г. Владивосток |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А51-19438/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, А. В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Оноприенко
при участии
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
апелляционное производство N 05АП-1961/2012
на решение от 03.02.2012
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-19438/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Панченко П.В." (ИНН 2540134740, ОГРН 1072540007550)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Панченко П.В." (далее - заявитель, ООО "Панченко П.В.", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможенный орган, таможня), оформленного письмом от 06.09.2011 N 27-26/22932, в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N10702030/100908/0048257, а также об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 203438 руб. 56 коп.
Решением от 03.02.2012 заявление удовлетворено.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 03.02.2012, таможенный орган просит его отменить как незаконное, в обоснование заявленных требований указал следующее: По мнению заявителя апелляционной жалобы, в нарушение правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 319-О, от 20.11.2003 N 449-о, от 04.12.2003 N 418-О, от 20.10.2005 N 442-О, арбитражным судом при рассмотрении данного дела не установлено фактов нарушения прав декларанта в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Кроме того, суд в нарушение статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" не учел, что таможенный орган не отказывал в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а оставил заявление без рассмотрения, разъяснив заявителю право на повторное обращение в таможенный орган. При этом декларанту необходимо было обратиться в таможенный орган с соответствующим заявлением о корректировке таможенной стоимости для оформления КТС. В нарушение правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.01.2008 N 10410/07, определении Высшего Арбитражного суда РФ от 02.07.2007 N 7511/07, суд установил факт излишней уплаты таможенных платежей не со дня принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта о признании ненормативного правового акта таможенного органа недействительным. Суд первой инстанции, по мнению таможни, также не принял во внимание, что декларант самостоятельно заявил шестой резервный метод.
ООО "Панченко П.В.", Владивостокская таможня, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
В сентябре 2008 года во исполнение внешнеторгового контракта от 20.08.2007 N SL-374-2 на таможенную территорию России в адрес общества ввезен товар. В целях таможенного оформления товара заявитель подал в таможню ГТД N 10702030/100908/0048257, определив таможенную стоимость товара по резервному методу таможенной оценки с использованием метода по стоимости сделки с однородными товарами.
10.09.2008 обществом заполнена ДТС-2, в графе 8 которой общество в качестве источника ценовой информации указало письмо Дальневосточного таможенного управления от 18.04.2008 N 39-11/4707.
Определенная по шестому "резервному" методу с использованием метода по стоимости сделки с однородными товарами таможенная стоимость принята таможенным органом.
В соответствии с оформленной КТС сумма таможенных платежей составила 203438 руб. 56 коп., уплаченные обществом за счет авансовых платежей согласно платежному поручению от 01.09.2008 N 221.
Полагая, что указанные таможенные платежи являются излишне уплаченными, ООО "Панченко П.В." обратилось в таможню с заявлением от 31.08.2011 об их возврате.
По результатам рассмотрения заявления таможней принято решение, оформленное письмом от 06.09.2011 N 27-26/22932, о возврате заявления без рассмотрения в связи с непредставлением декларантом документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Расценив данное решение таможни как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, декларант обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно статье 124 Таможенного кодекса РФ, действовавшего на момент подачи ГТД, декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, включая таможенную стоимость товара.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (пункт 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", действовавшей в спорный период).
Метод по цене сделки с ввозимыми товарами является основным методом определения таможенной стоимости.
Пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
Положениями пунктов 5, 7 статьи 323 Таможенного кодекса РФ, Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.12.2003 N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации", действовавшего на момент принятия таможенной стоимости, предусмотрено, что при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. При этом если декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами и Закон о таможенном тарифе содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов, в том числе и резервного, таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Таможенную стоимость товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД, заявитель определил с применением по резервного метода таможенной оценки на базе третьего "по цене сделки с однородными товарами".
Между тем, в силу вышеизложенного, резервный метод может быть последовательно применен только, если основной метод определения таможенной стоимости товара (метод по цене сделки с ввозимыми товарами) не может быть использован.
Материалами дела установлено, что обществом представлены в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы в соответствии с утвержденном Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536 Перечнем, анализ и оценка которых позволяет сделать вывод, что они являлись достаточными для определения таможенной стоимости товара, задекларированного по спорной ГТД, по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Представленные документы подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки. Факт перемещения указанного в ГТД товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.
В соответствии с пунктами 23, 37 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ФТС России от 22.11.2006 N 1206, действовавшей в спорный период, таможенный же орган должен убедиться, что отказ от всех предыдущих методов определения таможенной стоимости был осуществлен декларантом обоснованно, обязан проверить правомерность отказа последнего от применения первого метода. При выявлении таможенным органом факта необоснованного отказа от применения метода выносится решение о неправомерном использовании избранного декларантом метода определения таможенной стоимости.
Таможенный орган, соглашаясь с избранным декларантом резервным методом определения таможенной стоимости, в соответствии с пунктами 23, 37 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ФТС России от 22.11.2006 N 1206, пунктом 2 статьи 12 Закона N 5003-1 документально не доказал невозможность применения иных методов определения таможенной стоимости (с первого по пятый).
Принимая таможенную стоимость, таможня не мотивировала свое решение о невозможности использования первого и последующих методов, не доказала недостоверность представленных обществом документов и сведений, а также наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара основным методом таможенной оценки. При принятии решения по таможенной стоимости ответчик не проверил, обоснованно ли декларант отказался от использования метода первого и последующих методов таможенной оценки и перешел к определению таможенной стоимости спорных товаров резервным методом.
При изложенных обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что у таможни отсутствовали основания для принятия таможенной стоимости по резервному методу.
