г. Самара |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А55-18814/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Каримовой Ю.Я., с участием:
от ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис" - представителей Горянкиной А.А. (доверенность от 10.01.2012 N 007). Клочкова И.С. (доверенность от 19.12.2011 N 081),
от департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара - представителей Андроновой А.С. (доверенность от 30.12.2011 N 07/10-4769), Дикаревой С.В. (доверенность от 30.12.2011 N 07/10-4768), Горячкиной Е.Н. (доверенность от 29.02.2012 N 07/10-870),
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 марта 2012 года апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2011 года по делу N А55-18814/2011, судья Стенина А.В., принятое по заявлению ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис", ИНН 6318156000, ОГРН 1066316091456, г.Самара, к департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара, ИНН 6315700504, ОГРН 1046300441483, г.Самара,
о признании недействительным отказа от 15 августа 2011 года N 07/16-2050 от заключения договора на предоставление субсидий, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис" (далее - ЗАО "ПТС-Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара (далее - департамент ЖКХ администрации г.о.Самара) N 07/16-2050 от 15 августа 2011 года от заключения договора на предоставление субсидий, о признании незаконными действий департамента ЖКХ администрации городского округа Самара по отказу от заключения договора на предоставление субсидий, об обязании департамента ЖКХ администрации г.о.Самара заключить с заявителем договор на предоставление субсидий по расчетам, представленным заявителем, на общую сумму 207 318 300 рублей, в том числе: за услуги холодного водоснабжения и водоотведения: 40 831 900 рублей, за услуги по отоплению и горячему водоснабжению -166 486 400 рублей.
ЗАО "ПТС-Сервис" уточнило заявленные требования и просило признать отказ департамента ЖКХ администрации г.о.Самара N 07/16-2050 от 15 августа 2011 года от заключения договора на предоставление субсидий недействительным; признать действия департамента ЖКХ администрации г.о.Самара по отказу от заключения договора на предоставление субсидий незаконными; обязать департамент ЖКХ администрации городского округа Самара заключить с ЗАО "ПТС-Сервис" договор на предоставление субсидий по расчетам, представленным заявителем на общую сумму 153 497 322,70 рублей.
Уточнение принято судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ЗАО "ПТС-Сервис" заявлен отказ в части обязания департамента ЖКХ администрации г.о.Самара заключить договор на предоставление субсидий за услуги по отоплению и горячему водоснабжению в размере 53 820 977,30 руб.
Частичный отказ ЗАО "ПТС-Сервис" в сумме 53 820 977,30 руб. принят судом.
В соответствии с ч.2 ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Суд, проверив полномочия лица, заявившего отказ от иска, соответствие заявления закону, а также возможность нарушения прав других лиц, пришел к выводу, что отказ заявлен полномочным лицом, процессуальные последствия отказа от иска заявителю понятны, данный отказ не нарушает права и интересы третьих лиц и не противоречит действующему законодательству, и принял отказ от части заявленных требований.
На основании вышеизложенного производство по делу в части обязания департамента ЖКХ администрации г.о.Самара заключить договор на предоставление субсидий за услуги по отоплению и горячему водоснабжению в размере 53 820 977,30 руб. прекращено.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2011 года заявленные ЗАО "ПТС-Сервис" требования удовлетворены, отказ департамента ЖКХ администрации г.о.Самара N 07/16-2050 от 15 августа 2011 года от заключения договора на предоставление субсидий в части возмещения затрат, связанных с оказанием населению услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения признан недействительным. Действия департамента ЖКХ администрации г.о.Самара по отказу от заключения договора на предоставление субсидий в части возмещения затрат, связанных с оказанием населению услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, признаны незаконными. На департамент ЖКХ администрации г.о.Самара возложена обязанность по вступлении решения в законную силу заключить с ЗАО "ПТС-Сервис" договор на предоставление субсидий по расчетам, представленным ЗАО "ПТС-Сервис" за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, на общую сумму 153 497 322,7 рублей. Производство по делу в части обязания департамента ЖКХ администрации г.о.Самара заключить договор на предоставление субсидий за услуги по отоплению и горячему водоснабжению в размере 53 820 977,30 руб. прекращено. С департамента ЖКХ администрации г.о.Самара в пользу ЗАО "ПТС-Сервис" взыскана госпошлина в размере 4000 руб.
