г. Владивосток |
|
05 апреля 2012 г. |
Дело N А51-11380/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от ФБУ "Кадастровая палата" по Приморскому краю: Ивашина К.В. по доверенности от 09.02.2012 сроком действия до 26.01.2013, паспорт,
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Подольский А.С. по доверенности от 27.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, паспорт,
от администрации г.Владивостока: Грачёва А.Ю. по доверенности от 19.12.2011 N 1-3/4634 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 3777
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФБУ "Кадастровая палата" по Приморскому краю апелляционное производство N 05АП-9593/2011 на решение от 28.11.2011 судьи А.А. Фокиной по делу N А51-11380/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению администрации г.Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955) к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724), ФБУ "Кадастровая палата" по Приморскому краю (ИНН 2538062430, ОГРН 1022501911882) третье лицо: Департамент градостроительства Приморского края (ИНН 2540138350, ОГРН 1072540011114)
о признании недействительным подпункта 1.5 пункта 1 Распоряжения Департамента от 16.01.2009 N 24-р и о признании незаконными действий Палаты по осуществлению кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030005:323, 25:28:030005:326, обязании аннулировать записи о кадастровом учете земельных участков
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Владивостока (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным подпункт 1.5 пункта 1 распоряжения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 16.01.2009 N 24-р "О формировании земельных участков" в части формирования земельного участка площадью 320 000 кв.м., расположенного в районе ул. 3-я Поселковая в г.Владивостоке, согласно приложению N 5 к данному распоряжению, а также об обязании ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому (далее - Палата, Учреждение) краю аннулировать записи о кадастровом учете земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:030005:323 и 25:28:030005:326 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда приморского края от 28.11.2011 признано недействительным распоряжение Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 16 января 2009 года N 24-р "О формировании земельных участков" по пункту 1.5 как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Признаны незаконными действия Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Приморскому краю, выразившиеся в осуществлении кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030005:323 и 25:28:030005:326 как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости". Суд обязал Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Приморскому краю в течение 10-дневного срока со дня вступления судебного решения в законную силу аннулировать записи о кадастровом учёте земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030005:323 и 25:28:030005:326.
Не согласившись с вынесенным решением, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Приморскому краю обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю указало на то, что кадастровый учёт земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030005:323 и 25:28:030005:326 произведён в полном соответствии с требованиями Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости". Данные земельные участки являются вновь образованными, а не образованы путем раздела.
Сослался также на то, земельный участок площадью 258 223 кв.м. как объект гражданских правоотношений не существует, поскольку не поставлен на государственный кадастровый учет.
В судебном заседании 05.03.2012 рассмотрение апелляционной жалобы ФБУ "Кадастровая палата" по Приморскому краю было отложено на 26.03. 2011.
В судебном заседании 26.03.2012 суд, не приступая к рассмотрению доводов сторон по существу, определил объявить перерыв в судебном заседании до 29.03.2012, в связи с необходимостью предоставления ФБУ "Кадастровая палата" по Приморскому краю документов о реорганизации, в целях разрешения вопроса о процессуальном правопреемстве.
В судебном заседании 29.03.2012 представитель Учреждения представил документы, подтверждающие реорганизацию, а также оформленное надлежащим образом ходатайство об отказе от апелляционной жалобы.
Суд определил произвести процессуальное правопреемство, заменив ответчика по делу ФБУ "Кадастровая палата" по Приморскому краю на Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю.
Представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю поддержала ранее заявленное ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и прекращении производства по апелляционной жалобе.
Апелляционная коллегия, с учетом возражений со стороны Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, определила отказать в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по жалобе.
Представители Департамента градостроительства Приморского края в судебное заседание не явились, поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельства о государственной регистрации от 22.04.2010 серия 25-АБ N 361309 администрация г.Владивостока является собственником объекта: сооружение картодрома, площадью 258 233 кв.м., инв. N 05:401:001:100673350, лит.Д, кадастровый номер 25-25-01/034/2010-141, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Босфора, 3.
Распоряжением УМИГА администрации г. Владивостока N 744 от 04.05.2008 Владивостокскому городскому округу был утверждён проект границ земельного участка площадью 249 119 кв.м. в районе ул. Босфора, 3 для дальнейшей эксплуатации картодрома.
18.11.2010 в названное распоряжение были внесены изменения относительно величины площади - 258 233 кв.м. (пункт 1.1 распоряжения N 3342 от 18.11.2010).
