г. Вологда |
|
03 апреля 2012 г. |
Дело N А66-10429/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Смирнова В.И. и
Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Тверской области от 07 февраля 2012 года по делу N А66-10429/2011 (судья Бачкина Е.А.),
установил
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1067746766240; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Городской электрический транспорт" (ОГРН1066952002083; далее - предприятие, МУП "ГЭТ") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта без соответствующей лицензии.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07.02.2012 по делу N А66-10429/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в действиях предприятия усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Предприятие отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в жалобе доводы, апелляционная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 26.08.2011 N 956-пр "О проведении плановой выездной проверки юридического лица" с изменениями, внесенными распоряжением от 30.08.2011 N 963-пр "О внесении изменения в распоряжение по проведению плановой выездной проверки муниципального унитарного предприятия г. Твери "Городской электрический транспорт", в отношении предприятия проведена проверка с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов по адресу: г.Тверь, пр-т Чайковского, д. 17а.
По результатам проверки составлен акт от 09.09.2011 N 7.1-095пл-А/0299-2011 о выявленных нарушениях обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Управлением установлено, что предприятие эксплуатирует взрывопожароопасный производственный объект - систему газопотребления МУП "ГЭТ", зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов от 25.08.2008 (регистрационный N А05-11370-001), в составе: система распределительных газопроводов: газопровод надземный среднего давления, общая протяженность 252 п.м, газопровод низкого давления, общая протяженность 35 п.м; газорегуляторный шкафной пункт ШРП с РДНК-400; газоиспользующие установки: котлы водогрейные РНW-1000, зав. N 73848, 73865 - 2 ед.; участок транспортный, (регистрационный N А05-11370-002) от 25.08.2008, о чем имеется свидетельство о регистрации АВ 368764, без специального разрешения (лицензии) в нарушение требований подпункта 28 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
По факту эксплуатации взрывопожароопасного объекта без специального разрешения (лицензии) управлением в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении от 09.09.2011 N 7.4-095пл-Пр/0220-2011.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ управление обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление по существу, отказал в удовлетворении требований ввиду отсутствия события административного правонарушения. Однако при этом судом не учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ установлено, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 указанного Закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к этому Закону, в частности объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, взрывчатые, горючие, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей среды (пункт 1 приложения).
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 599.
Из материалов дела следует, что в эксплуатации предприятия находится взрывопожароопасный производственный объект: система газопотребления предприятия (регистрационный номер N А05-11370-001). Вместе с этим лицензия на осуществление указанного вида деятельности у ответчика отсутствует.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Вместе с тем в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
Такой специальной нормой в данном случае является часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Следовательно, действия Общества подлежат квалификации по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, а не по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, как указал административный орган.
Данная правовая позиция отражена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 N 8370/10, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2011 N ВАС-9328/11.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.1 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств (статья 23.32 Кодекса), то есть рассмотрение этой категории дел о привлечении к административной ответственности не отнесено к подведомственности арбитражного суда.
В этом случае, учитывая разъяснения пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", производство в арбитражном суде по настоящему делу подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 3 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 07 февраля 2012 года по делу N А66-10429/2011 отменить.
Производство по делу по заявлению Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении муниципального унитарного предприятия "Городской электрический транспорт" по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10429/2011
Истец: Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: МУП "Городской электрический транспорт"