г. Москва |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А40-121395/11-17-1099 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого
судей И.В. Бекетовой, Э.В. Якутова,
при ведении протокола помощником судьи Струковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.12.2011 по делу N А40-121395/11-17-1099, принятое судьей А.Б. Поляковой,
по заявлению Управления Роскомнадзора по Самарской области
к ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276, 131000, Москва, Варшавское шоссе, д.37)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Костин П.Ю. по дов. от 21.03.2012 N б/н; |
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 24.11.2011 по делу N А40-121395/11-17-1099 удовлетворено заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникации по Самарской области (заявитель, Управление Роскомнадзора по Самарской области) о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ответчик, ФГУП "Почта России") к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В обоснование принятого решения суд указал на наличие события административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, наличие вины ФГУП "Почта России" в совершении вменяемого правонарушения, а также соблюдение заявителем порядка составления протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку нарушение контрольных сроков доставки почтовых отправлений EMS влечет, по мнению Почты России, договорную ответственность.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель; извещенный о времени и месте судебного заседания, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие вместе с отзывом на апелляционную жалобу. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Самарской области.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных по делу доказательств, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя ответчика, полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии серии А025271 N 25577 (Лицензия), выданной Министерством Российской Федерации по связи и информатизации 11.04.2003, сроком действия до 11.04.2013.
В период с 26.09.2011 по 14.10.2011 Управлением Роскомнадзора по Самарской области на основании приказа и.о. руководителя Управления от 20.09.2011 N 797 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ответчика, с целью рассмотрения обращения гражданина Потапова С.В. от 16.09.2011 вход. N П-63-0191 о нарушении его прав в области связи.
В ходе проверки установлено, что ответчиком нарушен срок рассмотрения претензии гражданина Потапова С.В. и выплаты возмещения за нарушение контрольных сроков пересылки, утрату отправления EMS EA 173867770RU по заявлению от 28.02.2011.
На основании указанных обстоятельств Управление Роскомнадзора по Самарской области пришло к выводу о нарушении ФГУП "Почта России" п. 4 Лицензии;.п.п. б) п. 47, п.п. б) п. 55, п. 56 Правил оказании услуг почтовой связи (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221); п. 5 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий"); п. 7.5.6. Порядка работы с обращениями пользователей услугами ФГУП "Почта России" в отделениях почтовой связи, почтамтах и филиалах и составление отчетности по ним в структуре предприятия (утв. ФГУП "Почта России" 26.02.2008.
По мнению заявителя указанные нарушения составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки ФГУП "Почта России" от 14.10.2011 N А-25577-63Т-05/0150 (л.д. 11).
17.10.2011 в отношении ФГУП "Почта России", в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя, оставлен протокол об административном правонарушении N 378.
На основании указанного протокола заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены ч. 3,4 ст. 28.3 КоАП РФ и Порядком осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110).
Срок давности привлечения к ответственности на момент принятия судебного решения не истек.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно п. 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи"_ Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий, устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно п. 5 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи.
В соответствии с нормой п. 2 ст. 44 Федерального закона "О связи" Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
Подпунктами "а" - "в" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора, а также обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов.
Ответственность операторов почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи определяется в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О почтовой связи".
Пунктом 4 Правил оказания услуг почтовой связи определено, что контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции при оказании универсальных услуг почтовой связи, а также нормативы ее обмена, перевозки и доставки утверждаются Правительством Российской Федерации.
Сроки и тарифы на оказание иных услуг почтовой связи, в том числе услуги EMS в соответствии с п. п. "б" п. 3 указанных Правил, устанавливаются операторами почтовой связи.
В соответствии с п. 2 названных Правил услуги EMS - это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Временного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг.
В целях оптимизации сроков прохождения отправлений ускоренной почты EMS по Российской Федерации, ФГУП "Почта России" издано распоряжение от 23.11.2009 N 117-р, которым с 23.11.2009 введены в действие сроки прохождения внутренних отправлений EMS.
Данный акт принят в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, и их несоблюдение является нарушением лицензиатом условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией.
Кроме того, нормой п. 1 ст. 55 Федерального закона "О связи" установлено, что пользователь услугами связи вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) органа или должностного лица, оператора связи, связанные с оказанием услуг связи.
Согласно нормам п.п. 4 и 7 ст. 55 Федерального закона "О связи" В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.
Претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме.
Аналогичный срок рассмотрения претензий установлен п. 55 Правил оказания услуг почтовой связи, где указано, что оператор почтовой связи обязан рассмотреть претензию и дать заявителю ответ (в письменной форме) в следующие сроки:
а) на претензии в отношении почтовых отправлений и почтовых переводов, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение 5 дней;
б) на претензии в отношении всех других внутренних почтовых отправлений и почтовых переводов - в течение 2 месяцев.
Согласно п. 56 Правил оказания услуг почтовой связи выплата денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения услуг почтовой связи, производится операторами почтовой связи не позднее 10 дней со дня признания претензии.
Как установлено материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 17.10.2011 N 378, Актом проверки от 14.10.2011, Московским EMS СЦ "EMS Почта России" - филиала ФГУП "Почта России" нарушен срок рассмотрения претензии гражданина Потапова С.В. и выплаты возмещения за нарушение контрольных сроков пересылки и утрату EMS EA 173867770RU Названные обстоятельства не оспариваются ответчиком.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" не были приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения правил и норм в области связи и лицензионных требований, что свидетельствует о наличии вины в действиях заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
С учетом требований ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено судом в минимальном размере санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод подателя апелляционной жалобы, что сроки пересылки отправлений EMS установлены гражданским законодательством в соответствии с договором на оказание услуг международной и внутренней ускоренной почты EMS, в связи с чем, нарушение определенных сторонами сроков влечет лишь гражданско-правовую ответственность не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Наличие установленной договором гражданско-правовой ответственности предприятия перед клиентом (потребителем) не исключает административную ответственность предприятия за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, поскольку эти виды ответственности в соответствии с действующим законодательством не являются взаимоисключающими друг друга.
При этом, вопреки мнению заявителя, договорный порядок оказания услуг не является особенностью пересылки EMS отправлений, а общее правило для всех услуг связи (ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи").
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ч.41 ст. 206, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.12.2011 по делу N А40-121395/11-17-1099 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" не были приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения правил и норм в области связи и лицензионных требований, что свидетельствует о наличии вины в действиях заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
С учетом требований ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено судом в минимальном размере санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
...
Наличие установленной договором гражданско-правовой ответственности предприятия перед клиентом (потребителем) не исключает административную ответственность предприятия за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, поскольку эти виды ответственности в соответствии с действующим законодательством не являются взаимоисключающими друг друга.
При этом, вопреки мнению заявителя, договорный порядок оказания услуг не является особенностью пересылки EMS отправлений, а общее правило для всех услуг связи (ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи")."
Номер дела в первой инстанции: А40-121395/2011
Истец: Роскомнадзор по Самарской области, Управление Роскомнадзора по Самарской области
Ответчик: EMS Почта России- филиал ФГУП Почта России, ФГУП "Почта России"