22.04.2010 Управлением Росреестра в ЕГРП была внесена запись N 25-25-01/034/2010-141 о регистрации права собственности Муниципального образования город Владивосток на объект недвижимости - сооружение картодрома общей площадью 258 223 кв.м. (с учётом уменьшения площади на 10 кв.м. согласно свидетельству 25-АБ N 443876, выданному 16.09.2010), инв. N 05:401:001:100673350, лит. Д, адрес объекта: г. Владивосток, в районе ул. Босфора, 3.
Как следует из кадастрового паспорта сооружения, картодром введён в эксплуатацию в 1991 году.
23.03.2011 администрация г.Владивостока обратилась в ФГУ "Земельная кадастровая палата" с заявлением о постановке земельного участка площадью 258 223 кв.м. на кадастровый учёт, однако решением от 19.04.2011 N Ф01/11-15099 Палата приостановила осуществление кадастрового учёта, сославшись на то, что границы образуемого участка пересекают границы учтённых земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030005:323, 25:28:030005:326, сведения о которых носят временный характер, с указанием на то, что если названные причины не будут устранены в срок не более трёх месяцев, то органом кадастрового учёта будет принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта объекта недвижимости.
Из материалов дела также следует, что распоряжением N 24-р от 10.01.2009 "О формировании земельных участков" Департамент в целях проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства сформировал земельные участки, в том числе по подпункту 1.5 пункта 1 распоряжения - площадью 320 000 кв.м. в районе ул. 3-я Поселковая в г.Владивостоке согласно приложению N 5 к распоряжению.
На основании письма Департамента от 09.03.2011 N 29/05/02-22-2/2705 ООО "Фактор-Гео" были подготовлены межевые планы земельных участков в районе ул. 3-я Поселковая с разрешённым использованием "под многоквартирные жилые дома" площадью 114 700 кв.м. и в районе ул. 3-я Поселковая с разрешённым использованием "под объекты рекреационной деятельности" площадью 71 600 кв.м,, после чего данные земельные участки 30.03.2011 и 28.03.2011 были поставлены на временный кадастровый учёт под номерами 25:28:030005:326 и 25:28:030005:323 соответственно.
Распоряжением N 2455 от 16.09.2011 Департамент земельный участок с кадастровым номером 25:28:030005:326 площадью 114 700 кв.м. предоставил в безвозмездное срочное пользование на 11 месяцев Департаменту градостроительства Приморского края для проектирования многоквартирных жилых домов.
Обзорной схемой взаимного расположения земельных участков площадью 258 233 кв.м. и участков под номерами 25:28:030005:326 и 25:28:030005:323 подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:030005:326 и 25:28:030005:323 практически полностью налагаются на земельный участок площадью 258 233 кв.м., проект границ которого утверждён распоряжением УМИГА администрации г. Владивостока N 744 от 04.05.2008 с изменениями от 18.11.2010.
Не согласившись с распоряжением Департамента от 16.01.2009 N 24-р в части подпункта 1.5 пункта 1 и действиями Палаты по осуществлению кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030005:323; 25:28:030005:326, администрация г.Владивостока обратилась в суд с требованиями, рассматриваемыми в настоящем деле.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным только в случае, если установит в совокупности, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3).
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Статьями 26 и 27 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" приведён исчерпывающий перечень оснований, по которым орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета либо решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Таким образом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, из названных положений закона следует, что принятие решения по заявлению собственника (уполномоченного лица) является обязанностью, а не правом Палаты.
При этом. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что приведённые законоположения в совокупности со статьёй 22 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" также свидетельствуют о том, что данные государственного кадастра недвижимости должны быть достоверны, а, следовательно, - основаны на достоверных правоустанавливающих и других документах.
Пунктом 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственник здания (строения, сооружения), находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", под исключительным правом понимается то, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на получение земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением, в собственность или в аренду.
Данный подход соответствует последовательно проводимому в российском законодательстве "принципу следования", согласно которому право на земельный участок следует судьбе находящегося на нем объекта недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, пункты 5, 6, 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11). Этот принцип обеспечивает стабильность гражданского оборота, создавая определенность в правовом положении собственника недвижимого имущества в отношениях с собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Как установлено судами обеих инстанций, земельный участок площадью 258 233 кв.м., проект границ которого утверждён распоряжением УМИГА администрации г. Владивостока N 744 от 04.05.2008 с изменениями от 18.11.2010, расположен под объектом недвижимости - сооружением картодрома площадью 258 223 кв.м., - принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию город Владивосток, в связи с чем, в силу вышеприведённой нормы государственная собственность на него считается разграниченной, а участок - относящимся к муниципальной собственности.
