г. Тула |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А54-4193/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2012.
Полный текст постановления изготовлен 04.04.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Тиминской О.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротковой Д.И., рассмотрел в открытом судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2011 по делу N А54-4193/2011 (судья Савина Н.Ф.).
В заседании приняли участие представители:
от Производственно-коммерческого акционерного общества закрытого типа "ОПС-Шилово" (ОГРН 1026200852380, Рязанская область, п. Шилово, ул. Рязанская) - Маргушин В.В. (доверенность от 24.02.2012);
от Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области (ОГРН 1046234006940, Рязанская область, п. Шилово, ул. 8 Марта, д. 3): Силаева М.А. - специалист-эксперт юридического отдела (доверенность от 10.01.2012 N 22-25/022);
от ООО "Маркетинг-ОПС" (р.п. Шилово) - Чернышов А.В. (протокол общего собрания).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Производственно-коммерческое акционерное общество закрытого типа "ОПС-Шилово" (ОГРН 1026200852380, Рязанская область, п. Шилово, ул. Рязанская) (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Рязанской области (ОГРН 1046234006940, Рязанская область, п. Шилово, ул. 8 Марта, д. 3) (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 31.05.2011 N 10-38/2305дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 67 134 руб.; доначисления налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 180 745 руб.; уменьшения убытка по налогу на прибыль за 2009 год в сумме 143 220 руб.; доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 398 919 руб.; начисления пеней за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 54698 руб.; начисления пеней за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 143 681 руб.; начисления пеней за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 73 729 руб.; начисления штрафных санкций за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 4 933 руб.; начисления штрафных санкций за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 13 282 руб.; начисления штрафных санкций за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 36 005 руб., а также о снижении на основании п. 3 ст. 114 НК РФ штрафных санкций по НДС и налогу на прибыль организаций, начисленным по другим нарушениям, установленным в ходе проверки (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Маркетинг - ОПС".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2011 заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области от 31.05.2011 N 10-38/2305 в части доначисления налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, за 2007, 2008 годы в сумме 67 134 руб.; доначисления налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, за 2007, 2008 годы в сумме 180 745 руб.; уменьшения убытка по налогу на прибыль за 2009 год в сумме 143 220 руб.; доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 398 919 руб.; начисления пеней за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 54 698 руб.; начисления пеней за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 73 729 руб.; начисления штрафных санкций за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 8 582 руб.; начисления штрафных санкций за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 20 799 руб.; начисления штрафных санкций за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 40 103 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда в части удовлетворения требований Общества, Межрайонная ИФНС России N 10 по Рязанской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка ЗАО "ОПС-Шилово" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
Выявленные Инспекцией в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 05.05.2011 N 10-38/1951дсп.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных Обществом возражений Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области принято решение от 31.05.2011 N 10-38/2305дсп о привлечении его к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 46 103 руб., за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций в сумме 35 381 руб., за неуплату (неполную уплату) единого социального налога в виде штрафа в сумме 567 руб.; по ст. 126 НК РФ - за непредставление в установленный срок документов в сумме 1600 руб.
Кроме того, указанным решением Обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 485 192 руб., налог на прибыль организаций в сумме 1 229 316 руб., транспортный налог в сумме 3 834 руб., налог на имущество в сумме 154 215 руб., единый социальный налог в сумме 2 835 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 459 949,24 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату налогов, в том числе налога на добавленную стоимость в сумме 89 674,02 руб., налога на прибыль организаций в сумме 318 598,71 руб., налога на имущество в сумме 58 112,72 руб., единого социального налога в сумме 138,61 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 151 127,39 руб.
На основании ст.ст. 101, 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области с апелляционной жалобой на решение Инспекции.
Решением Управления от 21.07.2011 N 15-12/08468 оспариваемое решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области отменено в части доначисления налога на прибыль в сумме 38 611 руб., а также начисления пеней и штрафных санкций за неуплату данной суммы налога.
Частично не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области от 31.05.2011 N 10-38/2305дсп, ЗАО "ОПС-Шилово" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из оспариваемого решения Инспекции следует, что основанием для доначисления Обществу налога на прибыль организаций в сумме 247 879 руб., уменьшения убытка по налогу на прибыль за 2009 год в сумме 143 220 руб., начисления пени и применения штрафных санкций в соответствующих суммах послужил вывод налогового органа о завышении Обществом расходов на сумму затрат, связанных с оплатой им услуг, оказанных ООО "Маркетинг-ОПС" по договору от 01.06.1994 N 1.