В апелляционной жалобе департамент ЖКХ администрации г.о.Самара просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ЗАО "ПТС-Сервис" о признании отказа N 0/16-2050 от 15 августа 2011 года от заключения договора на представление субсидий недействительным, признании действий по отказу от заключения договора на представление субсидий незаконным, об обязании заключить договор на представление субсидий по расчетам, представленным заявителем, на сумму 153 497 322,70 руб. отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29 февраля 2012 года объявлялся перерыв до 15 час 45 мин 05 марта 2012 года, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 05 марта 2012 года.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05 марта 2012 года рассмотрение дела было отложено на 12 час 45 мин 28 марта 2012 года в связи с необходимостью изучения дополнительных доказательств по делу.
В судебном заседании представители департамента ЖКХ администрации г.о.Самара поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, в удовлетворении заявления ЗАО "ПТС-Сервис" отказать
Представитель ЗАО "ПТС-Сервис" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ПТС-Сервис" является управляющей компанией по управлению многоквартирными домами Советского, Октябрьского, Железнодорожного и Самарского районов города Самара.
В целях оказания данных коммунальных услуг между заявителем и ресурсоснабжающими организациями заключены договоры на поставку тепловой энергии и химически очищенной воды. Данные ресурсы используются заявителем для предоставления населению услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Отношения по оказанию коммунальных услуг между исполнителем коммунальных услуг заявителем и потребителем (населением) регулируются Правилами оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства N 307 от 23 мая 2006 года (далее - Правила оказания коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 19 Правил оказания коммунальных услуг (в редакции, действующей до 09 июня 2011 года) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N2 к Правилам.
При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Механизм корректировки платы за коммунальные услуги призван обеспечить оплату коммунальных услуг в объемах, фактически потребленных жителями, то есть сверхнормативное потребление коммунальных услуг отопления, горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, при его наличии, а при отсутствии сверхнормативного потребления - возврат денежных средств, уплаченных потребителями коммунальных услуг.
Решением Думы городского округа Самара от 25 февраля 2011 года N 61 были внесены изменения в решение Думы городского округа Самара N50 от 07 декабря 2010 года "О бюджете городского округа Самара самарской области на 2011 год".
Данным решением были внесены изменения в подпункт 8 пункта 14.1, согласно которым в 2011 году "за счет средств бюджета городского округа на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения указанным лицам затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг по следующим направлениям: предоставление населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения".
При этом пунктом 27 решения Думы городского округа Самара N 50 от 07 декабря 2010 года "О бюджете городского округа Самара самарской области на 2011 год" установлено, что заключение и оплата главными распорядителями и получателями средств бюджета городского округа договоров (муниципальных контрактов), исполнение которых осуществляется за счет средств бюджета городского округа, производятся в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации и с учетом принятых и не исполненных обязательств.
В соответствии с приложением N 9 к решению Думы городского округа Самара от 07 декабря 2010 года N 50 в структуру расходов бюджета городского округа Самара по разделу 5, подразделу 2 заложены расходы на компенсацию выпадающих доходов и возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения (целевая статья расходов 3510200) в размере 576374,8 тысяч рублей, а также компенсацию выпадающих доходов и возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения в размере 238594,5 тысяч рублей (целевая статья 3510300).
Таким образом, городской округ Самара в целях сокращения расходов населения по оплате сумм за сверхнормативное потребление коммунальных услуг, на основании пункта 14.1 решения Думы N 50 от 07 декабря 2010 года принял на себя обязательство компенсировать затраты или недополученные доходы, в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Принятие данного обязательства подтверждается также и тем фактом, что денежные средства на данные цели были заложены в бюджет города Самара, а также частичным исполнением бюджета по данным статьям расходов.
Доказательств превышения доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации в материалы дела не представлено.
На основании решения Думы городского округа Самара N 50 от 07 декабря 2010 года администрацией города Самара принято постановление N228 от 31 марта 2011 года "Об утверждении порядка предоставления субсидий бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат, связанных с оказанием населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, на 2011 год". Указанным постановлением был утвержден порядок предоставления субсидий, цели и условия их предоставления (далее Порядок).
Согласно пункта 2 Порядка главным распорядителем бюджетных средств является департамент городского хозяйства и экологии. Департамент ЖКХ (заинтересованное лицо) является правопреемником департамента городского хозяйства и экологии в части исполнения расходных бюджетных обязательств. Соответствующие изменения были внесены в приложение N 8 решения Думы городского округа Самара N 50 от 07 декабря 2010 года решением Думы городского округа Самара от 26 апреля 2011 N 85 "О внесении изменений в решение Думы городского округа Самара от 07 декабря 2010 года N 50 "О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2011 год".