Поскольку исходя из положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество является государственная регистрация этого права, а зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, однако, как правомерно отмечено судом первой инстанции, в спорном случае право собственности муниципального образования на сооружение картодрома площадью 258 223 кв.м. до настоящего времени не оспорено, за иным лицом право собственности на данное сооружение судом не признано, то Арбитражным судом Приморского края обоснованно отклонены доводы Департамента со ссылкой на данные технического паспорта о протяжённости и площади асфальтированных трасс (проезжей части).
Исходя из положений пункта 21.1 статьи 7 Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края N 90-КЗ от 29.12.2003 "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", Постановлений администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па и от 18.05.2007 N 116-па, пункта 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного Постановлением администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, а также пунктов 1.1, 2.2.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного Постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, следует вывод о том, что в административном центре Приморского края функции по распоряжению земельными участками выполняет Департамент земельных отношений только в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного. апелляционная коллегия приходит к выводу относительно того, что в спорном случае Департамент не вправе был распоряжаться земельным участком, государственная собственность на который разграничена, и производить его раздел.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи (на основании решения суда в обязательном порядке).
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в спорном случае выделенные земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:030005:326 и 25:28:030005:323 не предоставлялись муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям, в связи с чем согласие заявителя на раздел земельного участка обязательно, однако получено не было.
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что подпункт 1.5 пункта 1 Распоряжения Департамента N 24-р от 16.01.2009 о формировании земельных участков в районе ул. 3-я Поселковая общей площадью 320000 кв.м издан с нарушением положений земельного законодательства.
Поскольку основанием для проведения межевания земельных участков площадью 114 700 кв.м. и 71 600 кв.м. и последующего их кадастрового учёта послужил ненормативный акт, принятый с превышением полномочий и в нарушение требований законодательства, то у Палаты фактически не имелось юридических оснований для осуществления кадастровых действий.
Суд апелляционной отклоняет доводы апеллянта относительно того, что администрация г.Владивостока не является собственником земельного участка площадью 258 223 кв.м., так как регистрация права собственности на него в установленном законе не производилась.
В соответствии с п.3 ст. 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований (как указывалось выше, собственником объекта недвижимости - сооружение картодрома общей площадью 258223 кв.м. является администрация г.Владивостока).
Согласно п.1 ст.19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Таким образом, администрация г.Владивостока является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Босфора, 3, в силу закона.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что как распоряжение N 24-р в оспариваемой части, так и оспариваемые действия Палаты были приняты и осуществлены с нарушением положений земельного законодательства и законодательства о кадастровом учёте, без учета прав заявителя, подтвержденных надлежащими документами, и в отсутствие доказательств, подтверждающих основания для формирования земельных участков площадью 114 700 кв.м. и 71 600 кв.м. с кадастровыми номерами, соответственно, 25:28:030005:326 и 25:28:030005:323 в оспариваемых границах и площади.
Остальные же доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2011 по делу N А51-11380/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку исходя из положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество является государственная регистрация этого права, а зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, однако, как правомерно отмечено судом первой инстанции, в спорном случае право собственности муниципального образования на сооружение картодрома площадью 258 223 кв.м. до настоящего времени не оспорено, за иным лицом право собственности на данное сооружение судом не признано, то Арбитражным судом Приморского края обоснованно отклонены доводы Департамента со ссылкой на данные технического паспорта о протяжённости и площади асфальтированных трасс (проезжей части).
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи (на основании решения суда в обязательном порядке).
...
В соответствии с п.3 ст. 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований (как указывалось выше, собственником объекта недвижимости - сооружение картодрома общей площадью 258223 кв.м. является администрация г.Владивостока).
Согласно п.1 ст.19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:"
Номер дела в первой инстанции: А51-11380/2011
Истец: Администрация г. Владивостока
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, ФБУ "Кадастровая палата" по Приморскому краю, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра " по Приморскому краю
Третье лицо: Департамент градостроительства Приморского края