В обоснование доначисления ЗАО "ОПС-Шилово" налога на добавленную стоимость в сумме 398 919 руб., начисления пеней и применения штрафных санкций в соответствующих суммах Инспекция указала на неправомерное применение Обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, выставленных в адрес Общества указанным контрагентом.
Аргументируя свою позицию, налоговый орган сослался на получение Обществом в результате осуществления хозяйственных операций с ООО "Маркетинг-ОПС" необоснованной налоговой выгоды.
В подтверждение данного вывода Межрайонная ИФНС России N 10 по Рязанской области указала на то, что согласно представленным на проверку документам ООО "Маркетинг-ОПС" в ряде случаев были найдены покупатели, с которыми налогоплательщиком ранее уже были заключены договоры на приобретение продукции, тем самым отсутствовала необходимость в их поиске; из актов сдачи-приемки по договору от 01.06.1994 и отчетов о проделанной работе по оказанию посреднических услуг по реализации продукции за 2007-2009 годы не представляется возможным определить объем и конкретный перечень услуг, оказанных ООО "Маркетинг-ОПС"; не представляется возможным установить перечень документов, подготовка которых осуществлялась посредником, отсутствуют доказательства реального участия ООО "Маркетинг-ОПС" в выполнении условий, предусмотренных пунктом 2.1. указанного договора; денежные средства, перечисляемые ПК АОЗТ "ОПС-Шилово" на расчетный счет ООО "Маркетинг-ОПС", использовались последним только для выплаты заработной платы работникам; ЗАО "ОПС-Шилово" и ООО "Маркетинг-ОПС" являются взаимозависимыми лицами; ООО "Маркетинг-ОПС" по запросу налогового органа не представило дополнительные соглашения от 14.07.1999, от 31.12.1999 к договору от 01.06.1994; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 06.07.2009 по делу N А54-1657/2009 о признании частично недействительным решения налогового органа от 08.12.2008 N 13-38/4737дсп уже установлено, что взаимоотношения ЗАО "ОПС-Шилово" и ООО "Маркетинг ОПС" не связаны с производственной деятельностью и экономически не оправданны; расходы на посреднические услуги, понесенные Обществом, произведены с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и получения вычета по НДС.
Рассматривая заявленные ЗАО "ОПС-Шилово" требования и частично их удовлетворяя, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в данной статье.
Пунктом 2 статьи 9 упомянутого Закона определено, что первичные документы должны содержать полную информацию о совершенной хозяйственной операции, быть носителями достоверных сведений о ней и ее участниках.
Таким образом, условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически осуществлены. При этом должны приниматься во внимание доказательства, представленные налогоплательщиком в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности.
Следовательно, в данном случае судом должна быть оценена реальность понесенных налогоплательщиком затрат, а также наличие у налогоплательщика подтверждающих затраты первичных документов, оформленных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ).
В силу положений пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, из приведенных норм Кодекса следует, что условиями для применения вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются: факт приобретения товаров (работ, услуг); принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование); наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров (работ, услуг) с указанием суммы НДС.
Одновременное соблюдение налогоплательщиком названных условий является необходимым и достаточным для предоставления ему права уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
При этом установленный порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" отмечено, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
В пункте 4 названного постановления Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации разъяснено, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 1072-О указано, что в налоговом законодательстве не употребляется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ПК АОЗТ "ОПС-Шилово" ЛТД (в настоящее время - ЗАО "ОПС-Шилово") 01.06.1994 заключило с фирмой "Маркетинг-ОПС" (в настоящее время - ООО "Маркетинг-ОПС") договор N 1, по условиям которого для оперативного решения вопроса по сбыту продукции и обеспечения материальными и топливно-энергетическими ресурсами, необходимыми для производства продукции, ПК АОЗТ "ОПС-Шилово" ЛТД передает право фирме "Маркетинг-ОПС" осуществлять поиск покупателей и поставщиков для сбыта продукции Общества и обеспечения его материальными и топливно-энергетическими ресурсами для её производства; вести переговоры с покупателями и поставщиками по заключению договоров с Обществом; подготавливать проекты договоров с покупателями и поставщиками для их подписания (п. 2.1 договора с учетом дополнительного соглашения от 14.07.1999).
В соответствии с п. 2.2 указанного договора Общество передает фирме "Маркетинг-ОПС" право на получение всех средств от покупателей за отгруженную им продукцию, отгрузка которой произведена (или будет произведена) вследствие полученных им прав.
