г. Москва |
|
05 апреля 2012 г. |
А40-30288/11-85-270 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2012 г..
Полный текст постановления изготовлен 05.04.2012 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я., судей Савенкова О.В., Барановской Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красноуховой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы
от "26" января 2012 г.., принятое судьей А.Р. Беловой, по делу N А40-30288/11-85-270 по иску Правительства Москвы (ОГРН 1027739813507)
к ЗАО "ФСК "Конти" (ОГРН 1027700273480),
третьи лица - Комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор), Департамент земельных ресурсов г. Москвы, ДИГМ, Управление Росреестра по Москве, Префектура ЗАО г. Москвы, Межрайонная природоохранная прокуратура города Москвы, Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу города Москвы (ГПБУ "Управление ООПТ по ЗАО"), о признании права собственности
при участии в судебном заседании представителей: от истца: Ищеко А.Е. по доверенности от 01.12.2011 от ответчика: Машинкова Е.В. по доверенности от 29.04.2012, Жижилева И.В. по доверенности от 02.04.2012
от третьих лиц: от Мосгосстройнадзора - Теодорович Н.В. по доверенности от 10.01.2012, от ДИГМ - Чепуштанова А.А. по доверенности от 10.01.2012,
от Префектуры ЗАО г. Москвы - ИщекоА.Е. по доверенности от 13.12.2011,
от ГПБУ "Управление ООПТ по ЗАО" - Алхасов И.Г. по доверенности от 28.12.2011,
от Департамента земельных ресурсов г. Москвы, Управления Росреестра по Москве, от Межрайонной природоохранной прокуратуры города Москвы -не явились, извещены
Истец, Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, с учетом заявления об уточнении предмета спора, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, к Закрытому акционерному обществу "Финансово-строительная компания "Конти" (ЗАО "ФСК "Конти") о признании права собственности города Москвы на самовольно возведенное 2-х этажное административное здание площадью 460 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009006:6 по адресу г. Москва, ул. Кременчугская, напротив вл. 42-44.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2012 года в удовлетворении исковых требований Правительству Москвы отказано. Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 24.03.2009 г. вступившим в законную силу 28.05.2009 г. спорный объект признан самовольной постройкой, ответчик по делу должен был снести указанную самовольную постройку в 30-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Наличие в отношении спорного объекта вступившего в законную силу судебного акта о его сносе исключает возможность признания на него права собственности.
Кроме того, Согласно выводам, изложенным в Заключении эксперта N 190428 (л.д. 11-41, т. 2), при возведении объекта недвижимости 2-х этажного административного здания, площадью 460 кв.м, расположенного на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Кременчугская, напротив вл. 42-44 (кадастровый номер 77:07:0009006:6) были допущены существенные нарушения градостроительных норм: здание возведено на особо охраняемой природной территории регионального назначения - ООПТ "Природный заказник "Долина р.Сетунь". Разрешительная документация ЗАО ФСК "Конти" не выдавалась, проектная документация на строительство не согласовывалась в предусмотренном законом порядке.
При возведении здания допущены нарушения строительных норм и правил - теплопроводность наружных стен не соответствует требованиям СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий". Нарушения пожарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил, которые создают угрозу жизни и здоровью граждан экспертами не выявлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не учтено, что земельный участок на котором расположен объект самовольной постройки, находится в собственности города Москвы. На основании п.3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, на котором осуществлена самовольная постройка.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители истца, ответчиков и третьих лиц полностью поддержали доводы апелляционной жалобы. Просили решение суда отменить, исковые требования Правительства Москвы удовлетворить. Третьи лица Департамент земельных ресурсов города Москвы, Управление Росреестра по городу Москве, Межрайонная природоохранная прокуратура по городу Москве в судебном заседании не участвовали, извещены о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц на основании п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заслушав представителей истцов и ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 15 000 кв.м., имеющий адресные ориентиры: г. Москва, ул. Кременчугская (кадастровый номер 77:07:0009006:6) на основании договора краткосрочной аренды земельного участка N М-07-502015 от 23.02.1998 г. был предоставлен ответчику - ЗАО "ФСК "Конти" в аренду для использования под временный бытовой городок строителей. На вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009006:6 по адресу г. Москва, ул. Кремечугская, напротив вл. 42-44, ответчиком самовольно, в отсутствие разрешительной документации на строительство, возведен объект - 2-х этажное административное здание площадью 460 кв.м.
