт Израиля: там буквально с нуля была создана венчурная индустрия с годовым объемом инвестиций в 4-7 миллиардов долларов.
В 2007 году в нашей стране начала работу Российская венчурная компания (объем капитала - порядка 15 млрд. рублей), которая в перспективе позволит сформировать несколько государственно-частных венчурных фондов общим объемом 30 миллиардов рублей. РВК будет выполнять две основные функции: на конкурсной основе осуществлять отбор лучших венчурных управляющих компании, а также приобретать паи венчурных фондов, создаваемых этими компаниями, предоставляя им дополнительные средства для инвестирования на льготных условиях. Также был основан Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (объем - 1,5 млрд рублей), а Венчурный Инновационный Фонд (ВИФ) - государственный фонд, созданный несколько лет назад и также приобретающий паи и доли в венчурных фондах, получил новый импульс к развитию.
На сегодняшний день уже начали работу несколько региональных государственно-частных венчурных фондов. Они открылись в пяти регионах - Москве, Татарстане, Томской области, Пермском и Красноярском краях, общий объем их капитала - 1,1 млрд. рублей. В 2007 году появится еще ряд подобных фондов с общим объемом средств порядка 1,2 миллиарда рублей.
С учетом уже действующих частных венчурных фондов (общий объем доступных для инвестирования средств оценивается в 5 млрд рублей) совокупное предложение капитала в этой области составит в ближайшем будущем около 40 миллиардов рублей.
Однако развитие получила лишь венчурная сфера, ориентированная на сформировавшиеся малые инновационные предприятия - start-up. В сфере "посевного" инвестирования аналогичного прорыва пока не произошло. Текущая государственная поддержка "посевных" проектов через специальные фонды и программы (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, программы Федерального агентства по науке и инновациям) невелика в абсолютном выражении и деньги на первоначальное становление и развитие получает лишь небольшое число "посевных" проектов.
Уже сейчас не может не вызывать тревогу некоторая несбалансированность в инновационном секторе экономики: при том, что венчурный сектор активно стимулируется путем реализации ряда государственных и государственно-частных программ сектор "посевного" финансирования не получил соразмерного развития. А ведь, исходя из мировой практики, для того чтобы получить один start-up, представляющий коммерческий интерес для венчурных фондов, необходимо профинансировать 10 "посевных" проектов. Это связано с высокими рисками, поскольку большая часть подобных проектов быстро прекращает свое существование. Согласно расчетам, для того чтобы подготовить около 1000 start-up, на которые рассчитан объем средств имеющихся или создаваемых венчурных фондов, "посевной" сектор должен получить инвестиции в объеме 50 миллиардов рублей. Пока же совокупный объем государственных программ составляет 3-4 миллиарда рублей, чего явно недостаточно. Эти средства необходимо дополнить частным "посевным" капиталом, предоставляемым бизнес-ангелами. В стране должны быть созданы условия для быстрого развития частного инвестирования.
Сквозь тернии
Главным сдерживающим фактором развития бизнес-ангельского инвестирования в России (как и всего инновационного бизнеса в целом) является наличие более привлекательных для вложений объектов: недвижимости, акций сырьевых компаний, потребительского и финансового секторов. Такие вложения быстрее становятся доходными, а процесс инвестирования в указанные сферы значительно проще, чем финансирование инновационных компаний. Причем это происходит даже несмотря на то, что бизнес-ангельские проекты порой могут дать большую доходность, чем консервативные инвестиционные сектора (80-100% против 30-60% соответственно).
Однако недостаток бизнес-ангельских инвестиций в России обусловлен не только рисками, изначально присущими этому сектору. Серьезными проблемами являются поиск выгодных проектов для инвестирования, малая распространенность знаний специфики бизнес-ангельского финансирования среди российских предпринимателей, слабые связи с международным сообществом. Препятствием к развитию бизнес-ангельского сектора является также недостаток подготовленных специалистов в области инновационного инвестирования и инновационного менеждмента и неразвитая инфраструктура поддержки инвестиций в "посевные" проекты. По сути дела, речь идет о необходимости создания новой отрасли.
В ближайшее время будут запущены региональные программы, направленные на создание бизнес-ангельского сектора в различных областях нашей страны и развитие региональных структур поддержки - бизнес-ангельских сетей. С этой целью осуществляется поиск партнеров в регионах, проводятся PR-кампании по информирования региональных органов власти и бизнес-сообществ.
Таким образом, в настоящее время бизнес-ангельское инвестирование в России уже превращается в единую отрасль и работа, направленная на увеличение количества проинвестированных проектов, уже ведется.
Истории сумасшедшего успеха
Двое аспирантов кафедры информатики Стэнфордского университета - Лэрри Пейдж и Сергей Брин - создали первый центр данных Google прямо в общежитии. Первоначальные инвестиции в проект обошлись Энди Бехтольшайму, одному из основателей Sun Microsystems, всего в 100 тыс. долларов. На сегодняшний день капитализация Google достигла 171 млрд. долларов.
Бизнес-ангельские инвестиции размером 0,1 млн. долларов в Amazon.com. на "выходе" принесли 26 млн. долларов.
