г. Воронеж |
|
30 марта 2012 г. |
Дело N А14-8563/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.03.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Михайловой Т.Л.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Комолова Валерия Алексеевича: Ефимюк С.А., представитель по доверенности от 25.10.2011;
от администрации городского округа город Воронеж: Ананко Ю.Ю., представитель по доверенности N 1004 от 10.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Комолова Валерия Алексеевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2012 по делу N А14-8563/2011 (судья И.В. Федосеева) по заявлению индивидуального предпринимателя Комолова Валерия Алексеевича (ОГРН 304366219000134) к администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733) о признании недействительным отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов киоска, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Мира у дома N 2,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Комолов Валерий Алексеевич (далее - Предприниматель, ИП Комолов В.А.) обратился в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к администрации городского округа город Воронеж (далее также - Администрация) о признании недействительным отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов киоска ИП Комолова, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Мира, у дома N 2, выраженного в письме от 10.06.2011 N 44411/3 заместителя руководителя Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, а также просил обязать Администрацию устранить допущенные нарушения.
Решением от 31.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из того, что оснований для включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащего Предпринимателю торгового киоска не имелось.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание положения статьи 10 Закона Российской Федерации от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в соответствии с которой, "Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов".
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Администрации возражал против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
До момента истечения действующей разрешительной документации ИП Комолов А.В. не обращался в уполномоченный орган с заявлением о ее продлении. В рамках осуществления контроля за эксплуатацией павильонов, киосков на территории городского округа город Воронеж, управлением главного архитектора 18.03.2011 с выездом на место, составлен акт обследования киоска по ул. Мира, у д. 2 и установлено, что данное временное сооружение эксплуатируется без разрешительных документов (л.д. 56).
Предпринимателю направлено предписание N 85 (л.д. 55) с указанием нарушении, допущенных ИП Комоловым А.В. Данное предписание получено заявителем 23.03.2011 согласно отметке на почтовом уведомлении. Однако требования предписания Предпринимателем исполнены не были.
ИП Комоловым А.В. подано заявление о продлении разрешения на установку киоска 10.03.2011 с приложением пакета документов (л.д. 45).
На данное заявление управлением главного архитектора направлен ответ от 21.03.2011 с разъяснением о невозможности продления срока действия разрешительных документов, в связи с их отсутствием (л.д.46).
Предприниматель обратился в администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа принадлежащего ИП Комолову В.А. торгового киоска, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Мира у д. N 2.
Письмом от 10.06.2011 N 44411/3 заместителя руководителя управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж ИП Комолов В.А. было отказано во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов киоска Предпринимателя, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Мира у д. N 2.
Заявитель, полагая, что отказ Администрации во включении принадлежащего ему торгового киоска в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав мнение представителей Предпринимателя и Администрации, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о торговой деятельности правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Граждански кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона о торговой деятельности).
В соответствии со статьей 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона о торговой деятельности Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области издан Приказ от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Пунктом 5 Порядка определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований. В силу пункта 28.1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в том числе, утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком реализует администрация городского округа в лице ее органов и подразделений.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Закона о торговой деятельности утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное положение содержится в пункте 17 приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж установлен решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж".
Данный правовой акт предъявляет определенные требования к временным сооружениям на территории города, в частности, наличие у таких торговых объектов действующей разрешительной документации, разрешающей их установку и эксплуатацию.
Пунктом 2.7 указанного Положения установлен запрет на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов.
Следовательно, в Схему размещения нестационарных торговых объектов при ее разработке и утверждении могут быть включены только сооружения, имеющие указанные действующие документы.
Из представленных суду доказательств следует и не оспаривается заявителем, что срок действия разрешительной документации на эксплуатацию торгового киоска. расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Мира у д. N 2, истек - 20.10.2008. То есть на момент утверждения Администрацией Схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также на момент принятия оспариваемого отказа спорное времемнное сооружение заявителем эксплуатировалось без разрешительных документов, а возможность продления ранее выданной документации была утрачена, поскольку продлить действие документации возможно лишь до истечения ее срока.
Согласно пункту 5.3 названного Положения заявление о продлении срока действия разрешения на новый период, согласованное с главой районной управы, районным архитектором, управлением инвестиций и развития потребительского рынка администрации городского округа город Воронеж, подается владельцем данного объекта в департамент градостроительства и земельных отношений не позднее 2 месяцев до истечения срока действия данного разрешения.
В силу пункта 5.7 Положения переоформленная на новый срок документация на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования выдается не позднее 10 дней до окончания срока действия ранее оформленных документов.
Из системного толкования указанных норм следует, что положения о продлении разрешительной документации на новый срок распространяются только на владельцев временных сооружений, имеющих действующие ордера.
До момента истечения действующей разрешительной документации ИП Комолов А.В. не обращался в уполномоченный орган с заявлением о ее продлении.
В порядке пункта 6.1. Положения управлением главного архитектора Предпринимателю направлялось предписание N 85 с указанием допущенных им нарушений (л.д. 55).
Данное предписание получено заявителем, однако требования предписания исполнены не были.
Таким образом, Администрация правомерно отказала во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащего ИП Комолову В.А. торгового киоска, поскольку эксплуатация временных сооружений без разрешительных документов противоречит требованиям муниципальных правовых актов, а также пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли", предусматривающего возможность осуществления торговли (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти.
В связи с изложенным, суд не усматривает необходимой для удовлетворения заявленных требований совокупности условий ( нарушение закона и прав заявителя).
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не могут послужить основанием для ее удовлетворения и отмены принятого судебного акта.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, государственная пошлина, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относится на заявителя.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2012 по делу N А14-8563/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Комолова Валерия Алексеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о торговой деятельности правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Граждански кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
...
В порядке пункта 6.1. Положения управлением главного архитектора Предпринимателю направлялось предписание N 85 с указанием допущенных им нарушений (л.д. 55).
Данное предписание получено заявителем, однако требования предписания исполнены не были.
Таким образом, Администрация правомерно отказала во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащего ИП Комолову В.А. торгового киоска, поскольку эксплуатация временных сооружений без разрешительных документов противоречит требованиям муниципальных правовых актов, а также пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли", предусматривающего возможность осуществления торговли (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти."
Номер дела в первой инстанции: А14-8563/2011
Истец: ИП Комолов В. А.
Ответчик: Администрация городского округа г. Воронеж
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-866/12