Согласно п. 2.3 договора от 01.06.1994 с учетом дополнительных соглашений от 05.01.2000 и от 10.01.2006 за оказанные посреднические услуги по п. 2.1 данного договора Общество обязуется уплачивать фирме "Маркетинг-ОПС" вознаграждение согласно предъявленному счету в размере до 14 % от суммы денежных средств, поступивших на счет фирмы от покупателей.
Вознаграждение за оказанные услуги определяется руководителями в акте выполненных работ в зависимости от вклада ООО "Маркетинг-ОПС" в реализацию продукции Общества и обеспечения его материальными ресурсами. В подтверждение оказания ООО "Маркетинг - ОПС" услуг по поиску потенциальных покупателей на продукцию Общество представило в материалы дела: отчеты о проделанной работе; акты сдачи-приемки по договору, акты выверки взаимных расчетов, договоры с покупателями, с которыми при содействии ООО "Маркетинг - ОПС" были заключены договоры поставки продукции с Обществом, договоры поставки, которые были заключены с покупателями ООО "Маркетинг - ОПС" для Общества.
Судом установлено, что представленные ЗАО "ОПС-Шилово" по финансово-хозяйственным операциям с ООО "Маркетинг-ОПС" первичные учетные документы, включая счета-фактуры, соответствуют требованиям статей 247, 252, 169, 171 и 172 НК РФ, а также статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" для учета соответствующих затрат в составе расходов, уменьшающих облагаемую налогом на прибыль базу, и для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в оспариваемых суммах.
Факт оплаты оказанных посреднических услуг также подтверждается материалами дела и налоговым органом не подвергнут сомнению.
На момент совершения сделок с Обществом ООО "Маркетинг-ОПС" было зарегистрировано в установленном законом порядке, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц и состояло на налоговом учете.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ вышеуказанные доказательства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что реальность финансово-хозяйственных операций ЗАО "ОПС-Шилово" с ООО "Маркетинг ОПС" подтверждена материалами дела. Каких-либо доказательств в опровержение данного вывода суда Инспекция в материалы дела не представила.
Довод Инспекции о том, что денежные средства, перечисляемые Обществом на расчетный счет ООО "Маркетинг-ОПС", использовались последним только для выплаты заработной платы работникам, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку согласно выписке банка ООО "Маркетинг-ОПС" осуществляло расходование денежных средств, присущее хозяйствующим субъектам: уплачивало в бюджет налоги, оплачивало услуги по управлению, перечисляло заработную плату в безналичном порядке сотрудникам, оплачивало услуги связи.
Признавая несостоятельным довод налогового органа о том, что ООО "Маркетинг-ОПС" по запросу налогового органа не представило дополнительные соглашения от 14.07.1999, от 31.12.1999 к договору 01.06.1994, суд первой инстанции обоснованно указал, что налогоплательщик не может отвечать за действия своего контрагента.
Ссылка Инспекции в подтверждение отсутствия у Общества права на применение налоговых вычетов по НДС и на включение в состав расходов при исчислении налога на прибыль организаций затрат по спорной сделке на взаимозависимость ЗАО "ОПС-Шилово" и ООО "Маркетинг-ОПС" правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной, так как при определении характера и последствий взаимозависимости участников сделки в силу ст. 20 НК РФ налоговый орган должен доказать, что отношения взаимозависимости повлияли или могли повлиять на результаты сделки.
Вместе с тем в рассматриваемом случае Инспекция в нарушение ст. 65 АПК РФ таких доказательств не представила.
В п. 2 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также указал, что признание лиц взаимозависимыми дает налоговому органу право проверять правильность применения цен по сделкам при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов и доначислять налоги и пени при наличии оснований, предусмотренных п. 3 ст. 40 НК РФ. Однако указанное обстоятельство само по себе не может являться основанием для признания налогоплательщика недобросовестным.
Признавая несостоятельным довод налогового органа об отсутствии необходимости в проверяемый период в услугах ООО "Маркетинг-ОПС", поскольку налогоплательщик ранее сотрудничал с покупателями, которых ему нашел контрагент в рамках договора об оказании информационных услуг, суд первой инстанции правомерно указал, что единичные случаи повторного представления информации о потенциальном покупателе связаны именно с желанием вышеназванных покупателей с учетом предшествующего положительного опыта осуществлять переговоры с привлечением ООО "Маркетинг-ОПС".
