г. Ессентуки |
|
03 апреля 2012 г. |
Дело N А25-2017/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 января 2012 года по делу А25-2017/2011,
по заявлению Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу,
к Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике,
об оспаривании действий по возврату без исполнения исполнительного.
В отсутствии лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Управление) о признании незаконными действий Управления по возврату без исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Нижегородской области серия АС N 000233104 по делу NА43-16736/2010-23-492 от 20.02.2011 г., а также об обязании Управления принять указанный исполнительный документ к исполнению.
Решением суда 13 января 2012 года Требования Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу удовлетворены.
Признаны незаконными как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации действия Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике по возврату с сопроводительным письмом N 79-12-10/1040 от 07.07.2011 г. Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу без исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Нижегородской области серия АС N 000233104 по делу NА43 - 16736/2010-23-492 от 20.02.2011 г. Суд обязал Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике принять к исполнению по заявлению Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу исполнительный лист Арбитражного суда Нижегородской области серия АС N000233104 по делу NА43-16736/2010-23-492 от 20.02.2011 г.
Решение мотивированно тем, что обстоятельства, на которые ссылается Управление, не являются основанием для возврата исполнительного документа без исполнения.
Не согласившись с принятым решением, Правительство Карачаево-Черкесской Республики и Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Правительство Карачаево-Черкесской Республики указывает, что у УФК по КЧР имелись законные основания для возврата исполнительных документов без исполнения взыскателю, так как у Правительства КЧР отсутствую лицевые счета. Взыскателем при обращении с заявлением о признании действий УФК по КЧР незаконными не соблюдены требования ст. 198 АПК РФ. Суд первой инстанции ссылается на то обстоятельство, что Правительство финансируется через Финансово - Хозяйственное управление Президента и Правительства КЧР, и что взыскание задолженности должника должно осуществляется по лицевым счетам Финансово - Хозяйственного управления, однако данная организация не привлечена к участию в деле.
Управление Федерального казначейства по КЧР ссылается на аналогичные доводы, в качестве дополнительного указывает на то обстоятельство, что Финансово - Хозяйственное управление Правительства КЧР является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем у Управления казначейства отсутствовали основания для обращения взыскания на его средства.
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части с учетом согласия на это сторон в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 января 2012 года по делу А25-2017/2011 следует оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что заявитель письмом N ПрО/7187 от 25.06.2011 г. предъявил к исполнению в Управление выданный Арбитражным судом Нижегородской области исполнительный лист от 20.02.2011 г. серия АС N 000233104 по делу NА43-16736/2010-23-492 о взыскании с Правительства Карачаево-Черкесской Республики в пользу заявителя 3 941 318 руб. 56 коп., в том числе 912 000 руб. платы, 3 000 000 руб. пеней за несвоевременный возврат продукции и 29 318 руб. 56 коп. пеней за несвоевременное перечисление платы за заимствование.
К заявлению также были приложены копия решения Арбитражного суда Нижегородской области от 08.09.2010 г. по делу N А43-16736/2010-23-492 и определение от 08.02.2011 г. об устранении опечатки в указанном судебном акте, уставные документы заявителя, который сообщил реквизиты для перечисления соответствующих денежных средств.
Письмом N 79-12-10/1040 от 07.07.2011 г. Управление возвратило заявителю исполнительный документ без исполнения, сославшись на отсутствие у Правительства Карачаево-Черкесской Республики лицевого счета в Управлении.
Посчитав действия управления по возврату исполнительного документа без исполнения незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.4 ст. 200 АПК РФ).
Пункт 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляет возможность обжалования взыскателем действий (бездействия) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 данного Кодекса, либо отказа в совершении таких действий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 242.1, пункт 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают направление исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, для исполнения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации. На территории Карачаево-Черкесской Республики такие функции осуществляет Управление.
В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 данной статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. Данный перечень оснований для возврата исполнительного документа является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Возвращая исполнительные листы без исполнения, Управление сослалось на то обстоятельство, что указанный в исполнительных документах должник не имеет лицевого счета получателя бюджетных средств в Управлении.
В соответствии со статьей 91 Конституции Карачаево-Черкесской Республики, статьей 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 371-ХХ11 от 06.01.98 г. "О Правительстве Карачаево-Черкесской Республики" Правительство Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
Из содержания решения Арбитражного суда Нижегородской области от 08.09.2010 г. по делу N А43-16736/2010-23-492 усматривается, что в соответствии с договором N НТ/1/2031/23 от 09.02.2004 г. заявитель передал Правительству Карачаево - Черкесской Республики 3 000 тонн дизельного топлива по ГОСТу 305-82 из мобилизационного резерва, а последнее обязалось возвратить указанную продукцию. Основанием к взысканию с Правительства Карачаево-Черкесской Республики указанных в решении Арбитражного суда Нижегородской области от 08.09.2010 г. по делу N А43-16736/2010-23-492 сумм послужило неисполнение обязанности по возврату из мобилизационного резерва заимствованных материальных ценностей.
