Отдельные вопросы применения Бюджетной классификации
Российской Федерации
Бюджеты субъектов Российской Федерации
Несмотря на то что 2007 год близится к завершению и многих участников бюджетного процесса волнует вопрос, какой будет бюджетная классификация в 2008 году, в Минфин России продолжают поступать запросы о порядке ее применения в текущем году.
Из бюджета субъекта Российской Федерации малым формам хозяйствования предоставляются субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным в коммерческих банках. Расходы на предоставление данных субсидий предусмотрены по подстатье экономической классификации расходов бюджета Российской Федерации 242 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций". Однако в большинстве случаев субсидии предоставляются личным подсобным хозяйствам (то есть физическим лицам), что исключает возможность применения указанной выше подстатьи. В связи с этим просим разъяснить: на какую подстатью экономической классификации расходов следует отнести субсидии личным подсобным хозяйствам?
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. N 168н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее по тексту статьи - Указания), расходы на предоставление субсидий личным подсобным хозяйствам, на возмещение части их затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным в коммерческих банках, следует относить на статью 290 "Прочие расходы" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Здесь следует отметить, что с 2008 года данные выплаты следует отражать по подстатье 242 "Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций", классификации операций сектора государственного управления (приложение 6 к Указаниям Минфина России (проект), которые планируется ввести в действие с 1 января 2008 года). В рамках указанной классификации преамбула расшифровки данной статьи изложена в следующей редакции: "Данная подстатья отражает расходы за счет средств бюджетов на предоставление субсидий и субвенций организациям любой формы собственности, кроме государственных и муниципальных организаций, а также индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
В субвенции на переселение граждан учитываются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства, провоза домашнего имущества и выплату единовременного денежного пособия (п. 3 Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования. утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2005 г. N 232, далее - Правила).
Просим разъяснить, по каким кодам бюджетной классификации (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, код экономической классификации) следует относить данные расходы.
В соответствии с Правилами бюджетам закрытых административно-территориальных образований предоставляются субвенции в том числе на переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории закрытых административно-территориальных образований, включая оплату стоимости проезда к новому месту жительства, провоз домашнего имущества и выплату единовременного денежного пособия.
Расходы закрытых административно-территориальных образований на указанные выше цели подлежат отражению по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению", увязанной со следующим показателям функциональной классификации расходов бюджетов Российской: раздел 1000 "Социальная политика";
подраздел 1003 "Социальное обеспечение населения";
целевая статья 5170000 "Дотации и субвенции";
вид расходов 606 "Переселение граждан закрытых административно-территориальных образований".
Национальная оборона и правоохранительные органы
В целях исключения случаев различного толкования Указаний просим разъяснить порядок отражения в рамках функциональной и экономической классификации расходов на выплату военнослужащим женщинам: единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
В соответствии с требованиями Указаний расходы на выплату женщинам, проходящим военную службу по контракту, государственных пособий (единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности), осуществляемых в соответствии с Законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" за счет средств федерального бюджета, подлежат отражению по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации
расходов бюджетов Российской Федерации, увязанной со следующими показателями функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
разделом 0200 "Национальная оборона";
подразделом 0201 "Вооруженные Сипы Российской Федерации";
целевой статьей 202 00 00 "Воинские формирования (органы, подразделения)";
видом расходов 472 "Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа".
По каким видам расходов и подстатье экономической классификации необходимо отражать расходы на выплату ежемесячного пособия военнослужащим срочной службы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемым на основании пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65?
В соответствии с требованиями Указаний расходы на выплату ежемесячного пособия военнослужащим срочной службы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемые на основании пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65, подлежат отражению по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" в рамках вида расходов 472 "Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа".
В Просим разъяснить, по какому виду расходов функциональной классификации и подстатье экономической классификации следует отражать расходы на выплату единовременного поощрения государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляемые на основании Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 765.
Согласно требованиям расходы на выплату единовременного поощрения государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации, военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляемые на основании Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу", подлежат отражению по подстатье 211 "Заработная плата" в рамках видов расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания" и 240 "Гражданский персонал".