Примером получения бизнес-ангелом сверхприбыли в России стала поисковая система "Апорт". В 1998 году систему "Апорт" приобрел за 45 тыс. долларов израильский бизнес-ангел Дж. Авчук. Спустя несколько лет его пакет акций компания Golden Telecom выкупила за 25 млн долларов.
Ангелы на Бродвее
Понятие "бизнес-ангел" (англ. angel investor) впервые появилось в 1960-е годы в Соединенных Штатах Америки. Так в театральной среде на Бродвее называли спонсоров постановок и мюзиклов. Обычно эти люди не столько стремились выгодно разместить свои деньги, сколько хотели войти в круг творческой элиты и приобрести известность. Позже так стали называть и тех состоятельных людей, которые поддерживали талантливых и интересных, но пока никому не известных художников, скульпторов и изобретателей. И только в последние десятилетия это понятие приобрело свое нынешнее значение.
Достать из-под сукна
И. Ладыгин,
директор компании "Брокеркредитсервис Консалтинг"
"По моему мнению, главная проблема эффективного взаимодействия инициаторов венчурных проектов и инвесторов (к которым относятся также и бизнес-ангелы) заключается в отсутствии взаимопонимания между участниками инвестиционного процесса. Это подтверждают и данные исследований, проведенных компанией ICM Research.
Так, многие бизнес-ангелы не обладают достаточными навыками, чтобы правильно оценить риски и проанализировать перспективность инновационных инвестиций. Зачастую "холодность" потенциальных инвесторов объясняется еще и тем, что многие инициаторы венчурных проектов элементарно не могут представить свои разработки, доказать инвестору, что у их инноваций есть будущее. Через мои руки прошло много проектов (я около двух лет занимался инновационными и венчурными разработками в системе Российской академии наук). Большинство из них в лучшем случае представляли собой некое подобие ТЭО, непригодное для разговора с инвесторами. Для преодоления упомянутой проблемы первый шаг необходимо сделать самим инициаторам проектов - им следует понять, что сама по себе идея еще не является востребованным продуктом.
Есть и другая проблема. Многие авторы замечательных инновационных проектов зачастую держат значительную часть из них "под сукном" (например, по разным оценкам, в хозяйственный оборот в Сибирском отделении РАН включен лишь 1% от имеющихся научных разработок), опасаясь лишиться права собственности на них. Многие инвесторы вопрос финансирования ставят следующим образом: "Мы выделяем деньги, а потому имеем полное право собственности на результат исследований", считая такой подход справедливым. Эту ситуацию необходимо изменить. Одним из путей решения данной проблемы является совместное патентование разработок на паритетных началах.
Тем не менее я считаю, что через два-три года именно венчурные проекты будут самыми востребованными для инвесторов, ведь именно в таких проектах можно будет получать сверхприбыль. Однако нашей стране еще нужно пройти путь совершенствования законодательства в области интеллектуальной собственности и развития соответствующей инфраструктуры (создание венчурных фондов, подготовка специалистов, более активное вовлечение в процесс инвестирования профессиональных консультантов в области подготовки инвестиционных проектов и т.д.)".
Условия для развития
М. Бородатова,
генеральный директор Управляющей компании "ДОХОДЪ"
"На мой взгляд, для развития движения бизнес-ангелов в России необходимо обеспечить выполнение нескольких условий:
1. наличие в стране избыточного частного капитала;
2. генерация новых инновационных идей;
3. высокая квалификация инвестора;
4. поддержка государства.
Все эти факторы на сегодняшний день присутствуют в России. Частный капитал прочно обосновался на фондовом рынке и рынке недвижимости. Появился интерес к прямому инвестированию, в частности на венчурном рынке. Однако если на Западе традиции венчурного инвестирования насчитывают уже десятилетия, то у нас само это понятие появилось только в 90-х годах прошлого века. Венчурные фонды в России практически не рассматривали наукоемкие проекты или проекты начальной стадии финансирования. А ведь именно эта ниша, несмотря на риски, вызывает интерес у частного инвестора, так как финансирование проекта на ранней стадии позволяет рассчитывать на получение более высокого дохода. Чем "моложе" компания, тем более высокую рентабельность желает получить инвестор и тем большую долю в компании он запрашивает.
На рынке венчурного инвестирования можно выделить две основные группы участников: инвесторы и компании, ищущие средства на развитие инновационных проектов. Вопрос в том, как сделать так, чтобы инвесторы и компании нашли друг друга.
Сегодня активно развивается инфраструктура венчурного рынка: создаются ассоциации, объединяющие бизнес-ангелов, и союзы венчурного инвестирования. Однако, кроме этого, необходима и помощь со стороны государства. Уже сейчас оно принимает меры по прямой поддержке венчурных капиталистов. Одновременно на рынке присутствуют более рискованные государственные инвестиции в акционерный капитал и государственные кредиты. Такие инструменты направлены на создание фондов венчурного капитала в виде закрытых паевых инвестиционных фондов и/или непосредственно на финансирование малых и средних предприятий".
А. Семенов,
начальник консультационного отдела Национального
содружества бизнес-ангелов (СБАР), к.физ.-мат.н.
"Консультант", N 17, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.