г.Тула |
|
09 апреля 2012 г. |
Дело N А62-6602/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротковой Д.И., рассмотрел апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07 февраля 2012 года по делу N А62-6602/2011 (судья Борисова Л.В.).
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Некоммерческая организация "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства" (214014, г. Смоленск, ул. Энгельса, д. 23, ОГРН 1026701431822, ИНН 6731027048) (далее - заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Смоленской области (215110, Смоленская область, г. Вязьма, ул. Космонавтов, д. 2, ОГРН 1046706012275, ИНН 6722016850) (далее - ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.08.2011 N 968 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Вепрь" в связи с ликвидацией организации.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Леонова Татьяна Александровна.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.02.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.12.2010 между некоммерческой организацией "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства" и ООО "Вепрь" (далее - Общество) заключен договор займа N 284/12/10, по условиям которого Фонд предоставил ООО "Вепрь" в лице директора Леоновой Татьяны Александровны 100 000 рублей на срок 12 месяцев до 15.12.2011 с начислением 15 % годовых.
В соответствии с пунктом 1.3 договора займа Общество обязалось возвратить заем и уплатить проценты за пользование заемными средствами в размере, сроки и на условиях договора займа.
В связи с неисполнением ООО "Вепрь" принятых на себя обязательств Фонд неоднократно обращался в адрес Общества с требованиями о досрочном возврате займа.
Требование от 19.04.2011 N 299 получено лично директором Леоновой Т.А., являющейся единственным учредителем Общества.
В ответ на указанное требование 22.04.2011 в адрес заявителя поступило письмо директора ООО "Вепрь" Леоновой Т.А., в котором она гарантировала оплату задолженности по договору займа от 15.12.2010 N 284/12/10 до 10.05.2011.
Требование от 18.05.2011 N 353 получено лично директором ООО "Вепрь" Леоновой Т.А.
19 апреля 2011 года единственный участник Общества Леонова Т.А. приняла решение N 2 о ликвидации организации в связи с прекращением деятельности.
Сообщение о ликвидации опубликовано 25.05.2011 в "Вестнике государственной регистрации" N 20(327). В сообщении указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента его опубликования.
Налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц 28.04.2011 внесены записи N 2116722009050 о принятии решения о ликвидации юридического лица и N 2116722009061 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
Ответчиком в Единый государственный реестр юридических лиц 05.08.2011 внесена запись N 2116722016827 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, и в тот же день Инспекцией вынесено решение N 968 от 05.08.2011 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Вепрь" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись N 2116722016838.
Не согласившись с решением налогового органа от 05.08.2011 N 968, полагая, что сведения, содержащиеся в документах ООО "Вепрь", представленные для регистрации прекращения деятельности, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушениеМ закона и прав кредиторов, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом действий (бездействия) незаконными, ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (ч. 2 ст. 62 ГК РФ).
Порядок ликвидации юридического лица определен статьей 63 ГК РФ.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (ч. 1 ст. 63 ГК РФ).
В силу части 2 статьи 63 ГК РФ по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно части 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
Подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Таким образом, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без выполнения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. При этом, представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2010 N ВАС-17422/10 и постановлении Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 27.10.20120 по делу N А54-154/2010.
Как установлено судом, Фонд, являющийся кредитором Общества, не был надлежащим образом уведомлен директором ООО "Вепрь" Леоновой Т.А. о предстоящей ликвидации, как того требуют положения пункта 1 статьи 63 ГК РФ, то есть действиями ликвидатора нарушено право заявителя на получение удовлетворения своих требований по договору займа от 15.12.2010 N 284/12/10.
Ликвидатор ООО "Вепрь" Леонова Т.А., имея информацию о наличии задолженности своей организации перед Фондом, не уведомила его о ликвидации, не рассмотрела претензионные требования Заявителя и не включила их в ликвидационный баланс ликвидируемого общества.
Таким образом, представленный в Инспекцию ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения, что в силу прямого указания подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Поскольку регистрация ликвидации ООО "Вепрь" и последующее исключение данной организации из Единого государственного реестра юридических лиц произведены на основании документов, содержащих недостоверные сведения (ликвидационного баланса), суд первой инстанции правомерно признал данную регистрацию незаконной, а решение Инспекции N 968 от 05.08.2011, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись N 2116722016838, - недействительным.
Исходя из изложенного довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации ООО "Вепрь" судом отклоняется.
Остальные доводы жалобы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права, при этом не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта по этим основаниям.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.02.2012 по делу N А62-6602/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Таким образом, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без выполнения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. При этом, представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2010 N ВАС-17422/10 и постановлении Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 27.10.20120 по делу N А54-154/2010.
Как установлено судом, Фонд, являющийся кредитором Общества, не был надлежащим образом уведомлен директором ООО "Вепрь" Леоновой Т.А. о предстоящей ликвидации, как того требуют положения пункта 1 статьи 63 ГК РФ, то есть действиями ликвидатора нарушено право заявителя на получение удовлетворения своих требований по договору займа от 15.12.2010 N 284/12/10.
Ликвидатор ООО "Вепрь" Леонова Т.А., имея информацию о наличии задолженности своей организации перед Фондом, не уведомила его о ликвидации, не рассмотрела претензионные требования Заявителя и не включила их в ликвидационный баланс ликвидируемого общества.
Таким образом, представленный в Инспекцию ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения, что в силу прямого указания подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица."
Номер дела в первой инстанции: А62-6602/2011
Истец: НО "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства"
Ответчик: МИФНС России N2 по Смоленской области
Третье лицо: Леонова Т. А.
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1419/12