г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2012 г. |
Дело N А26-6310/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Грязновой К.А.
при участии:
от истца: представители Каминская Е.А. (по доверенности от 18.10.2011), Маркова Н.В. (по доверенности от 25.11.2011)
от ответчика: представитель не явился, уведомлен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22828/2011) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.11.2011 по делу N А26-6310/2011 (судья Погорелов В.А.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к Открытому акционерному обществу "Сегежский ЦБК" о об обязании доукомплектовать пункты сосредоточения средств пожаротушения,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Карелия Респ., Петрозаводск г., Андропова ул., 2/24, ОГРН 1071001000828) (далее - Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Открытому акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (186420, Карелия Респ., Сегежский р-н, Сегежа г., Заводская ул., 1, ОГРН 1021000921314) (далее - Ответчик, Общество) об обязании доукомплектовать пункты сосредоточения средств пожаротушения.
В арбитражном суде первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ Истец уточнил исковые требования, просил обязать Общество доукомплектовать пункты сосредоточения средств пожаротушения оборудованием согласно перечню, приведенному в акте проверки готовности и оснащенности средств пожаротушения на пунктах сосредоточения средств пожаротушения от 16.05.2011 (л.д. 48), уточнение принято арбитражным судом первой инстанции.
Решением арбитражного суда от 08.11.2011 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Министерство просит названное решение отменить, ссылаясь на приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 N 549, утверждающий нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов. По мнению подателя жалобы, представленными в материалы дела актами проверок готовности и оснащенности средств пожаротушения на пунктах сосредоточения средств пожаротушения доказано отсутствие необходимого оборудования у Ответчика в момент проверок.
В судебном заседании представители Министерства доводы апелляционной жалобы поддержали.
О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом стороны уведомлены, Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, дело рассматривалось в его отсутствие в соответствии со ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителей Министерства, апелляционный суд установил следующее.
19.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (правопредшественником Истца) и Обществом заключены договоры аренды лесных участков N 57-з и N 58-з (далее - договоры). 10.04.2009 произведена государственная регистрация договоров.
Указанными договорами предусмотрена обязанность Общества соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности), осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, преданном в аренду (разделы 4 договоров).
В соответствии с п. 4.4.14 договоров Общество обязано осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, преданном в аренду.
При этом проектами освоения лесов определяются требования к наличию средств пожаротушения в местах использования лесов.
Министерством были проведены проверки готовности и оснащенности пунктов сосредоточения средств пожаротушения Общества согласно проектам освоения лесов для заготовки древесины на 2009-2018 года по договорам N 57-з, 58-з, по результатам которых было установлено, что пункты сосредоточения средств пожаротушения, расположенные по адресам: г. Сегежа, ул. Заводская, 1; г. Сегежа ул. Гористая 29-а; п. Валдай, ул. Октябрьская, 23, требуется доукомплектовать оборудованием согласно перечню, установленному в акте от 16.05.2011.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом договорных обязательств, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском об обязании доукомплектовать пункты сосредоточения средств пожаротушения.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, апелляционный суд полагает его подлежащим изменению.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Подпунктом "в" пункта 13 Правил пожарной безопасности установлено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 г. N 549 утверждены нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов.
Согласно проекту освоения лесов (л.д. 59) для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду Ответчику в Сегежском Лесничестве Министерства Лесного комплекса Республики Карелия на 2009-2018 года средства пожаротушения под номерами 1-4, 9-24 должны находится в пунктах сосредоточения постоянно, а под номерами 5-8 закрепляются на пожароопасный сезон и должны быть в постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров (нумерация оборудования приведена в таблице 5.1.3. проекта освоения лесов).
Актом проверки готовности и оснащенности средств пожаротушения на пунктах сосредоточения средств пожаротушения от 16.05.2011, составленного с участием представителя Ответчика Н.В. Зевакина и подписанного последним без замечаний, установлено, что заявленные в иске позиции в момент проведения проверочных мероприятий на указанных пунктах отсутствовали.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в качестве возражения на иск Ответчиком были представлены доказательства наличия у Общества заявленного в иске оборудования.
Апелляционный суд полагает, что арбитражным судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что проектом освоения лесов предусматривается, что необходимые средства пожаротушения должны быть в пункте сосредоточения средств пожаротушения, в связи с чем доказательства наличия в собственности Общества заявленных в иске позиций оборудования сами по себе не свидетельствуют о соблюдении условий проекта освоения лесов.