В правоотношениях по заимствованию из государственного резерва продукции Правительство Карачаево-Черкесской Республики при заключении гражданско-правового договора N НТ/1/2031 /23 от 09.02.2004 г. выступало не в качестве органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в качестве юридического лица в организационно-правовой форме государственного учреждения с соответствующими правами и обязанностями.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора N НТ/1 /2031/23 от 09.02.2004 г. и возникновения обязанности по возврату дизельного топлива в государственный резерв) бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями данного Кодекса. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Согласно статье 34 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 371-XXII от 06.01.98 г. расходы на содержание Правительства Карачаево-Черкесской Республики определяются в республиканском бюджете отдельной строкой.
Из материалов настоящего дела, а также решения АС КЧР от 08.02.2010 г. по делу N А25-1949/2009-11 (установленные им обстоятельства имеют преюдициальную силу при рассмотрении настоящего спора) усматривается, что у Правительства Карачаево-Черкесской Республики собственный лицевой счет в органах Федерального казначейства отсутствует, финансирование Правительства Карачаево-Черкесской Республики осуществляется через Финансово-хозяйственное управление Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики (образовано как самостоятельное юридическое лицо Указом Президента КЧР N 99 от 23.05.07 г.), которому Управлением открыты соответствующие лицевые счета.
В ходе рассмотрения дела Управление в обоснование правомерности возврата исполнительных листов по мотиву отсутствия у Правительства Карачаево-Черкесской Республики лицевого счета ссылается на положения "Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации N 99н от 22.09.08 г. (далее - "Административный регламент...").
Так, пунктом 4 "Административного регламента..." предусмотрено, что орган Федерального казначейства при организации исполнения судебных актов возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю без исполнения в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника.
Кроме того, в пункте 14 "Административного регламента..." указано, что в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и в течение пяти рабочих дней направляет взыскателю заказным письмом исполнительный документ со всеми поступившими приложениями (за исключением заявления взыскателя) и с сопроводительным письмом, в котором указывается на отсутствие лицевого счета должника в данном органе Федерального казначейства (или передает лично под роспись, проставляемую в копии сопроводительного письма, с указанием даты получения).
Вместе с тем, такого основания для возврата исполнительного документа как отсутствие в органе федерального казначейства лицевых счетов должника в части 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
В статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Кодекса.
Согласно п.3 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 Кодекса, в случаях и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, федеральными законами, указанными в статье 2 Кодекса, и актами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
Из пункта 2 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует приоритет норм данного Кодекса и иных федеральных законов, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, над нормами изданных на основании и во исполнение указанных актов постановлений Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, регулирующих бюджетные правоотношения.
С этим согласуются положения пункта 1 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1009 от 13.08.97г., согласно которым нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Таким образом, подзаконные ведомственные правовые акты в сфере бюджетных правоотношений, к числу которых относится "Административный регламент...", не могут подменять собой нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, и устанавливать дополнительные основания для возврата органом казначейства исполнительных документов, не предусмотренные Кодексом.
Возврат исполнительного документа в связи с отсутствием в органе казначейства лицевого счета получателя бюджетных средств у должника Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
Такой вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума N 6758/08 от 21.10.08 г., N9647/10 от 01.03.2011 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе федерального казначейства.
Орган федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Из материалов дела усматривается, что заявитель ранее уже неоднократно направлял исполнительные листы Арбитражного суда Нижегородской области о взыскании денежных средств с Правительства Карачаево-Черкесской Республики на исполнение в Управление, которое возвращало данные исполнительные документы без исполнения со ссылкой на отсутствие у Правительства Карачаево-Черкесской Республики лицевого счета.
Указанные обстоятельства неоднократно исследовались Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики. Так, решением от 08.02.2010 г. по делу N А25-1949/2009-11, оставленным без изменения постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 г., Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.07.2010 г., действия Управления по возврату без исполнения исполнительного документа по мотиву отсутствия у Правительства Карачаево-Черкесской Республики лицевого счета признаны незаконными.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-14708/10 от 26.10.2010 г. в передаче дела N А25-1949/2009-11 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора отказано.
Таким образом, с учетом отсутствия у Правительства Карачаево-Черкесской Республики лицевого счета в органах казначейства, счетов в учреждениях Банка России и иных кредитных учреждениях заявитель может обеспечить исполнение выданных Арбитражным судом Нижегородской области исполнительных листов только путем их предъявления в Управление по месту открытия счетов Финансово-хозяйственному управлению Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, а также главному распорядителю соответствующих средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, который вправе указать, с какого именно счета следует производить взыскание.