В соответствии с пунктом 5 Порядка субсидии предоставляются в целях возмещения затрат за предшествующий финансовый год по следующим направлениям: возмещение затрат, возникающих при предоставлении гражданам услуг водоснабжения и водоотведения, в связи с превышением стоимости фактического потребления указанных услуг над стоимостью услуг, начисленной гражданам по нормативам и показаниям установленных индивидуальных приборов учета согласно расчетам в соответствии с приложением N 1 к Порядку; возмещение затрат, образующихся при предоставлении гражданам услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, в связи с превышением стоимости фактического потребления указанных услуг над стоимостью услуг, начисленной гражданам по нормативам и показаниям установленных индивидуальных приборов учета согласно расчетам в соответствии с приложением N 2 к Порядку.
Следовательно, целью предоставления субсидий является возмещение затрат, фактически понесенных получателем субсидий по оплате коммунальных услуг потребленных населением в объемах превышающим установленный норматив в 2010 году, то есть в период действия редакции Правил, предусматривающих проведение корректировки платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомового прибора учета.
Пункт 6 Порядка предусматривает, что условиями предоставления субсидий являются: 1) оказание населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; 2) наличие затрат, определенных в соответствии с расчетами согласно пункту 5 настоящего Порядка; 3) наличие графиков установки коллективных (общедомовых) приборов учета на 2011 год, подтвержденных протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах; 4) наличие договора на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат, связанных с оказанием населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, заключенного между получателем субсидий и уполномоченной организацией.
Первые три условия предоставления субсидий заявителем соблюдены в полном объеме.
Последним условием предоставления субсидий является наличие заключенного договора между департаментом ЖКХ администрации г.о.Самара (заинтересованным лицом) и получателем субсидий (заявителем).
В соответствии с пунктом 7 Порядка для заключения договора на предоставление субсидий получателям субсидий необходимо представить в уполномоченную организацию: письменное обращение о предоставлении субсидии; копию устава, заверенную в установленном порядке; решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления (если такое собрание проведено) или протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом; выписку из ЕГРЮЛ; расчет размера субсидий с приложением счетов-фактур, документов, подтверждающих принятые объемы коммунальных услуг, и отчетов о начислении платежей гражданам за подписью руководителя и главного бухгалтера, подтверждающих расчет размера субсидии; сведения о банковских реквизитах, Ф.И.О. руководителя и главного бухгалтера, юридическом и фактическом адресе организации, контактных телефонах; доверенность от имени руководителя организации (в случае заключения договора лицом, не уполномоченным заключать договор от имени организации); выписку из решения заседания правления о выборе председателя правления (представляется ТСЖ, ЖСК, ЖК, др.); копию документа, удостоверяющего личность (представляется индивидуальным предпринимателем или лицом, уполномоченным по доверенности на заключение договора); копии договоров с поставщиками коммунальных услуг (по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению), заключенных с целью обеспечения коммунальными услугами граждан; графики установки коллективных (общедомовых) приборов учета на 2011 год, подтвержденные протоколами общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах.
Заявитель 19 апреля 2011 года направил департаменту ЖКХ администрации г.о. Самара пакет необходимых документов для заключения договора. В пакете документов содержались также расчеты размера субсидий. Заявителем 01 августа 2011 года письмом N 1291, 08 августа 2011 года письмом N 1337 были направлены уточненные расчеты субсидий.
Направив документы, предусмотренные Порядком, заявитель в полном объеме исполнил требования, предъявляемые для заключения договора на предоставление субсидий.
Пункт 8 Порядка предусматривает, что заинтересованное лицо в течение 15 дней с момента регистрации обращения осуществляет проверку представленных документов.
По итогам проверки в течение 3 дней должен быть заключен договор о предоставлении субсидий. При этом данная норма является императивной и содержит в себе обязанность заключения договора.
В пункте 8 Порядка перечислены основания для отказа в заключении договора на предоставление субсидий. К таким основаниям относятся: предоставление неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка; ошибки в расчетах суммы субсидий; иные нарушения требований Порядка.
Указанный перечень является исчерпывающим, иные основания для отказа от заключения договора на предоставление субсидий Порядком не предусмотрены и, следовательно, не допускаются.
