г. Чита |
|
21 марта 2012 г. |
Дело N А19-16203/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Куклина О.А., Стрелкова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска на определение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2012 года по требованию Федерального налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по уплате штрафа в сумме 152 495 рублей по делу N А19-16203/2011 по заявлению о признании общества с ограниченной ответственностью "Сервис" (ОГРН 1053808121399, ИНН 3808123714, адрес: 664040, г. Иркутск, ул. Тухачевского, 2) несостоятельным (банкротом),
(суд первой инстанции: Шнитова Н.В.)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.10.2011 года ликвидируемый должник ООО "Сервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Жданов П.В.
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по уплате штрафа в размере 152 495 руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2012 года в удовлетворении требования ФНС России отказано.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ИФНС по Ленинскому округу г. Иркутска обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что инспекцией требования заявлено в связи с неисполнением ООО "Сервис" обязанности по уплате обязательных платежей в добровольном порядке. Инспекцией в адрес ООО "Сервис" в порядке статьи 69 НК РФ направлялись требования об уплате налога, кроме того, применялись меры принудительного взыскания. Инспекция выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что задолженность по НДФЛ вытекает из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом. Инспекция полагает, что судом не учтено, что требование заявлено о включении в реестр суммы налоговой санкции за неисполнение должником обязанности по перечислению в бюджет НДФЛ.
Должник и конкурсный кредитор - ООО Фирма "Деметра" представили письменные возражения на доводы апелляционной жалобы, выражают согласие с принятым судебным актом по делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" следует, что в обоснование предъявленных требований уполномоченным органом могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок). В качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
Как следует из материалов дела, налоговым органом принято решение N 05-14/37 о привлечении ООО "Сервис" к налоговой ответственности по ст.123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по перечислению НДФЛ, наложен штраф в сумме 152 495 руб. Решение налогового органа не оспорено, не признано недействительным, в отношении требования уполномоченного органа возражений по существу данного требования не заявлено.
В обоснование своего требования налоговый орган представил требование об уплате налога, пени, штрафа N 7974 от 26.09.2011, направленное в адрес должника; решение от 08.11.2011 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках N 7340.
В связи с неисполнением ООО "Сервис" в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей, в соответствии с положениями п.4 ст.45, ст.46 НК РФ налоговым органом применялись меры принудительного взыскания образовавшейся задолженности с должника по уплате налога.
Кроме того, должнику в соответствии со ст.69 НК РФ направлены требования об уплате налога, которые не были исполнены должником.
Уполномоченный орган обратился с требованием о включении в реестр требований кредиторов, суммы штрафа за неисполнение обязательств по уплате обязательных платежей, наложенного на должника в соответствии с положениями п.1ст.123 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным указанным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Пунктом 1 статьи 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ установлено, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного производства.
Согласно пункту 2 статьи 225 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.
Сообщение о признании ООО "Сервис" несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 212 от 12.11.2011.
Требование заявителя о включении в реестр требований кредиторов должника направлено в арбитражный суд по почте 01.12.2011 года.
Таким образом, требование ФНС России заявлено в пределах установленного законом срока.
Суд первой инстанции со ссылкой на нормы ст.226 Налогового кодекса РФ и разъяснения Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 (п.10), отказывал в удовлетворении требования налогового органа, исходя из того, что требование налогового органа к должнику, несвоевременно исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц, не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что ссылка суда на нормы ст.226 НК РФ и разъяснения Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 (п.10) ошибочны, поскольку в названной норме закона (ст.226 НК РФ) регулируются вопросы по вопросам исчисления, порядка и источников уплаты налога, если в налоговом правоотношении участвует налоговый агент.
Соответственно п.9 ст.226 НК РФ устанавливает, что источником уплаты НДФЛ являются средства самого налогоплательщика, а не средства налогового агента, что позволяет сделать вывод о том, что положения ст. 226 НК РФ регулируют вопросы связанные только с самим налогом, но не с пенями и не штрафами.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правовой позицией налогового органа, поскольку ФНС России заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов суммы налоговой санкции за неисполнение должником обязанности по перечислению в бюджет НДФЛ. Штрафы вне зависимости от характера правонарушения, за которое они начислены, подлежат включению в реестр требований кредиторов и не следуют судьбе задолженности по налоговым платежам, за которую они применены, не исключая и задолженность агента по перечислению НДФЛ.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, следует, что требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов. При этом при применении данной нормы необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
В силу статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию; обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования налогового органа подлежат удовлетворению, а определение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2012 года по делу N А19-16203/2011 отменить, принять новый судебный акт.
Включить в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Сервис" (ОГРН 1053808121399, ИНН 3808123714) требование Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска о взыскании задолженности по уплате штрафа в размере 152 495 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из разъяснений, содержащихся в пункте 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, следует, что требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов. При этом при применении данной нормы необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
В силу статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию; обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы."
Номер дела в первой инстанции: А19-16203/2011
Должник: ООО "Сервис"
Кредитор: ООО Фирма "Деметра"
Третье лицо: Главное Управление службы судебных приставов по Иркутской области, ГУ-ИРО ФСС РФ, Жданов П. В., Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска, Ленинский отдел судебных приставов г. Иркутска, Ленинский районный суд г. Иркутска, НП "Национальная гильдия арбитражных управляющих", ОАО "Сбербанк России" Иркутское городское отделение N8586, ОПФ РФ по Иркутской области, ТФО медицинского страхования граждан по Иркутской области, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области