г. Владивосток |
|
09 апреля 2012 г. |
Дело N А51-14904/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Гончаровой
судей Н.В. Алфёровой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Оноприенко
при участии
от СХПК "Кировский": Любошенко Л.Ф. по доверенности от 15.10.2009 N 253 со специальными полномочиями сроком на 3 года, паспорт,
от Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии": Ивашина К.В. по доверенности от 10.02.2012 года N 25 АА 0533628 со специальными полномочиями, удостоверенная нотариально, паспорт
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-1345/2012
на решение от 12.01.2012
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-14904/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Кировский" (ОГРН 1032500677220) к ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю (ОГРН 1022501911882)
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Кировский" (далее - заявитель, СПК "Кировский", Кооператив) обратился с заявлением об оспаривании решения от 30.06.2011 N 02-10-09/2975/01-1-29 ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю, а также об обязании ФБУ Земельная кадастровая палата по Приморскому краю устранить допущенное нарушение, привести кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 25:05:100106:221 в соответствие с законом.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.01.2012 признано незаконным решение от 30.06.2011 N 02-10-09/2975/01-1-29 ФБУ Земельная кадастровая палата по Приморскому краю как несоответствующее постановлению администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па. Суд обязал ответчика в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение и привести кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 25:056100106:221 в соответствие с постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па, указав в графе 13 кадастрового паспорта удельный показатель кадастровой стоимости в соответствии с 15 группой.
Не согласившись с вынесенным решением, ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы ответчик указал, что поскольку заявитель не подавал в Учреждение заявление о государственном кадастровом учете изменений сведений о спорном земельном участке, у органа кадастрового учета не имелось правовых оснований выносить какие-либо решения на поданное СПК "Кировский" заявление, которое было подано в свободной форме в виде письма.
Сослалось также на то, что земельный участок имеет более одного вида разрешенного использования, относится к 9 и 15 группам видов разрешенного использования, следовательно, правомерно, на основании п.п.2.1.16 п.2.1 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 применен удельный показатель кадастровой стоимости земель того разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, т.е. в соответствии с 9 группой.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Кировский" в своем отзыве на апелляционную жалобу указал, что отказ Кадастровой палаты изменить группу разрешенного использования земельного участка не соответствует закону, противоречит положениям постановления администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па и нарушает права и законные интересы кооператива, влечет увеличение кадастровой стоимости земельного участка и арендной платы.
Сослался также на отсутствие у него объектов промышленности, коммунального хозяйства, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, указанных в группе 9 вида разрешенного использования земельных участков.
В судебном заседании 02.04.2012 коллегией, в соответствии со ст. 48 АПК РФ, по ходатайству ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю, произведена замена ответчика ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю на его правопреемника Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", в связи с реорганизацией.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, СХПК "Кировский" использует земельный участок, расположенный по ул. Ленинская,130 в п. Кировский Кировского района Приморского края площадью 194 287 кв.м.
Ранее данный земельный участок имел кадастровый номер 25:05:100106:3, разрешенное использование: размещение административных и производственных зданий (кадастровый паспорт от 04.07.2007 N 05/07-0625). На данном земельном участке располагались административное здание конторы, гараж, мехмастерские, зерноток, склады хранения семян, столовая, жилые здания, магазин, цех соевого масла, здание сушилки кукурузы, комбикормового цеха и склада.
В 2009 года по заявлению Кооператива постановлением администрации Кировского муниципального района от 12.02.2010 N 98 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида "под размещение административных и производственных зданий" на вид "под размещение административных и производственных зданий сельскохозяйственного назначения" (пункт 1.1.). Схема земельного участка утверждена постановлением администрации Кировского муниципального района от 12.02.2010 N 99.
Постановлением администрации Кировского района от 25.10.2011 N 626 в постановление от 12.02.2010 N 98 внесены изменения, пункт 1.1. изложен в следующей редакции "вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного назначения".
Государственный кадастровый учет указанного земельного участка был произведен межрайонным отделом N 3 ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю, выдан кадастровый паспорт земельного участка от 30.05.2011 N 25/00-11-53013 с кадастровым номером 25:056100106:221, в графе 13 которого удельный показатель кадастровой стоимости определен 182, 99 руб/м кв, что соответствует группе 9 видов разрешенного использования земли, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437 - па.
Сельскохозяйственный кооператив письмом от 20.06.2011 N 84 обратился к руководителю ФБУ Земельная кадастровая палата по Приморскому краю с просьбой изменить сведения в графе 13 кадастрового паспорта, поскольку в действительности данный земельный участок попадает под пункт 15 постановления от 30.12.2010 N 437-па и удельный показатель кадастровой стоимости должен оставлять 1, 72 руб/м кв.
Ответчик письмом от 30.06.2011 N 02-10-09/2975/01-1-29 отказал в изменении сведений в графе 13 кадастрового паспорта, сообщив, что спорный земельный участок отнесен к 9 группе видов разрешенного использования в соответствии с п.2.1.16 приказа Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222, кадастровая стоимость определена в соответствии с постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па.
Не согласившись с решением от 30.06.2011 N 02-10-09/2975/01-1-29 сельскохозяйственный кооператив обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2, 3, 9 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель) государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В силу п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с п. 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При определении кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка применяется особый порядок расчета кадастровой стоимости земельных участков, определенный в Методических указаниях, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Пунктом 2.1.16 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка. Исключение составляет случай образования в составе земель поселений земельного участка, одним из видов разрешенного использования которого является жилая застройка.
В соответствии с п. 1.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, сфера их действия распространяется на случаи образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка при упорядочении его границы, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Согласно ч. 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В силу п. 3 ч. 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 настоящей части и статьи 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па утверждены группы видов разрешенного использования. При этом к 9 группе видов разрешенного использования отнесены земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
К группе 15 видов разрешенного использования отнесены земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования. Согласно приказа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 в состав земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования входят, в том числе, земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, объектов сельскохозяйственного назначения.