ЗАО "ПТС-Сервис" 17 августа 2011 года получен отказ в заключении договора на предоставление субсидий. В обоснование отказа департамент ЖКХ администрации г.о.Самара указало на то, что представленные заявителем расчеты размера субсидий на возмещение затрат, образующихся при предоставлении гражданам услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, не соответствуют требованиям по оформлению приложения и Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара.
Исходя из положений п.5 Порядка целью бюджетного субсидирования является возмещение затрат, образующихся при предоставлении услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, в связи с превышением стоимости фактического потребления указанных услуг над стоимостью, начисленной гражданам по нормативам. Это обусловлено тем, что население потребляет коммунальные услуги в большем размере, чем установлено нормативами. Механизм расчета разницы между нормативным потреблением и фактическим содержится в Правилах предоставления коммунальных услуг.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции о противоречии образца расчета, содержащегося в Порядке, Правилам предоставления коммунальных услуг в РФ является неправильным.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита", положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возлагающее на городские округа организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.
Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере теплоснабжения, определяются в системе правового регулирования (включающей помимо Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также бюджетное законодательство) и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 того же Федерального закона), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджеты публично-правовых образований предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего публично-территориального образования, которые обусловливаются установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и в соответствии с которыми осуществляется формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статьи 13, 14, 15 и 65).
Поскольку федеральное законодательство о теплоснабжении не определяет непосредственно правовую природу разницы в объемах тепловой энергии, определенных по нормативам потребления и фактически отпущенным в сети для отопления жилых помещений граждан, и не устанавливает ни уполномоченный субъект, ни конкретные организационно-правовые и финансово-бюджетные механизмы компенсации теплоснабжающим организациям потерь при применении норматива потребления, не обеспечивающего в полном объеме возмещение экономически обоснованных затрат на производство, соответствующие компенсационные обязанности не могут возлагаться на местное самоуправление.
Аналогичным образом регулируются в федеральном законодательстве и соответствующие отношения по вопросам водоснабжения населения.
В статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов местного самоуправления на определение норматива потребления, но не установлена обязанность органов местного самоуправления возмещать затраты на производство тепловой энергии, потребленной гражданами, равно как и на водоснабжение населения.
Нормы статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации также не предусматривают возможность бюджетного субсидирования в целях такой оплаты.
Таким образом, компенсация сверхнормативных затрат на оплату фактически потребленных населением коммунальных ресурсов не является обязанностью органов местного самоуправления, а может рассматриваться лишь как их право, реализованное в данном случае путем принятия решения о бюджете муниципального образования (с учетом изменений).
В связи с изложенным является неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что приложение 2 к Порядку предоставления субсидий из бюджета г.о.Самара в целях возмещения затрат, связанных с оказанием населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не подлежит применению, как несоответствующий нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Однако данное обстоятельство не повлияло на законность выводов суда первой инстанции в целом.
Заявитель предоставил департаменту ЖКХ администрации г.о.Самара расчеты, подтвержденные первичными документами, необходимыми и достаточными для расчета превышения стоимости фактического потребления услуг над стоимостью, начисленной по нормативам. Расчет заявителя подтвержден данными о фактическом потреблении, предоставленными ресурсоснабжающими организациями по каждому многоквартирному дому в отдельности. Несогласие департамента ЖКХ администрации г.о.Самара с расчетом, предложенным заявителем, само по себе в данном случае не является основанием для отказа в заключении договора на предоставление субсидии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ЗАО "ПТС-Сервис" требования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 21 декабря 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента ЖКХ администрации г.о.Самара - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на департамент ЖКХ администрации г.о.Самара, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2011 года по делу N А55-18814/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита", положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возлагающее на городские округа организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.
Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере теплоснабжения, определяются в системе правового регулирования (включающей помимо Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также бюджетное законодательство) и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 того же Федерального закона), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджеты публично-правовых образований предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего публично-территориального образования, которые обусловливаются установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и в соответствии с которыми осуществляется формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статьи 13, 14, 15 и 65).
...
В статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов местного самоуправления на определение норматива потребления, но не установлена обязанность органов местного самоуправления возмещать затраты на производство тепловой энергии, потребленной гражданами, равно как и на водоснабжение населения.
Нормы статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации также не предусматривают возможность бюджетного субсидирования в целях такой оплаты."
Номер дела в первой инстанции: А55-18814/2011
Истец: ЗАО "Предприятие тепловых сетей- Сервис"
Ответчик: Департамент Жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15261/12
02.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15261/12
07.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5774/12
04.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1358/12
21.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18814/11