Кроме того, в отношении зажигательных аппаратов материалами дела подтверждается наличие 7-и шт. (товарная накладная от 16.05.2011 N 003130) вместо необходимых 15-ти.
Подтвержденное материалами дела отсутствие средств пожаротушения: лесопожарного модульного оборудования (съемные цистерны, в том числе собственного производства) или резиновых емкостей для воды объемом 1 500л., лесопатрульных пожарных машин, зажигательных аппаратов, воздуходувов, лопат, мотыг, граблей, бидонов или канистр для питьевой воды емкостью до 20 л, а также бензопил в момент проведения проверки на пунктах сосредоточения средств пожаротушения является нарушением Правил пожарной безопасности, в связи с чем в данной части иск подлежит удовлетворению.
При оценке довода подателя жалобы о необходимости доукомплектовать пункты сосредоточения средств пожарной безопасности бульдозерами на тракторах свыше 100 л.с., тракторами с плугом или иным почвообрабатывающим орудием, а также катерами грузоподъемностью не менее 2т, апелляционный суд исходит из того, что данные позиции согласно проекту освоения лесов закрепляются на пожарный сезон за пунктами сосредоточения средств пожарной безопасности. При этом проект освоения лесов не содержит требований о том, что указанные позиции должны находиться в пунктах сосредоточения средств пожарной безопасности постоянно.
При этом требования к порядку закрепления за пунктом сосредоточения средств пожаротушения нормативно не установлены, в связи с чем ссылка Министерства на отсутствие приказа о закреплении средств пожаротушения за конкретным пунктом сосредоточения последних не свидетельствует о нарушении положений проекта освоения лесов.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ договор поставки от 11.05.2007, договор лизинга N 29-2006-ЛА-ПТ, паспорта транспортных средств, паспорта самоходных машин, спецификации, а также товарные накладные на количество техники и инвентаря, представленные Обществом, апелляционный суд полагает доказанным факт наличия вышеперечисленных средств пожаротушения у Общества, в связи с чем исковые требования, заявленные по данным позициям, удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменению, исковое заявление следует удовлетворить в части обязания Общества доукомплектовать пункты сосредоточения средств пожаротушения оборудованием, которое должно находиться в пункте постоянно.
Судебные расходы в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат распределению пропорционально объему удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.11.2011 изменить.
Обязать Открытое акционерное общество "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (186420, Карелия Респ., Сегежский р-н, Сегежа г., Заводская ул., 1, ОГРН 1021000921314) доукомплектовать пункты сосредоточения средств пожаротушения по адресам:
- г. Сегежа, ул. Заводская, 1;
- г. Сегежа ул. Гористая 29-а;
- п. Валдай, ул. Октябрьская, 23
следующим оборудованием:
N |
Средства пожаротушения |
Ед. измерения |
Требуется доукомплектовать |
1 |
Лесопожарное модульное оборудование (съемные цистерны, в том числе собственного производства) или резиновые емкости для воды объемом 1 500л. |
Шт. |
3 |
2. |
Лесопатрульные пожарные машины |
Шт. |
1 |
3. |
Зажигательные аппараты |
Шт. |
7 |
4. |
Воздуходувки |
Шт. |
2 |
5. |
Ручные инструменты: |
Шт. |
|
|
Лопаты |
|
35 |
|
мотыги |
|
30 |
|
грабли |
|
2 |
6. |
Бидоны или канистры для питьевой воды емкостью до 20 л |
Шт. |
4 |
7 |
бензопилы Шт. |
5 |
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (186420, Карелия Респ., Сегежский р-н, Сегежа г., Заводская ул., 1, ОГРН 1021000921314) в бюджет Российской Федерации 2 000 руб. государственной пошлины по иску и 1 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В апелляционной жалобе Министерство просит названное решение отменить, ссылаясь на приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 N 549, утверждающий нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов. По мнению подателя жалобы, представленными в материалы дела актами проверок готовности и оснащенности средств пожаротушения на пунктах сосредоточения средств пожаротушения доказано отсутствие необходимого оборудования у Ответчика в момент проверок.
...
Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителей Министерства, апелляционный суд установил следующее.
19.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (правопредшественником Истца) и Обществом заключены договоры аренды лесных участков N 57-з и N 58-з (далее - договоры). 10.04.2009 произведена государственная регистрация договоров.
Указанными договорами предусмотрена обязанность Общества соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности), осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, преданном в аренду (разделы 4 договоров).
...
В соответствии с ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
...
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 г. N 549 утверждены нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов."
Номер дела в первой инстанции: А26-6310/2011
Истец: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ОАО "Сегежский ЦБК"