Просим разъяснить вопросы применения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, возникающие у подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. На какую статью нужно относить:
- расходы, связанные с оплатой договоров на рекламу в средствах массовой информации, направленную на повышение пропаганды деятельности подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации в сфере защиты имущества юридических и физических лиц от противоправных посягательств, профилактическую работу с населением и предупреждение преступлений против имущества собственников;
- расходы на выплаты по договору, заключенному с оператором телефонной связи, предметом которого выступает оказание услуг по предоставлению комплекса ресурсов (возможность физического размещения оборудования, пользования необходимыми инженерными коммуникациями, обеспечение основным и резервным электропитанием, а также соответствующими охранными услугами) в целях обеспечения эксплуатации элементов охранной сигнализации, учитываемых на балансе подразделений вневедомственной охраны?
Расходы подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации на выплаты по договорам, предусматривающим оказание услуг по размещению рекламы в средствах массовой информации, а также услуг по предоставлению комплекса ресурсов в целях обеспечения эксплуатации элементов охранной сигнализации, учитываемых на балансе подразделений вневедомственной охраны, подлежат отражению по подстатье 226 "Прочие услуги".
Просим сообщить, по каким показателям функциональной и экономической классификации следует отражать расходы, направляемые на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 789, в части оплаты услуг по разработке нормативной, конструкторской и технологической документации, необходимой для перехода на новую форму одежды сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Расходы на оплату услуг по разработке нормативной, конструкторской и технологической документации, необходимой для освоения новой формы одежды в системе исполнения наказаний, подлежат отражению по подстатье 226 "Прочие услуги" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в рамках раздела 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", подраздела 0305 "Система исполнения наказаний", целевой статьи 201 00 00 "Материально-техническое обеспечение" и вида расходов 253 "Обеспечение функционирования органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности".
Учреждение осуществляет закупку объектов нефинансовых активов в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа. Отдельное оборудование требует проведения монтажных работ. Просим разъяснить, по каким показателям функциональной и экономической классификации следует отражать расходы на оплату услуг по монтажу приобретаемого оборудования, возможно ли использование для отражения указанных расходов целевой статьи 203 00 00 и видов расходов 229, 231, 232, по которым осуществляется закупка самого оборудования?
Согласно Указаниям расходы на проектные работы по монтажу оборудования могут быть отражены в рамках целевой статьи 203 00 00 "Закупки вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа" (в увязке с видами расходов 229 "Электронная техника и средства связи", 231 "Другие вооружения, военная и специальная техника" и 232 "Прочая продукция производственно-технического назначения" и статьей 310 "Увеличение стоимости основных средств" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации) только при соблюдении следующих взаимосвязанных условий: предметом договора, на основании которого осуществляются расходы, является приобретение (поставка) соответствующего оборудования; проведение проектных работ по монтажу оборудования, осуществляемое поставщиком, включено в стоимость договора на приобретение оборудования.
Образование
По результатам конкурса "Лучший учитель года" осуществляется премирование победивших в нем работников образования. Просим разъяснить порядок применения экономической классификации при отнесении расходов на указанное премирование.
Расходы на премирование работников образования, победивших в конкурсе, следует относить на статью 290 "Прочие расходы", поскольку данные расходы не связаны с оплатой труда, приобретением услуг, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения.
Общие вопросы
Учреждение просит разъяснить, по какой статье экономической классификации расходов следует производить расходы, осуществляемые на основании статьи 180 Трудового кодекса, согласно части 3 которой работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока с момента предупреждения об увольнении в связи с ликвидацией или сокращением учреждения, выплатив ему при этом дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении?
Согласно требованиям Указаний расходы учреждений-работодателей по выплате компенсации, предусмотренной частью 3 статьи 180 Трудового кодекса, подлежат отражению по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Просим разъяснить порядок применения экономической классификации при отражении расходов на оплату работ по проведению очистки систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Какая подстатья должна применяться для отражения указанных расходов - 223 "Коммунальные услуги" или 225 "Услуги по содержанию имущества"?
Расходы, связанные с очисткой систем теплоснабжения (водоснабжения), следует относить на соответствующие подстатьи статьи 220 "Приобретение услуг" в следующем порядке: расходы на технологические нужды (централизованная очистка систем, производимая поставщиком коммунальных услуг), включенные в договор на поставку коммунальных услуг, подлежат отражению по подстатье 223 "Коммунальные услуги";
расходы на выплаты по договору, в рамках которого исполнитель осуществляет работы по восстановлению эффективности функционирования систем теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения в зданиях (сооружениях) учреждения-заказчика путем гидродинамической, гидрохимической и иного рода очистки этих коммунальных систем, подлежат отражению по подстатье 225 "Услуги по содержанию имущества".
