г. Саратов |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А12-22715/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.,
при участии в судебном заседании:
от Управления транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области - Логин Д.Н. по доверенности N 35-01-06/671 от 23.03.2012 г.., Кутузов А.А. по доверенности N 35-01-06/4009 от 27.12.2011 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 31.01.2012 г.. по делу N А12-22715/2011, принятое судьей Романовым С.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью автотранспортное предприятие "ГАГАШ" (г. Волгоград, ОГРН 1073443002368, ИНН 3443076741)
к Управлению транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1033400470036, ИНН 3445037032)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 31.01.2012 г.. удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью автотранспортное предприятие "ГАГАШ" (далее - ООО АП "ГАГАШ", Общество) о признании незаконным постановления Управления транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области (далее - Управление транспорта и коммуникаций, административный орган) от 22.11.2011 г.. о привлечении ООО АП "ГАГАШ" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 11.6 Кодекса Волгоградской области об административных правонарушениях.
Управление транспорта и коммуникаций, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, открытом 26.03.2012 г.., объявлялся перерыв до 12 час. 50 мин. 02.04.2012 г..
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится без участия представителей ООО АП "ГАГАШ", извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а принятое по делу решение - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки деятельности ООО АП "ГАГАШ" по организации транспортного обслуживания Управлением транспорта и коммуникаций вынесено постановление от 22.11.2011 г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.6 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности".
ООО АП "ГАГАШ", не согласившись с вынесенным в отношении него постановлением, обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое Обществом постановление, исходил из того, что в действиях ООО АП "ГАГАШ" имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 11.6 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности".
Согласно ст. 11.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом по автобусным маршрутам без оформления документов, предусмотренных правилами организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей.
Согласно подп. 20 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 г.. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находится организация транспортного обслуживания населения.
На основании п. 6 ст. 72 Федерального закона от 06.07.1991 г.. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) городская администрация осуществляет контроль за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города, обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе.
Таким образом, вопросы организации транспортного обслуживания населения, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, возложены на органы местного самоуправления.
Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения на территории Волгоградской области урегулированы Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 30.05.2011 г.. N 563 "Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области".
Из оспариваемого постановления следует, что в нарушение требований п. 1.6 Постановление Главы администрации Волгоградской обл. от 30.05.2011 г.. N 563 "Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области" (далее - Правила), общество не заключило договор на транспортное обслуживание.
Как предусмотрено п. 1.5 Правил, организатором транспортного обслуживания является орган исполнительной власти Волгоградской области - Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области, уполномоченный на осуществление организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом (далее именуется - организатор).
При этом организация транспортного обслуживания в числе иных мероприятий, включает заключение с перевозчиками договора на транспортное обслуживание населения на автобусном маршруте (п. 1.6 Правил).
Порядок заключения договора регламентирован разделом 3 Правил.
Согласно п. 3.1 Правил в целях заключения договора организатор в течение трех рабочих дней со дня издания распоряжения об открытии нового автобусного маршрута направляет перевозчику уведомление о принятом решении и возможности заключения договора.
Проанализировав указанные положения, суд первой инстанции пришел к выводу, что нормы раздела 3 Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области, утвержденных Постановлением Главы администрации Волгоградской обл. от 30.05.2011 г. N 563, распространяются на вновь открывшиеся автобусные маршруты, но не устанавливают обязанность и не регламентируют порядок заключения договоров в отношении маршрутов, утвержденных и действующих до вступления в силу названных Правил.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно п.3 Постановления Главы администрации Волгоградской области от 30.05.2011 г.. N 563 "Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области, указано на необходимость привести организацию перевозок в соответствии с настоящим постановлением до 01 сентября 2011 г..
В соответствии с п.1.6 Правил организация транспортного обслуживания включает в себя в том числе, и заключение с перевозчиками договора на транспортное обслуживание населения на автобусном маршруте. Анализ положений, содержащихся в п.1.6 Правил, позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что обязанность заключения договора между перевозчиками возлагается независимо от того, утверждены маршруты до или после принятия данных Правил, так как прямого указания на распространение действия Правил исключительно на вновь открывшиеся автобусные маршруты Правила не содержат.
Иное толкование указанных нормативных положений означало бы перевозчиками осуществление транспортного обслуживания населения на различных условиях.
Более того, согласно п.3.15 названных Правил выполнение регулярных перевозок на автобусных маршрутах без договора, предусмотренными настоящими Правилами, запрещается. Наличие договорных отношений между заказчиком и перевозчиком на оказание услуг по перевозке пассажиров является обязательным, поскольку предусматривает обязательства сторон, ответственность за их невыполнение и является определенной гарантией качественного оказания услуг, упорядочивает дорожное движение, обеспечивая безопасность как транспорта так и пассажиров.
При оценке обстоятельства того, что организатор направил в адрес общества письмо от 22.06.2011 г. N 25-01-06/1246 с требованием о заключении договора, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку письмо не было доставлено по юридическому адресу общества, указанному в выписке из ЕГРЮЛ в связи с отсутствием организации, ООО АП "ГАГАШ" не может быть признано уклонившимся от заключения договора, а, следовательно, нет оснований для признания его нарушившим правила транспортного обслуживания населения, ответственность за несоблюдение которых установлена ст. 11.6 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности.
Апелляционный суд считает указанный вывод суда первой инстанции ошибочным. ООО АП "ГАГАШ" обязано получать направленную по юридическому адресу корреспонденцию, не обеспечив получение которой, несет риск возникновения неблагоприятных последствий.
Направление Обществу письмо от 22.06.2011 г. N 25-01-06/1246 с требованием о заключении договора по его юридическому адресу, независимо от его получения адресатом, свидетельствует о соблюдении Управлением транспорта и коммуникаций порядка заключения договора на транспортное обслуживание населения на автобусном маршруте, установленного Правилами.
Поскольку Общество не обеспечило должным образом получение корреспонденции по своему юридическому адресу и не представило доказательств непоступления почтового отправления по его надлежащему адресу по вине отделения связи, оно фактически уклонилось от получения требования о заключении договора.
Следовательно, по мнению суда апелляционной инстанции отрицательные последствия ненадлежащего исполнения ООО АП "ГАГАШ" своей обязанности не могут служить основанием для освобождения его от административной ответственности.
Процедура привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции проверена, нарушений не установлено.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции установлена законность выводов административного органа, содержащихся в оспариваемом постановлении, судебная коллегия приходит к выводу, что принятое по делу решение подлежит отмене. В удовлетворении требований ООО АП "ГАГАШ" следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 31.01.2012 г.. по делу N А12-22715/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью автотранспортное предприятие "ГАГАШ" отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, открытом 26.03.2012 г.., объявлялся перерыв до 12 час. 50 мин. 02.04.2012 г..
...
Согласно подп. 20 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 г.. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находится организация транспортного обслуживания населения.
На основании п. 6 ст. 72 Федерального закона от 06.07.1991 г.. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) городская администрация осуществляет контроль за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города, обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе."
Номер дела в первой инстанции: А12-22715/2011
Истец: Морозов Анатолий Николаевич, ООО "АП Гагаш"
Ответчик: Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области
Третье лицо: Морозов А. Н.
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1902/12