При этом суд первой инстанции справедливо отметил, что предоставление информации включает в себя не только поиск наименования и адресов предприятий, но и работу по убеждению потенциального покупателя о цене и количестве приобретаемой продукции. Профессиональные посредники на основе хороших межличностных отношений могут сыграть решающую роль в определении условий сделки.
Заключение Обществом с ООО "Маркетинг-ОПС" договора на оказание посреднических услуг обусловлено производственной необходимостью, так как в штатном расписании ЗАО "ОПС-Шилово" отсутствует персонал, в чьи обязанности входит поиск покупателей реализуемой продукции, что налоговым органом не оспаривается.
Как следует из приобщенных к материалам дела отчетов о прибылях и убытках за период 2007-2009 годов деятельность Общества в спорный период не являлась убыточной.
Ссылка Инспекции на решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.07.2009 по делу N А54-1657/2009 правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку указанное решение не имеет для настоящего дела преюдициального значения и принято по отличным от настоящего дела обстоятельствам и документам.
Довод налогового органа об экономической необоснованности понесенных Обществом затрат по спорному договору на оказание услуг правомерно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 N 3-П и определение от 16.12.2008 N 1072-О-О, в которых разъяснено, что обоснованность расходов не может оцениваться налоговым органом с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
Кроме того, в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" отмечено, что обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала, выраженной в том или ином уровне рентабельности деятельности организации.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного акта, принятого государственным органом, и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ, а также в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 25.07.2001 N 138-О, в сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, означающая, что, пока налоговый орган не докажет обратное, налогоплательщик считается добросовестно выполнившим свои обязанности.
В рассматриваемом случае Межрайонная ИФНС России N 10 по Рязанской области не представила доказательств, которые бы с бесспорностью подтверждали наличие в действиях ЗАО "ОПС-Шилово" признаков недобросовестности и направленности его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды.
Доказательств, которые бы в совокупности свидетельствовали о согласованности действий Общества с ООО "Маркетинг-ОПС", Инспекцией также не представлено.
Исследовав в соответствии с требованиями ст.ст. 9, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства, входящие в предмет доказывания по данному делу, в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности налоговым органом направленности действий ЗАО "ОПС-Шилово" на получение необоснованной налоговой выгоды и правомерно признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области от 31.05.2011 N 10-38/2305 в оспариваемой части.
При определении размера штрафных санкций, фактически подлежащих взысканию с Общества по решению Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области от 31.05.2011 N 10-38/2305 дсп, по НДС, налогу на прибыль организаций, начисленных по неоспариваемым ООО "ОПС-Шилово" эпизодам, суд первой инстанции, исходя из принципа соразмерности привлечения к налоговой ответственности, выражающего требования справедливости в сфере публично-правовых отношений, и с учетом финансового положения Общества, правомерно применил ст.ст. 112, 114 НК РФ, снизив штрафные санкции.
Оснований для переоценки данных обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы, заявленные Инспекцией в апелляционной жалобе, являлись обоснованием ее позиции по делу, они не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а направлены на переоценку фактически обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2011 по делу N А54-4193/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод налогового органа об экономической необоснованности понесенных Обществом затрат по спорному договору на оказание услуг правомерно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 N 3-П и определение от 16.12.2008 N 1072-О-О, в которых разъяснено, что обоснованность расходов не может оцениваться налоговым органом с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
Кроме того, в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" отмечено, что обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала, выраженной в том или ином уровне рентабельности деятельности организации.
...
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ, а также в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 25.07.2001 N 138-О, в сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, означающая, что, пока налоговый орган не докажет обратное, налогоплательщик считается добросовестно выполнившим свои обязанности.
...
При определении размера штрафных санкций, фактически подлежащих взысканию с Общества по решению Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области от 31.05.2011 N 10-38/2305 дсп, по НДС, налогу на прибыль организаций, начисленных по неоспариваемым ООО "ОПС-Шилово" эпизодам, суд первой инстанции, исходя из принципа соразмерности привлечения к налоговой ответственности, выражающего требования справедливости в сфере публично-правовых отношений, и с учетом финансового положения Общества, правомерно применил ст.ст. 112, 114 НК РФ, снизив штрафные санкции."
Номер дела в первой инстанции: А54-4193/2011
Истец: ПК АОЗТ "ОПС-Шилово"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Рязанской области
Третье лицо: ООО "Маркетинг - ОПС"