г.Москва |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А40-4147/12-122-37 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Москвиной Л.А., Свиридова В.А. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Яцевой В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.02.2012 по делу N А40-4147/12-122-37 судьи Ананьиной Е.А.,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области
к ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276, 131000, г.Москва, Варшавское ш., дом 37)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
Остапчук И.А. по дов. от 21.03.2012 |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФГУП "Почта России" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением от 10.02.2012 суд удовлетворил заявленные требования, привлек ФГУП к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
При этом суд исходил из наличия в действиях ответчика состава вменяемого административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, соблюдением процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
ФГУП "Почта России" не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование указывает на то, что услуги EMS, в соответствии с п. "б" ст. 3 Правил оказания услуг почтовой связи, отнесены к иным услугам почтовой связи и нарушения контрольных сроков доставки почтовых отправлений EMS не может быть квалифицировано как нарушение требований лицензии. В данном случае взаимоотношения сторон регулируется гражданским законодательством в соответствии с договором на оказание данных услуг.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил. В соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ, с учетом мнения представителя ответчика, дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств дела, На основании приказов заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Костромской области N 359 от 03.10.2011 и руководителя Управления Роскомнадзора по Костромской области N 389 от 27.10.2011 осуществлено плановое систематическое наблюдение в отношении ФГУП "Почта России".
В ходе проведения проверки планового мероприятия по контролю в отношении ФГУП "Почта России" проверены контрольные сроки пересылки EMS отправления.
В ходе мероприятия были отправлены 12 контрольных экспресс - отправлений "EMS Почта России" из г.Костромы в территориальные управления Роскомнадзора, из которых с соблюдением установленных сроков прохождения в соответствии с Приложением N 7 к распоряжению ФГУП "Почта России" от 23.11.2009 N 121-р поступило 8 отправлений, или 66,7 %, с замедлением на пересылке учтено 4 отправления.
Так, Управлением Роскомнадзора по Костромской области в результате контрольных мероприятий были установлены факты пересылки почтовых отправлений с нарушением сроков, а именно:
1) Почтовое отправление N EA181212306RU было отправлено 19 октября 2011 года из г.Костромы в г.Москва. Почтовое отправление 19 октября 2011 года поступило в Московский EMS Сортировочный центр и было вручено адресату 26 октября 2011 года. Срок пересылки по оттиску КШ от места приема отправления EMS составил 7 дней, замедление на этапе пересылки отправления EMS составило 4 дня;
2) Почтовое отправление N EA157564789RU было отправлено 21 октября 2011 года из г.Костромы в г.Белгород. Почтовое отправление 21 октября 2011 год поступило в Белгородский EMS Сортировочный центр и было вручено адресату 31 октября 2011 года. Срок пересылки по оттиску КШ от места приема отправления EMS составил 8 дней, замедление на этапе пересылки отправления EMS составило 4 дня;
3) Почтовое отправление N EA157564792RU было отправлено 21 октября 2011 года из г.Костромы в г.Брянск. Почтовое отправление 21 октября 2011 года поступило в Брянский EMS Сортировочный центр и было вручено адресату 27 октября 2011 года. Срок пересылки по оттиску КШ от места приема отправления EMS составил 6 дней, замедление на этапе пересылки отправления EMS составило 2 дня;
4) Почтовое отправление N EA181212323RU было отправлено 19 октября 2011 года из г.Костромы в г.Нижний Новгород. Почтовое отправление 19 октября 2011 года поступило в Нижний Новгородский EMS Сортировочный центр и было вручено адресату 28 октября 2011 года. Срок пересылки по оттиску КШ от места приема отправления EMS составил 9 дней, замедление на этапе пересылки отправления EMS составило 5 дней.
По итогам проведенной проверки составлен акт N А-25577-44-02/162 от 25 ноября 2011 года.
На основании выявленных фактов административный орган пришел к выводу, что ФГУП "Почта России" нарушило требования ст. 46 п. 1 Федерального закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; ст. 16 (2 абзац) Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; п. 47 п.п. "а", "в" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221; п. 4 условий Лицензии N 25577.
По факту выявленного правонарушения должностным лицом административного органа в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 3. ст. 27 Закона "О связи", п. 29 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи", ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Перечнем должностных лиц Россвязьнадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 05.08.2008 N 22, 05.12.2011 составлен протокол N 44-25577-158 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст. 205 АПК РФ.
Арбитражный суд первой инстанции, привлекая ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей, принял законное и обоснованное решение.
Поддерживая оспариваемое ответчиком решение, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Согласно ст. 29 Федерального закона N 126-ФЗ от 07.07.2003 "О связи", деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В настоящее время действует Перечень лицензионных условий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, согласно п. 5 раздела XX которого к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 47 раздела V "Права и обязанности операторов почтовой связи" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Статьей 46 Федерального закона "О связи" N 126-ФЗ от 07.07.2003 предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно п. 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральным законом "О связи", Федеральным законом "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий.
Сроки и тарифы на оказание иных услуг почтовой связи, в том числе услуги EMS в соответствии с п. "б" п. 3 указанных Правил, устанавливаются операторами почтовой связи.
В соответствии с п. 2 названных Правил услуги EMS - это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Временного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг.
В целях оптимизации сроков прохождения отправлений ускоренной почты EMS по Российской Федерации, ФГУП "Почта России" издано распоряжение от 23.11.2009 N 117-р, которым с 23.11.2009 введены в действие сроки прохождения внутренних отправлений EMS.
Данный акт принят в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, и их несоблюдение является нарушением лицензиатом условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией.
На основании ст. 34 Федерального закона от 17.06.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.
Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Ответственность операторов почтовой связи за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи (в данном случае нарушение контрольных сроков) определяется в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О почтовой связи".
Таким образом, приведенными положениями на лицензиата возложена обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий при предоставлении услуг почтовой связи, к числу которых отнесено требование о соблюдении контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи.
Факт нарушения ответчиком условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) достоверно установлен судом и подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении.
С учетом правильно примененных норм права и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно признал наличие в действиях ФГУП "Почта России" события правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что гражданско-правовая ответственность перед клиентом исключает его административную ответственность за вмененное правонарушение, является несостоятельным, поскольку не основан на нормах действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса, включая ст. 14.1 КоАП РФ, или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Наличие установленной договором гражданско-правовой ответственности предприятия перед клиентом (потребителем) не исключает административную ответственность предприятия за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, поскольку эти виды ответственности в соответствии с действующим законодательством не являются взаимоисключающими друг друга.
Процедура привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности, административным органом не нарушена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта.
Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ч.41 ст. 206, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.02.2012 по делу N А40-4147/12-122-37 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "а" п. 47 раздела V "Права и обязанности операторов почтовой связи" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Статьей 46 Федерального закона "О связи" N 126-ФЗ от 07.07.2003 предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно п. 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральным законом "О связи", Федеральным законом "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий.
...
Ответственность операторов почтовой связи за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи (в данном случае нарушение контрольных сроков) определяется в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О почтовой связи".
...
С учетом правильно примененных норм права и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно признал наличие в действиях ФГУП "Почта России" события правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
...
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса, включая ст. 14.1 КоАП РФ, или законами субъектов РФ об административных правонарушениях."
Номер дела в первой инстанции: А40-4147/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской обл., Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области
Ответчик: "EMS Почта России" - филиал ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5324/12