город Ростов-на-Дону |
|
04 апреля 2012 г. |
дело N А32-26595/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Л.А Захаровой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кубаньэнерго"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2011 по делу N А32-26595/2011 по заявлению: открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (открытое акционерное общество "Кубаньэнерго") к заинтересованному лицу: Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю об оспаривании постановления N 180 от 29.08.2011 принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - ОАО "Кубаньэнерго") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 180 от 29.08.2011 Отделения надзорной деятельности Выселковского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - отдел, административный орган) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением от 12.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении Правил пожарной безопасности при эксплуатации подстанции.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 12.12.2012 отменить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что защита помещений подстанции автоматической пожарной сигнализацией и план эвакуации не требуется. Помещения подстанции оборудованы огнетушителями. Облицовка пола линолеумом не запрещается. При производстве по административному делу допущены процессуальные нарушения. О проведении осмотра помещений подстанции общество не извещалось. Протокол об административном правонарушении не составлялся. Наличие у представителя общества, участвующего при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, общей доверенности не свидетельствует о факте надлежащего извещения законного представителя общества о возбуждении административного дела.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 02.08.2011 г. по 04.08.2011 г. прокуратурой Выселковского района проведена проверка соблюдения ОАО "Кубаньэнерго" требований пожарной безопасности при эксплуатации подстанции 110/35/10 "Рассвет", расположенной в ст. Новомалороссийской Выселковского района.
В ходе проверки выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97) и Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03).
По результатам проверки прокуратурой вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО "Кубаньэнерго" дела об административном правонарушении от 12.08.2011 г.
Материалы проверки переданы в Отдел надзорной деятельности Выселковского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю для привлечения общества к административной ответственности.
Постановлением отдела N 180 от 29.08.2011 г. общество "Кубаньэнерго" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде 150 000 руб. штрафа.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
На основании части 1 статьи 38 упомянутого Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
В силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа
Во исполнение Закона N 69-ФЗ Приказом от 18.06.2003 г. N 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 30.06.03 введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения, в том числе и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также должностными лицами организаций в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
Требования пожарной безопасности установлены также Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313, Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденными приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 315.
В силу части 2 статьи 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
Отнесение принадлежащего обществу объекта (подстанции) к категории В4, предусматривающей необходимость оборудованиея пожарной сигнализации подтверждается распоряжением РАО "ЕЭС России" от 25.03.1998 г. N 44р.
Пункт 16 ППБ 01-03 устанавливает, что в зданиях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Пунктом 53 ППБ 01-03 предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной прокуратурой Выселковского района проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности на принадлежащей обществу подстанции: в помещениях отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (нарушение п. 3 ППБ 01-03 и НПБ 110-03); отсутствует план эвакуации людей на случай возникновения пожара (нарушение п. 16 ППБ 01-03); допускается использование горючих материалов для отделки пола на путях эвакуации (нарушение п. 1 ст. 53 Закона N 123-ФЗ, п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97).
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества события административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ следует признать правомерным.
ОАО "Кубаньэнерго" ссылается на допущенные прокурором процессуальные нарушения, выразившиеся в неуведомлении общества о проведении проверки и вынесении постановления о возбуждении административного дела.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса.
Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Судом первой инстанции установлено, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.08.2011 г. вынесено прокурором в отсутствие законного представителя ОАО "Кубаньэнерго".
При вынесении постановления о возбуждении административного дела присутствовала ведущий юрисконсульт общества - Дроздова Е.И., имеющая доверенность на представление интересов общества от 27.12.2010 г. N 119/10-71.
По мнению общества, наличие у представителя общества общей доверенности на представление интересов организации не свидетельствует о надлежащем уведомлении законного представителя ОАО "Кубаньэнерго" о времени и месте вынесения постановления о возбуждении административного дела.
Между тем, согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 г. N 71) права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица
В доверенности от 27.12.2010 г., выданной Дроздовой Е.И. - представителю ОАО "Кубаньэнерго", явившейся на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, имеется полномочие на представление интересов общества по делам, возникающим из административных правоотношений (л.д. 42).
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что в рамках рассматриваемого административного правоотношения прокурором соблюдены права общества, факты воспрепятствования в их реализации не установлены. Доказательств обратного заявитель не представил.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2011 оставить без изменений, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса.
Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
...
По мнению общества, наличие у представителя общества общей доверенности на представление интересов организации не свидетельствует о надлежащем уведомлении законного представителя ОАО "Кубаньэнерго" о времени и месте вынесения постановления о возбуждении административного дела.
Между тем, согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 г. N 71) права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица"
Номер дела в первой инстанции: А32-26595/2011
Истец: ОАО "КУбаньэнерго" в лице Усть-Лабинского филиала, ОАО "Кубаньэнерго" Усть-Лабинские электрические сети, ОАО "Энергетики и электрификации Кубани"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю
Третье лицо: Государственный инспектор Выселковского района по пожарному надзору, в лице исполняющего обязанности главного государственного инспектора Выселковского района по пожарному надзору Панченко Иван Сергеевич, отделение гос пожарного надзора