На какую статью экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует относить расходы по оплате договоров на диспансеризацию, медицинское обслуживание, проведение медицинских анализов, осмотр и освидетельствование работников бюджетных учреждений, а также сообщить, насколько правомерно расходование средств на указанные цели?
Согласно требованиям Указаний расходы по оплате договоров на диспансеризацию, медицинское обслуживание, проведение медицинских анализов, осмотр и освидетельствование работников подлежат отражению по подстатье 226 "Прочие услуги" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Вместе с тем следует отметить, что экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления как за счет средств бюджетов, так и средств, полученных из внебюджетных источников. При этом данная классификация лишь определяет порядок отнесения на соответствующие статьи и подстатьи расходов учреждений, а не устанавливает возможность расходования бюджетных средств на те или иные цели. Изначально, для того чтобы необходимые средства были предусмотрены в бюджете, соответствующим нормативно-правовым актом должно быть установлено данное расходное обязательство.
На какую статью экономической классификации расходов следует относить расходы на поставку комплектующих в целях модернизации оборудования, осуществляемой на основании соответствующего договора?
Расходы на поставку комплектующих в целях модернизации оборудования следует относить на соответствующие статьи экономической классификации расходов в следующем порядке:
если заключен договор на поставку комплектующих, расходы на их оплату следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов";
если же заключен договор на модернизацию оборудования и исполнитель самостоятельно закупает необходимые для модернизации комплектующие, выплаты по данному договору (с учетом стоимости закупленных исполнителем комплектующих) следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств".
Учреждению требуется приобрести медный и оптико-волоконный кабель для организации привязки к сети связи общего пользования и модернизации внутренних телефонных распределительных сетей. Общероссийским классификатором основных фондов разного рода провода и кабели предусмотрены в рамках раздела 14 "Машины и оборудование". В связи с этим возникает вопрос: правильно ли денежные средства для закупки указанной продукции предусмотрены учреждению по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств"?
В соответствии с требованиями Указаний расходы на приобретение учреждениями различного рода кабелей для указанных выше целей подлежат отражению по подстатье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 22 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н, Общероссийский классификатор основных фондов применяется лишь для группировки основных средств.
Учреждение выполняет функции заказчика по строительству объектов. Стоимость строительства объекта включает в себя расходы по договорам на выполнение проектно-изыскательских работ, договорам подряда, ведению авторского надзора, проведению согласований и экспертиз, пусконаладочным работам и расходы на прочие затраты. В связи с утверждением приказа Минфина России от 8 декабря 2006 г. N 168н просим разъяснить порядок применения приказа в части отнесения отдельных расходов на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а именно расходы на:
- проектно-изыскательские работы;
- согласование, экспертизу проекта;
- авторский надзор;
- отвод земельного участка, выдачу архитектурно-планировочного задания и выделение красных линий застройки;
- получение технических условий на проектирование;
- организацию и проведение подрядных торгов;
- пусконаладочные работы;
- оформление технических паспортов по законченным строительством объектам.
Расходы, приведенные в вопросе, подлежат отражению по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в следующем порядке:
расходы на проведение подрядных проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации, предшествующей строительству, подлежат отражению по подстатье 226 "Прочие услуги" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Если же необходимость в выполнении проектных и изыскательских работ возникает в процессе осуществления строительно-монтажных работ на объектах, оплату договоров подряда на их проведение следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств";
расходы по оплате договоров на выполнение пусконаладочных работ, производимых после того, как первоначальная стоимость объектов нефинансовых активов сформирована, подлежат отражению по подстатье 225 "Услуги по содержанию имущества". Если же пусконаладочные работы осуществляются в процессе формирования первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов, расходы на проведение указанных работ следует относить на подстатью 226 "Прочие услуги";
расходы на организацию и проведение подрядных торгов, авторский надзор, согласование, экспертизу проекта, получение технических условий на проектирование, а также затраты по отводу земельного участка, выдаче архитектурно-планировочного задания и выделению красных линий застройки, оформление технических паспортов по законченным объектам отражают по подстатье 226 "Прочие услуги".
Д.В. Новиков,
советник отдела методологии бюджетного учета, бюджетной
отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики
Министерства финансов Российской Федерации
"Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100