г. Москва |
|
4 апреля 2012 г. |
N А40-5522/12-154-58 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Веклича Б.С., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Лаухиной А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Объединенные Энергосистемы"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2012 г.. по делу N А40-5522/12-154-58, принятое судьей Полукаровым А.В.,
по заявлению ООО "Объединенные Энергосистемы" (ОГРН 1097746081730, 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 30, стр. 3)
к УФАС по Москве (119017, Пыжевский пер., д. 6)
об отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Курбатская Т.М. по доверенности от 16.03.2012; |
от ответчика: |
Диденко О.В. по доверенности N 3-28 от 13.03.2012; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Объединенные Энергосистемы" (далее - заявитель, общество) с заявлением, о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве (далее - ответчик) о привлечении к административной ответственности на основании ст. 9.15 КоАП РФ от 01.12.2011 г. N 4-00-321/77-11.
Решением суда от 08.02.2012 г. заявление оставлено без удовлетворения. При этом суд исходил из того, что в действиях общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.
С решением суда не согласился заявитель - ООО "Объединенные Энергосистемы" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что не был извещен надлежащим образом о времени месте судебного заседания. Заявитель указывает также на то, что судом не принято во внимание отсутствие в данном случае существенной угрозы общественным отношениям и фактов причинения либо угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как следует из материалов дела оспариваемым постановлением ООО "Объединенные Энергосистемы" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб. за нарушение установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации.
В соответствии со ст. 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что одним из видов деятельности ООО "Объединенные энергосистемы" является деятельность по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 34-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами розничных рынков электроэнергии являются, в том числе электросетевые организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии.
В рамках возложенных полномочий, установленных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.04.2004 N 861 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии" Московское УФАС России направило в адрес ООО "Объединенные энергосистемы" запрос от 21.09.2011 N ДТ/22720 о предоставлении в десятидневный срок с даты получения данного письма письменных сведений о соблюдении Стандартов раскрытия информации, с указанием наименования печатного издания, в котором публикуются данные, обязательные к раскрытию, а также адрес официального сайта организации, в котором раскрывается информация, обязательная к раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации.
Согласно ответа на данный запрос общество письмом (вх. от 17.10.2011 N 24537) сообщило, что для ООО "Объединенные энергосистемы" - сетевой организации, которая владеет объектами электросетевого хозяйства на праве аренды и оказывает услуги по передаче электрической энергии предусмотрен самостоятельный раздел II "Стандарт раскрытия информации сетевой организации" и указало официальный сайт.
24.10.2011 должностным лицом Московского УФАС России в отношении Общества было возбуждено дело N 4-00-321/77-11 об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, выразившегося в нераскрытии информации, предусмотренной к раскрытию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
Заместителем руководителя Московского УФАС России Тетушкиным Д.Н. 09.11.2011 в целях осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации, произведен осмотр Интернет - сайта по адресу:htt//www.oes-company.ru, что подтверждается актом осмотра. Актом от 09.11.2011 установлено, что информация предусмотренная Стандартами раскрытия информации, отсутствует.
Должностным лицом Московского УФАС России в отношении Общества составлен протокол от 24.11.2011 N 4-00-321/77-11 (исх. N ДТ/28842) об административном правонарушении, в котором указано, что Общество, являясь субъектом розничных рынков электрической энергии, обязано обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, однако, информация по состоянию на момент возбуждения дела 24.10.2011 не размещалась, ООО "Объединенные энергосистемы" нарушило обязанность, предусмотренную Стандартами, по размещению информации в средствах массовой информации или на официальном сайте в сети Интернет.
При повторном осмотре сайта - 24.11.2011, установлено, что Общество раскрывает информацию, предусмотренную Стандартами раскрытия информации, не в полном объеме, а именно отсутствует информация, предусмотренная подпунктом з) пункта 11 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (информация о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии. В формах раскрытия информации субъекта розничного рынка содержится отсылка к корпоративным правилам ООО "Объединенные энергосистемы", но указанные корпоративные правила не раскрыты.
При составлении протокола от 24.11.2011 г.. по делу N 4-00-321/77-11, участвовал представитель Общества, Косолапов О. А. (доверенность от 21.11.2011 г..).
01.12.2011 в присутствии представителя ООО "Объединенные энергосистемы" рассмотрено административное дело и вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении исх. N ДТ/29634, которым ООО "Объединенные энергосистемы" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб.
На основании ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации утверждает стандарты раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей.
В соответствии с п. 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с данным документом.
Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации (п. 3 Стандартов).
Информация, подлежащая раскрытию, указана в п. 9 и 11 Стандартов.
Данная информация подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня (п. 10, п. 10(1) Стандартов).
Как правильно установлено судом первой инстанции информация, указанная в п. 9 и 11 Стандартов раскрытия информации, опубликована обществом на его официальном сайте 01.12.2011, то есть с нарушением установленного п. 10 Стандартов срока, в связи с чем суд приходит к выводу, о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Доводы о малозначительности совершенного административного правонарушения исследовались судом первой инстанции и обоснованно отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10 установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства как, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Объединенные энергосистемы" не выполнены требования п. 10, 10 (1), 12 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24.
Действующие в Российской Федерации обязательные юридические правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.
Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им. Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что правонарушение, предусмотренное ст. 9.15 КоАП РФ, совершенное ООО "Объединенные энергосистемы", нарушает установленный порядок раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, тем самым посягает на общественные отношения в данной области.
В связи с этим, довод заявителя о том, что совершенное административное правонарушение малозначительно, поскольку совершенное правонарушение не повлекло за собой угрозу охраняемым общественным отношениям, обоснованно не принят судом первой инстанции.
Срок и порядок привлечения заявителя к ответственности административным органом соблюден.
Требования ст.ст.28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Доводы заявителя о не извещении Общества о времени и месте судебного заседания в суде первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или проведения процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 122 АПК РФ, копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
В соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Из материалов дела следует, что заявителем получено определение суда о принятии искового заявления к производству и назначении дела к судебного разбирательству, направленное по адресу:119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 30, стр. 3, что подтверждается почтовым уведомлением (2 л.д.111).
Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания была размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2012 г.. по делу N А40-5522/12-154-58 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или проведения процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 122 АПК РФ, копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
В соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
...
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя."
Номер дела в первой инстанции: А40-5522/2012
Истец: ООО "Объединенные Энергосистемы", ООО "Объединённые Энергосистемы"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5354/12