Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ в качестве обеспечения дополнительных гарантий гражданским служащим предусмотрена выплата единовременной субсидии на приобретение жилой площади. Будет ли облагаться единым социальным налогом аналогичная субсидия, выплачиваемая по Областному закону Ленинградской области от 25.02.2005 N 11-оз?
Согласно ст. 53 Федерального законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающей дополнительные государственные гарантии, гражданским служащим при соблюдении определенных условий, предусмотренных данным Законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Областного закона Ленинградской области от 25.02.2005 N 11-оз "О правовом регулировании государственной гражданской службы Ленинградской области" единовременная субсидия на приобретение жилой площади является государственной гарантией гражданского служащего.
Порядок, условия предоставления и размер единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (жилой площади) государственным гражданским служащим Ленинградской области за счет средств областного бюджета Ленинградской области установлены Областным законом Ленинградской области от 13.10.2006 N 120-оз "О единовременных субсидиях государственным гражданским служащим Ленинградской области на приобретение жилых помещений" (далее - Закон N 120-оз).
Так, согласно Закону N 120-оз единовременная субсидия на приобретение жилой площади (далее - субсидия) носит целевой характер и предоставляется безвозмездно один раз за весь период государственной гражданской службы, причем для ее предоставления заключается договор между гражданским служащим и Ленинградской областью (уполномоченным органом или организацией), которым регулируются отношения, связанные с предоставлением и использованием субсидии.
Перечисление субсидии должно быть осуществлено уполномоченным органом (организацией) в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора о предоставлении субсидии.
Сумма субсидии по поручению гражданского служащего перечисляется в безналичном порядке собственнику или продавцу жилья, кредитной организации, застройщику или подрядчику (при строительстве жилого дома), указанному в договоре о предоставлении субсидии (ст. 8 Закона N 120-оз).
Гражданский служащий, которому была предоставлена субсидия, обязан в течение 24 месяцев (при наличии уважительных причин срок может быть однократно продлен до 30 месяцев) со дня ее перечисления в полном размере представить в уполномоченный орган (организацию) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в целях подтверждения его прав собственности на квартиру или жилой дом (часть жилого дома), которая (который) была приобретена (приобретен или построен) с использованием субсидии.
Согласно ст. 9 Закона N 120-оз контроль за целевым расходованием субсидии и надлежащим исполнением договора о предоставлении субсидии осуществляется уполномоченным органом (организацией).
В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Предоставление гражданскому служащему Ленинградской области единовременной субсидии на приобретение жилой площади производится не в качестве оплаты за его труд в организации, в которой он работает, а является дополнительной государственной гарантией гражданского служащего, и, следовательно, данная субсидия не является объектом обложения единым социальным налогом.
При этом читателям журнала необходимо учитывать следующее.
В соответствии со ст. 237 НК РФ налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Если выплата суммы единовременной субсидии на приобретение жилой площади предусмотрена в трудовом договоре государственного служащего с федеральным государственным органом (или государственным органом субъекта Российской Федерации), в котором он работает, то эта сумма подлежит обложению единым социальным налогом.
Е.В. Дорошенко
1 сентября 2007 г.
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1