г. Москва |
|
9 апреля 2012 г. |
N А40-131910/11-92-1161 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Румянцева П.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Лаухиной А.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Хуашэн" Международные перевозки"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2012 г. по делу N А40-131910/11-92-1161, принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению ООО "Хуашэн" Международные перевозки" (ОГРН 5077746679907, 109029, Москва г, Нижегородская ул., 32, стр.15)
к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (125993, г. Москва, Миусская пл., д.3, стр.1); ТУ Росфиннадзора во Владимирской области (600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 51)
об оспаривании постановления и решения
при участии:
от заявителя: |
Завьялов И.А. по доверенности N 18 от 09.06.2011; |
от ответчиков: |
от Росфиннадзора - Потапов В.Е. по доверенности N 43-01-07-24/2325 от 16.05.2011; от ТУ Росфиннадзора во Владимирской области - не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области от 25.07.2011 г.. по делу об административном правонарушении N 10103000-125/2011 и решения Федеральной службе финансово-бюджетного надзора от 03.11.2011 г.. N 43-00-11/427Р по жалобе (с учетом уточнения требований - т.1 л.д.61-62, т.2 л.д.108).
Определением суда от 12.01.2012 г.. к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (т.2 л.д. 107- 108).
Решением суда от 14.02.2012 г. отказано в удовлетворении требований по заявлению ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" об оспаривании постановления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Владимирской области от 25.07.2011 г. по делу об административном правонарушении N 10103000-125/2011 и решения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 10.10.2011 N 43-00-11/427Р по жалобе. При этом суд исходил из того, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемые постановление и решение вынесены обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконными и отмены оспариваемых постановления и решения отсутствуют.
С решением суда не согласился заявитель - ООО ""ХУАШЭН" Международные перевозки" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Ответчик (Росфиннадзор) возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на то, что заявитель является виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Ответчиком (ТУ Росфиннадзора во Владимирской области) возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на то, что Приказ N 125 является внутренним документом ФТС России, не относится к нормативно-правовому акту и поэтому не подлежит применению. Ответчик также ссылается на то, что указанный приказ утратил силу. Также ответчиком подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права ( пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Заявление об оспаривании постановления от 25.07.2011 г.. по делу об административном правонарушении N 10103000-125/2011 и решения от 03.11.2011 N 43-00-11/427Р по жалобе ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" подано ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" в суд с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ, исчисляемого по правилам ст. 113 АПК РФ, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 г.. N 8815/07.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как следует из материалов дела ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" (Покупатель) и компания "SICHUAN WEST SHOES INDUSTRY OPERATION CO., LTD" (Китай - Продавец) 09.04.2010 г.. заключили контракт N H/027/SWSIC (далее - Контракт).
Общая стоимость Контракта составляет 15 000 000 долларов США (п. 2.1 Контракта). Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 08.04.2011 г.. (п. 10.1 Контракта).
ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" 22.04.2010 г.. оформило по Контракту паспорт сделки N 10040009/3291/0000/2/0 в ООО "Первый Чешско -Российский Банк".
В рамках исполнения обязательств по Контракту на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар по ГТД N 10103010/271010/0002916 общей стоимостью 68 870, 56 доллара США.
Главным государственным таможенным инспектором по валютному контролю Владимирской таможни вынесено определение от 16.06.2011 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Протокол N 10103000-125/2011 об административном правонарушении составлен уполномоченным по ОДВ отдела административных расследований Владимирской таможни 07.07.2011 г.
Постановлением от 25.07.2011 г.. по делу об административном правонарушении N 10103000-125/2011 ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановление от 25.07.2011 г.. по делу об административном правонарушении N 10103000-125/2011 первоначально обжаловано ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" в вышестоящий орган. Заместителем руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора вынесено решение от 03.11.2011 N 43-00-11/427Р об отказе в удовлетворении жалобы ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ от 10.12.2003 г.. N 173-Фз "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно ч. 4 ст. 23 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
На основании ч. 4 ст. 5 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный Банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 г.. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
Согласно п. 2.4 Положения (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 г.. N 2080У), резидент представляет в банк подтверждающие документы и два экземпляра справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации.
В соответствии с п. 1.3 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г.. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", зарегистрированными в Минюсте России 25.12.2007 г.. за N 10804, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П относится к формам учета по валютным операциям.