Отклоняется судом ссылка Управления на отсутствие у Правительства Карачаево -Черкесской Республики статуса главного распорядителя, распорядителя либо получателя бюджетных средств в силу отсутствия у него лицевого счета.
Согласно приведенным в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определениям: главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом; распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) -орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу ч.1 ст. 16, ст. 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом (ч. 2 ст. 318 АПК РФ).
Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из соответствующего бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Существование в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также фактический порядок финансирования такого юридического лица, отличающийся от общего установленного законом порядка, не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.
Из материалов дела видно, что финансирование Правительства Карачаево-Черкесской Республики осуществляется через Финансово-хозяйственное управление Президента и Правительства КЧР.
В постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 г. по делу N А25-1949/2009-11 также указано, что Правительство Карачаево-Черкесской Республики производило оплату по договору заимствования дизельного топлива из государственного резерва именно через Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике по соответствующим мемориальным ордерам.
Бюджетные средства Правительство Карачаево-Черкесской Республики получает через Финансово-хозяйственное управление Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, которое, в свою очередь, является получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В рассматриваемом случае исполнительный документ, предусматривающий взыскание денежных средств с Правительства Карачаево-Черкесской Республики, должен быть принят к исполнению по месту открытия лицевых счетов Финансово-хозяйственному управлению Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, которое осуществляет финансирование деятельности Правительства Карачаево-Черкесской Республики, а также по месту открытия счета главному распорядителю средств соответствующего бюджета, производящему выделение средств в адрес Финансово-хозяйственного управления Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики. При этом главный распорядитель бюджетных средств вправе указать помимо счета Финансово-хозяйственного управления Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики иной счет, с которого следует производить взыскание по обязательствам Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанное Управлением в письме N 79-12-10/1040 от 07.07.2011 г. обстоятельство не могло служить основанием к возвращению заявителю без исполнения исполнительного документа. Действия Управления по возврату исполнительного листа являются незаконными, противоречат положениям пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушают права взыскателя на исполнение судебного акта.
В связи с изложенными обстоятельствами довод апелляционной жалобы о том, что у УФК по КЧР имелись законные основания для возврата исполнительных документов без исполнения взыскателю, так как у Правительства КЧР отсутствую лицевые счета - не состоятелен.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции ссылается на то обстоятельство, что Правительство финансируется через Финансово - Хозяйственное управление Президента и Правительства КЧР, и что взыскание задолженности должника должно осуществляется по лицевым счетам Финансово - Хозяйственного управления, однако данная организация не привлечена к участию в деле - не состоятелен, так как нет оснований для привлечения к участию в деле, в связи с тем, что предметом рассмотрения данного дела являются действия УФК по КЧР по возврату документов без исполнения.
Довод апелляционной жалобы о том, что Финансово - Хозяйственное управление Правительства КЧР является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем у Управления казначейства отсутствовали основания для обращения взыскания на его средства - не является основанием для возврата исполнительных документов без исполнения.
Довод апелляционной жалобы о том, что взыскателем при обращении с заявлением о признании действий УФК по КЧР незаконными не соблюдены требования ст. 198 АПК РФ - не состоятелен, так как нарушены его права на исполнение судебного акта.
Доводы апелляционных жалоб не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 января 2012 года по делу А25-2017/2011.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 января 2012 года по делу А25-2017/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч.1 ст. 16, ст. 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом (ч. 2 ст. 318 АПК РФ).
...
В рассматриваемом случае исполнительный документ, предусматривающий взыскание денежных средств с Правительства Карачаево-Черкесской Республики, должен быть принят к исполнению по месту открытия лицевых счетов Финансово-хозяйственному управлению Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, которое осуществляет финансирование деятельности Правительства Карачаево-Черкесской Республики, а также по месту открытия счета главному распорядителю средств соответствующего бюджета, производящему выделение средств в адрес Финансово-хозяйственного управления Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики. При этом главный распорядитель бюджетных средств вправе указать помимо счета Финансово-хозяйственного управления Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики иной счет, с которого следует производить взыскание по обязательствам Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанное Управлением в письме N 79-12-10/1040 от 07.07.2011 г. обстоятельство не могло служить основанием к возвращению заявителю без исполнения исполнительного документа. Действия Управления по возврату исполнительного листа являются незаконными, противоречат положениям пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушают права взыскателя на исполнение судебного акта."
Номер дела в первой инстанции: А25-2017/2011
Истец: Управление Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу, Управление Федерального агентства по госрезервам по Приволжскому Федеральному округу
Ответчик: УФК по КЧР
Третье лицо: Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10828/12
06.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10828/12
20.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2856/12
03.04.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-474/12
08.02.2012 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-474/12