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 24.03.2009 г. вступившим в законную силу 28.05.2009 г. по иску Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы, удовлетворены требования об обязании ЗАО ФСК "Конти" за свой счет в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок общей площадью 15 000 кв.м, по адресу: г. Москва, улица Кременчугская, напротив вл. 42-44, от возведенных на нем самовольных построек, в том числе и спорного объекта.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся, в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Устава города Москвы исполнительными органами государственной власти города Москвы (органами исполнительной власти города Москвы) являются Правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти.
Статьей 20 Устава определено, что в собственности города Москвы находятся средства бюджета города Москвы, имущество городских государственных предприятий и учреждений, акции и доли города Москвы в хозяйственных обществах, иные объекты гражданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников.
В соответствии с Законом города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФправо собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В рамках судебного разбирательства по делу по ходатайству истца определением от 20.10.2011 г. (л.д. 140-141, т. 1) была назначена экспертиза, проведение которой было поручено Экспертному учреждению Центр исследований, сертификаций и технических испытаний АНО "Независимая Экспертиза", с постановкой перед экспертами следующего вопроса:
"Допущены ли при возведении объекта недвижимости 2-х этажного административного здания, площадью 460 кв.м, расположенном на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Кременчугская, напротив вл. 42-44 (кадастровый номер 77:07:0009006:6) существенные нарушения градостроительных и строительных пожарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан?".
Согласно Заключению эксперта N 190428 (л.д. 11-41, т. 2), при возведении объекта недвижимости 2-х этажного административного здания, площадью 460 кв.м, расположенного на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Кременчугская, напротив вл. 42-44 (кадастровый номер 77:07:0009006:6) были допущены существенные нарушения градостроительных норм: здание возведено на особо охраняемой природной территории регионального назначения - ООПТ "Природный заказник "Долина р.Сетунь". Разрешительная документация ЗАО ФСК "Конти" не выдавалась, проектная документация на строительство не согласовывалась в предусмотренном законом порядке. При возведении здания допущены нарушения строительных норм и правил - теплопроводность наружных стен не соответствует требованиям СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий".
Нарушения пожарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил, которые создают угрозу жизни и здоровью граждан экспертами не выявлено. В связи с тем, что объект разграблен и не соответствует требованиям СНиП, перед началом дальнейшей эксплуатации здания необходимо выполнить комплекс работ: утепление наружных стен, замену внутренних и наружных дверных и оконных блоков, восстановить трубопровод центрального отопления и проверить работоспособность других наружных инженерных сетей; восстановить три наружные металлические лестницы и внутренние инженерные системы и др.
Из изложенного следует, что судебной экспертизой не установлено угрозы жизни и здоровью граждан в случае сохранения спорного объекта. Документов о том, что имеются третьи лица, права и интересы которых нарушаются признанием права собственности города Москвы на спорный объект недвижимости в материалах дела не имеется. Более того, представителем Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу города Москвы (ГПБУ "Управление ООПТ по ЗАО") дано пояснение суду, что органами исполнительной власти города Москвы решается вопрос о передаче указанного административного здания ему в оперативное управление для размещения офиса.
Исходя из изложенного, учитывая, что административное здание не представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, исполнительная власть города имеет намерение легализовать его создание, реконструкцию и эксплуатацию, апелляционный суд находит возможным удовлетворить исковые требования Правительства Москвы.
В соответствие с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда подлежит отмене, исковые требования Правительства Москвы удовлетворению.
Руководствуясь ст.176, пунктом 2 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2012 года по делу N А40-30288/11 отменить.
Признать право собственности города Москвы на самовольно возведенное 2-х этажное административное здание площадью 460 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 77: 07:0009006:6 по адресу: г. Москва, ул. Кременчугская, напротив вл.42-44.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Е.Н. Барановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 24.03.2009 г. вступившим в законную силу 28.05.2009 г. по иску Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы, удовлетворены требования об обязании ЗАО ФСК "Конти" за свой счет в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок общей площадью 15 000 кв.м, по адресу: г. Москва, улица Кременчугская, напротив вл. 42-44, от возведенных на нем самовольных построек, в том числе и спорного объекта.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся, в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
...
В соответствии с ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФправо собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка."
Номер дела в первой инстанции: А40-30288/2011
Истец: Правительство города Москвы, Правительство Москвы
Ответчик: ЗАО "ФСК "Конти"
Третье лицо: Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу города Москвы", ГПБУ "Управление ООПТ по ЗАО", Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Межрайонная природоохранная прокуратура города Москвы, Межрайонная природохозяйственная прокуратура г. Москвы, Префектура ЗАО г Москвы, Управление Росреестра по Москве
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6480/12