Согласно отметке Владимирской таможни на ГТД N 10103010/271010/0002916 выпуск ввозимых товаров по указанной декларации разрешен 29.10.2010 г..
С учетом изложенного, заявитель обязан был представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах в срок не позднее не позднее 13.11.2010, однако заявителем в установленный срок не исполнил обязанность и не представил соответствующие документы в уполномоченный банк. Справка о подтверждающих документах от 24.01.2011 г.. с указанием в ней ГТД N 10103010/271010/0002916 представлена ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" в банк 11.02.2011 г.., т.е. с нарушением срока, установленного п. 2.4 Положения N 258-П.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявителем не соблюдены требования п. 2 ч. 1 ст. 24 ФЗ N 173-ФЗ от 10.12.2003 г.. "О валютном регулировании и валютном контроле", п. 2.4 Положения N 258-П, т.е. совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем административным органом допущены нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии с п.80 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ст.15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Согласно п.3 ст.22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" агентами валютного контроля являются в том числе и таможенные органы.
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г.. N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Подпунктом 1 пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 г.. N 125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.
Выпуск товаров по ГТД N 10103010/271010/0002916 разрешен 29.10.2010 г.., таможенная, декларация принята 27.10.2010 г. следовательно, Владимирская таможня не имела права в данном случае возбуждать в отношении заявителя дело об административном правонарушении в отношении валютных операция, относящихся к передаче товара по указанной декларации и осуществляемых с начала этой даты, так как согласно приказу N 125 таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации
Доводы ответчика об отсутствии основания для применения к спорным отношениям приказа от 05.02.2009 N 125 в связи с прекращением его действия изданием другого приказа, а также ссылка на необходимость применения приказа Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (далее приказ от 15.03.2005 N 198) не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 5.3.15 Положения "О Федеральной таможенной службе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 459 Федеральная таможенная служба осуществляет контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в пределах своей компетенции.
Приказ от 05.02.2009 N 125 издан в целях повышения эффективности организации работы таможенных органов Российской Федерации по выявлению нарушений участниками внешнеэкономической деятельности требований Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и на момент рассмотрения настоящего дела размещен на сайте Федеральной таможенной службы в сети Интернет в базе таможенного законодательства без отметки об его отмене.
Приказ Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 N 198 предусматривает порядок действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях согласно установленной компетенции, тогда как в настоящем случае Владимирская таможня действовала за пределами полномочий.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных названным законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В настоящем случае административное дело возбуждено, и протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, в связи с чем постановление о привлечении к административной ответственности также вынесено с нарушением процедуры административного производства, что влечет признание его незаконным и отмену.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ, п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При рассмотрении жалобы Общества на постановление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора надлежало наряду с проверкой доводов заявителя проверить соблюдение таможенным органом порядка административного производства, что сделано не было.
В связи с этим суд не может признать обоснованным отказ в удовлетворении жалобы Общества, оформленный Федеральной службой финансово-бюджетного надзора решением от 03.11.2011 N 43-00-11/427р.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, требования ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" о признании незаконными и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области от 25.07.2011 по делу об административном правонарушении N 10103000-125/2011 и решения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 03.11.2011 N 43-00-11/427р - удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2012 г. по делу N А40-131910/11-92-1161 отменить.
Признать незаконными и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области от 25.07.2011 по делу об административном правонарушении N 10103000-125/2011 и решение Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 03.11.2011 N 43-00-11/427р.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5.3.15 Положения "О Федеральной таможенной службе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г. N 459 Федеральная таможенная служба осуществляет контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в пределах своей компетенции.
Приказ от 05.02.2009 N 125 издан в целях повышения эффективности организации работы таможенных органов Российской Федерации по выявлению нарушений участниками внешнеэкономической деятельности требований Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и на момент рассмотрения настоящего дела размещен на сайте Федеральной таможенной службы в сети Интернет в базе таможенного законодательства без отметки об его отмене.
Приказ Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 N 198 предусматривает порядок действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях согласно установленной компетенции, тогда как в настоящем случае Владимирская таможня действовала за пределами полномочий.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных названным законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
...
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ, п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа."
Номер дела в первой инстанции: А40-131910/2011
Истец: ООО "Хуашэн" Международные перевозки
Ответчик: ТУ Росфиннадзора по Владимирской области, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5510/12