Застройщик располагает земельным участком для строительства нежилой недвижимости. Для того чтобы определить, какому объекту отдать предпочтение (торгово-развлекательному комплексу или офисному зданию), застройщик планирует заказать проведение маркетингового исследования. Какие нюансы необходимо учитывать при заключении договора и составлении документов, чтобы избежать претензий налоговиков о необоснованности произведенных расходов? Как отражаются операции в бухгалтерском и налоговом учете застройщика - в качестве текущих расходов или капитальных, увеличивающих первоначальную стоимость строящегося объекта?
Действующим законодательством не предусмотрены особые требования к составлению документов, подтверждающих расходы на оказание маркетинговых услуг. Известно, что в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ затраты, осуществленные организацией, должны быть документально подтверждены, экономически оправданны и произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, удостоверенные документами, составленными на основании требований законодательства, либо документами, составленными согласно обычаям делового оборота. Обычаями делового оборота выработана определенная практика по оформлению затрат на маркетинговые исследования.
Для того чтобы избежать претензий налоговиков о необоснованности произведенных расходов, в данном случае необходимо подготовить пакет, состоящий из следующих документов:
- распоряжения об организации проведения маркетинговых исследований с указанием конкретной цели;
- договора на проведение маркетинговых исследований;
- акта выполненных работ;
- отчета о проделанной работе;
- решения застройщика о строительстве объекта.
При составлении договора рекомендуем максимально детализировать такой раздел, как "Предмет договора". В представленном отчете о проделанной работе должны быть отражены оказанные услуги в полном соответствии с приведенной в договоре детализацией его предмета, информация о характере проведенных исследований, сведения о методе сбора информации, а также выводы, полученные в результате проделанной работы.
При ответе на вопрос о квалификации затрат на маркетинговые исследования в бухгалтерском и налоговом учете застройщика будем исходить из того, что в дальнейшем готовое здание будет использоваться в деятельности для получения дохода в качестве объекта основных средств или сдаваться в аренду, то есть учитываться по дебету счетов 01 "Основные средства" или 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
Отметим, что мнения специалистов об источнике списания произведенных затрат расходятся. Одни, ссылаясь на п. 8 ПБУ 6/01*(1) и п. 1 ст. 257 НК РФ, считают, что затраты на маркетинговые исследования должны капитализироваться в стоимости строящегося объекта как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. На наш взгляд, включение расходов на маркетинговые исследования в первоначальную стоимость подвержено наименьшим налоговым рискам, поскольку уменьшение налогооблагаемой прибыли будет происходить через амортизационные отчисления при эксплуатации объекта.
Вместе с тем некоторые специалисты придерживаются мнения о том, что затраты на маркетинговые исследования у застройщика относятся к текущим расходам отчетного периода, подкрепляя свою позицию следующими аргументами. Маркетинговый договор принадлежит к отдельному типу договоров на выполнение работ по изучению (исследованию) конъюнктуры рынка, сфера применения которого - производство товаров и их реализация - не имеет отношения к сфере капитального строительства. В этом случае затраты на маркетинговые исследования в бухгалтерском учете относятся к расходам по обычным видам деятельности в составе коммерческих или управленческих расходов (п. 7 ПБУ 10/99*(2)). В Письме ФНС РФ от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@ под маркетингом также подразумевается деятельность по изучению текущего рынка сбыта и дается его определение как предпринимательской деятельности, управляющей продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Поэтому сторонники такой точки зрения считают возможным в данном случае применить пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому затраты на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, на сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся к прочим расходам. Необходимо отметить, что при выборе этой позиции увеличиваются налоговые риски и организации, возможно, придется отстаивать свой выбор в суде.
Таким образом, учитывая неоднозначность позиции по отражению затрат на маркетинговые исследования у застройщика и отсутствие в настоящее время официальных комментариев по данному вопросу, налогоплательщик должен самостоятельно принять решение по квалификации подобных расходов.
Е.Е. Смирнова,
эксперт журнала "Строительство: бухгалтерский учет
и налогообложение"
1 октября 2007 г.
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н.
*(2) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"