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о необоснованности оспариваемого в рамках настоящего дела решения уполномоченного органа.
Довод ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:056100106:221 имеет несколько видов разрешенного использования, правомерно отклонен судом первой инстанции, со ссылкой на содержание графы 9 кадастрового паспорта от 30.05.2011, а также постановление администрации Кировского муниципального района от 12.02.2010 N 98 в редакции постановления от 25.10.2011 N 626, установившим вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного использования".
В оспариваемом решении от 30.06.2011 ответчик ссылался на то, что участок относится к 9 группе разрешенного использования.
Вместе с тем, спорный земельный участок изначально предоставлялся сельскохозяйственному кооперативу для обеспечения сельскохозяйственного производства и используется по прямому назначению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие использование спорного земельного участка в иных целях.
Судом установлено, что спорный земельный участок предназначен для размещения принадлежащих сельскохозяйственному производственному кооперативу объектов сельскохозяйственного назначения, таких как склад хранения семян, гараж, цех соевого масла, здание для хранения семян кукурузы, здание сушилки кукурузы, комбикормового цеха и склада, машинно-тракторная мастерская (МТМ), склад зернотока, комбикормового бокса, конторы.
Коллегия апелляционного суда считает правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что фактически данные объекты составляют единый комплекс, каждый из которых необходим для сельскохозяйственного производства, которое является основным видом производственной деятельности сельскохозяйственного кооператива "Кировский".
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку Учреждение ни в суд первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по делу не представило в материалы дела доказательств того, что сельскохозяйственный кооператив имеет объекты промышленности, коммунального хозяйства, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, указанных в группе 9 разрешенного использования, утвержденных постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 347-па, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отнесения спорного земельного участка к 9 группе разрешенного использования или к нескольким видам одновременно.
Удельный показатель кадастровой стоимости влияет на размер арендной платы, подлежащей уплате арендаторами, пользователями земельных участков.
Апелляционной коллегией отклоняется довод апеллянта относительного того, что орган кадастрового учета не выносил решения об отказе в отношении государственного кадастрового учета сведений о земельном участке с кадастровым номером 25:05:1001106:221, а только 30.06.2011 г.. сообщил письмом исх. N 02-10-09/2975/01-1-29 ответ на запрос СПК "Кировский" от 20.06.2011 г.. От СПК "Кировский" в адрес Учреждения не поступало заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в форме, установленной Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества".
Как следует из материалов дела, сельскохозяйственный кооператив письмом от 20.06.2011 N 84 обратился к руководителю ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю, по вопросу определения кадастровой стоимости земельного участка, и его фактическому использованию, пояснив, что в полученном кадастровом паспорте удельный показатель кадастровой стоимости составляет 182,99 руб. м2, согласно пункту 9 постановления от 30.12.2010 N 437-па, фактически же спорный земельный участок попадает под пункт 15 постановления от 30.12.2010 N 437-па и удельный показатель кадастровой стоимости должен оставлять 1, 72 руб/м кв.
Вместе с тем, в письме от 30.06.2011 г.., составленном на бланке ответчика, указано на законность отнесения спорного земельного участка, к 9 группе видов разрешенного использования, и правомерность установления его кадастровой стоимости, что, фактически свидетельствует о согласии ответчика со сведениями имеющимися в кадастровом паспорте и об отказе внесения соответствующих сведений в кадастровый паспорт земельного участка.
Поскольку указанное письмо влечет для заявителя соответствующие правовые последствия, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции данный отказ правомерно признан решением уполномоченного органа, отвечающего признакам ненормативного акта.
При изложенных обстоятельствах судом правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, с учетом пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, удовлетворены заявленные требования.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.01.2012 по делу N А51-14904/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционной коллегией отклоняется довод апеллянта относительного того, что орган кадастрового учета не выносил решения об отказе в отношении государственного кадастрового учета сведений о земельном участке с кадастровым номером 25:05:1001106:221, а только 30.06.2011 г.. сообщил письмом исх. N 02-10-09/2975/01-1-29 ответ на запрос СПК "Кировский" от 20.06.2011 г.. От СПК "Кировский" в адрес Учреждения не поступало заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в форме, установленной Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества".
Как следует из материалов дела, сельскохозяйственный кооператив письмом от 20.06.2011 N 84 обратился к руководителю ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю, по вопросу определения кадастровой стоимости земельного участка, и его фактическому использованию, пояснив, что в полученном кадастровом паспорте удельный показатель кадастровой стоимости составляет 182,99 руб. м2, согласно пункту 9 постановления от 30.12.2010 N 437-па, фактически же спорный земельный участок попадает под пункт 15 постановления от 30.12.2010 N 437-па и удельный показатель кадастровой стоимости должен оставлять 1, 72 руб/м кв.
Вместе с тем, в письме от 30.06.2011 г.., составленном на бланке ответчика, указано на законность отнесения спорного земельного участка, к 9 группе видов разрешенного использования, и правомерность установления его кадастровой стоимости, что, фактически свидетельствует о согласии ответчика со сведениями имеющимися в кадастровом паспорте и об отказе внесения соответствующих сведений в кадастровый паспорт земельного участка.
Поскольку указанное письмо влечет для заявителя соответствующие правовые последствия, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции данный отказ правомерно признан решением уполномоченного органа, отвечающего признакам ненормативного акта.
При изложенных обстоятельствах судом правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, с учетом пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, удовлетворены заявленные требования."
Номер дела в первой инстанции: А51-14904/2011
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Кировский"
Ответчик: ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю