город Ростов-на-Дону |
|
02 апреля 2012 г. |
дело N А32-17854/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Н.Н. Ивановой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сараевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.12.2011 по делу N А32-17854/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубаньгрузстрой"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможни
о признании незаконным решения, об обязании произвести возврат уплаченного штрафа,
принятое в составе судьи Орловой А.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился,
от заинтересованного лица: представитель не явился,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Кубаньгрузстрой" ( далее по тексту - заявитель, ООО "Кубаньгрузстрой") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее по тексту - таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 17.06.2011 об отказе в удовлетворении заявления о возврате уплаченного штрафа в сумме 50 000 руб., об обязании произвести возврат уплаченного штрафа в сумме 50 000 руб.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2011 г.. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем представлены доказательства несоответствия оспариваемого решения таможенного органа действующему законодательству и нарушение его прав и имущественных интересов.
Новороссийская таможня в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в Пятнадцатый апелляционный арбитражный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2011 г.., считает что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку возврат уплаченного Обществом штрафа в сумме 50 000 руб. должен производиться органами федерального казначейства Минфина РФ, на основании пункта 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствии сторон на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый апелляционный суд считает апелляционную жалобу подлежащей отклонению, решение суда первой инстанции оставлению в силе.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции 17.12.2010 г.. заместителем начальника Новороссийской таможни по правоохранительной деятельности полковником таможенной службы Нагибиным А.Н. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-607/2010, согласно которому ООО "Кубаньгрузстрой" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Платежным поручением N 178 от 02.02.2011 г. ООО "Кубаньгрузстрой" оплатило наложенный штраф в соответствии с принятым решением.
22.03.2011 г.. заместителем начальника Южной оперативной таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Белотеловым К.А. было принято решение N 10314000/1п/8В об отмене постановления Новороссийской таможни от 17.12.2010 г. N 10317000-607/2010 и прекращении административного производства по делу.
27.04.2011 г. ООО "Кубаньгрузстрой" обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в виде уплаченного штрафа в размере 50 000 руб.
06.05.2011 г. Новороссийская таможня оставила заявление без рассмотрения, мотивируя тем, что заявителю необходимо предоставить в таможенный орган, согласно ч. 2 п. 4 ст. 122 ФЗ от 27.11.2010, в обязательном порядке нотариально заверенный образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, и заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств по форме Приказа ФТС РФ от 22.12.2010 N 2520 Приложение 2.
18.05.2011 г. в адрес Новороссийской таможни ООО "Кубаньгрузстрой" повторно было направлено заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (исх. N 189 от 18.05.2011 г.) с целью возврата уплаченного штрафа в размере 50 000 руб.
19.06.2011 г. в адрес ООО "Кубаньгрузстрой" Новороссийской таможни направлен ответ об отказе в удовлетворении поданного заявления на возврат уплаченной суммы штрафа (исх. N 21702 от 17.06.2011 г.) в связи с тем, что ООО "Кубаньгрузстрой" необходимо уточнить банковские реквизиты для возврата денежных средств, а также необходимо представить документы согласно ст. 147 Федерального закона 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в РФ" и заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств по форме Приказа ФТС РФ от 22.12.2010 N2520 Приложение 2.
Заявитель не согласился с решением таможенного органа об отказе в возврате денежных средств, что и послужило основанием для обращения с заявлением в суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 90 Таможенный кодекс Таможенного союза установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе" Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (пункт 1).
С учетом изложенного, администратором денежных штрафов за нарушение таможенных правил определена Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ).
Учитывая, что таможенные органы составляют единую централизованную систему (статья 9 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), суд апелляционной инстанции считает, что Новороссийская таможня куда ООО "Кубаньгрузстрой" обратилось за возвратом излишне уплаченного штрафа, правомочна была принять решение о возврате излишне уплаченного административного штрафа при наличии на то законных оснований, которые имелись у заявителя. Из материалов дела следует, что заявление, поданное ООО "Кубаньгрузстрой" в Новороссийскую таможню от 18.05.2011 г. было составлено в соответствии с формой, утвержденной приказом ФТС от 22.12.2010 г. N 2520 Приложение 2. Также к данному заявлению были приложены все, требуемые в соответствии с законом "О таможенном регулировании", документы, в том числе платежное поручение N 178 от 02.02.2011 г. с отметкой банка, в котором указаны все реквизиты, по которым был осуществлен платеж.
Таким образом, ссылка Новороссийской таможни в отказе на тот факт, что ООО "Кубаньгрузстрой" были указаны неточно реквизиты для возврата оплаченного штрафа правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. В силу статьи 147 указанного закона порядок возврата таможенных пошлин, налогов четко предусматривает таможенный орган, в который подается заявление о возврате излишне уплаченных сумм и который принимает соответствующее решение. Поскольку таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, то именно на Новороссийской таможне лежит обязанность по возврату (зачету) излишне уплаченных таможенных платежей.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, поэтому основания для отмены обжалуемого постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2011 по делу N А32-17854/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Новороссийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Соловьева М.В. |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что таможенные органы составляют единую централизованную систему (статья 9 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), суд апелляционной инстанции считает, что Новороссийская таможня куда ООО "Кубаньгрузстрой" обратилось за возвратом излишне уплаченного штрафа, правомочна была принять решение о возврате излишне уплаченного административного штрафа при наличии на то законных оснований, которые имелись у заявителя. Из материалов дела следует, что заявление, поданное ООО "Кубаньгрузстрой" в Новороссийскую таможню от 18.05.2011 г. было составлено в соответствии с формой, утвержденной приказом ФТС от 22.12.2010 г. N 2520 Приложение 2. Также к данному заявлению были приложены все, требуемые в соответствии с законом "О таможенном регулировании", документы, в том числе платежное поручение N 178 от 02.02.2011 г. с отметкой банка, в котором указаны все реквизиты, по которым был осуществлен платеж.
Таким образом, ссылка Новороссийской таможни в отказе на тот факт, что ООО "Кубаньгрузстрой" были указаны неточно реквизиты для возврата оплаченного штрафа правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. В силу статьи 147 указанного закона порядок возврата таможенных пошлин, налогов четко предусматривает таможенный орган, в который подается заявление о возврате излишне уплаченных сумм и который принимает соответствующее решение. Поскольку таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, то именно на Новороссийской таможне лежит обязанность по возврату (зачету) излишне уплаченных таможенных платежей."
Номер дела в первой инстанции: А32-17854/2011
Истец: ООО "Кубаньгрузстрой"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Новороссийская Таможня
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1873/12