В связи с этим уплаченные заявителем таможенные платежи в сумме 203438 руб. 56 коп., составляющие разницу между таможенными платежами, исчисленными от таможенной стоимости по ГТД по резервному методу, и таможенными платежами, подлежащими исчислению от таможенной стоимости по первому методу оценки таможенной стоимости, который являлся надлежащим в рассматриваемом случае, являются излишне уплаченными, и заявитель имеет право на их возврат в соответствии со статьями 89, 90 действующих Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В пунктах 4, 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ установлены основания для возврата такого заявления плательщику без рассмотрения или отказа в возврате. Соответствующих оснований коллегией из материалов дела не установлено.
Ссылку таможни на то, что обществом не обжаловано и, соответственно, не отменено решение о принятии таможенной стоимости товара, в связи с чем на момент рассмотрения ответчиком заявления общества о возврате таможенные платежи были уплачены на законных основаниях и не являлись излишне уплаченными, а также указание на пропуск декларантом установленного статьей 99 ТК ТС трехлетнего срока для корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров, коллегия в данном случае находит несостоятельными. Выбранный обществом способ защиты нарушенного права не противоречит статье 90 ТК ТС, статье 201 АПК РФ. Реализация обществом права на защиту путем предъявления заявления о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей соответствует положениям статей 12, 13 Гражданского кодекса РФ и статьи 198 АПК РФ. Проверка доводов заявителя о возможности возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности принятия таможенной стоимости, независимо от истечения срока самостоятельного оспаривания решения по таможенной стоимости.
В связи с этим коллегией также отклоняется указание таможни на то, что суд установил факт излишней уплаты таможенных платежей не со дня принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта о признании ненормативного правового акта таможенного органа недействительным, поскольку требование о признании ненормативного правового акта таможенного органа по таможенной стоимости товара по спорной ГТД недействительным непосредственно предметом настоящего спора не являлось, а проверка доводов заявителя о возможности возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности принятия таможенной стоимости.
Соответственно, является в данном случае несостоятельным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что декларантом при подаче заявления о возврате таможенных платежей не подтвержден факт их излишней уплаты посредством представления КТС, подтверждающей корректировку таможенной стоимости в меньшую сторону.
Одновременно с заявлением о возврате общество представило все необходимые документы. Уплата таможенных платежей производилась за счет денежных средств, перечисленных на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей платежным поручением от 01.09.2008 N 221.
Таким образом, вывод таможни в письме от 06.09.2011 N 27-26/22932 о том, что обществом не подтвержден факт излишней уплаты таможенных платежей по ГТД, является несостоятельным. Соответственно, у таможни отсутствовали основания для оставления заявления общества о возврате без рассмотрения по статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по спорной ГТД, чем нарушены права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с этим соответствующий довод таможни в апелляционной жалобе о том, что при рассмотрении данного дела не установлено фактов нарушения прав декларанта в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности подлежит отклонению. Ссылка таможни, что уплаченные таможенные платежи общество компенсировало при реализации ввезенного товара на территории Российской Федерации, коллегией не принимается как не имеющая правого значения и не влияющая на не законную излишнюю уплату обществом таможенных платежей и несение в связи с этим экономических потерь.
Довод таможенного органа в апелляционной жалобе о том, что таможней принято решение о возврате заявления без рассмотрения, а не об отказе в возврате уплаченных таможенных платежей, коллегией не принимается как не имеющий правового значения, поскольку основания для оставления заявления без рассмотрения по пункту 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ отсутствовали, а возврат таможенных платежей обществу не произведён.
Обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, посредством обращения в таможенный орган в порядке статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" с соответствующим заявлением. Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей обществом не пропущен, задолженность заявителя по уплате таможенных платежей и пени на дату вынесения судом решения не установлена.
При изложенных обстоятельствах судом обоснованно удовлетворены требования общества. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2012 по делу N А51-19438/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылку таможни на то, что обществом не обжаловано и, соответственно, не отменено решение о принятии таможенной стоимости товара, в связи с чем на момент рассмотрения ответчиком заявления общества о возврате таможенные платежи были уплачены на законных основаниях и не являлись излишне уплаченными, а также указание на пропуск декларантом установленного статьей 99 ТК ТС трехлетнего срока для корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров, коллегия в данном случае находит несостоятельными. Выбранный обществом способ защиты нарушенного права не противоречит статье 90 ТК ТС, статье 201 АПК РФ. Реализация обществом права на защиту путем предъявления заявления о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей соответствует положениям статей 12, 13 Гражданского кодекса РФ и статьи 198 АПК РФ. Проверка доводов заявителя о возможности возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности принятия таможенной стоимости, независимо от истечения срока самостоятельного оспаривания решения по таможенной стоимости.
В связи с этим коллегией также отклоняется указание таможни на то, что суд установил факт излишней уплаты таможенных платежей не со дня принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта о признании ненормативного правового акта таможенного органа недействительным, поскольку требование о признании ненормативного правового акта таможенного органа по таможенной стоимости товара по спорной ГТД недействительным непосредственно предметом настоящего спора не являлось, а проверка доводов заявителя о возможности возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности принятия таможенной стоимости.
Соответственно, является в данном случае несостоятельным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что декларантом при подаче заявления о возврате таможенных платежей не подтвержден факт их излишней уплаты посредством представления КТС, подтверждающей корректировку таможенной стоимости в меньшую сторону.
Одновременно с заявлением о возврате общество представило все необходимые документы. Уплата таможенных платежей производилась за счет денежных средств, перечисленных на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей платежным поручением от 01.09.2008 N 221.
Таким образом, вывод таможни в письме от 06.09.2011 N 27-26/22932 о том, что обществом не подтвержден факт излишней уплаты таможенных платежей по ГТД, является несостоятельным. Соответственно, у таможни отсутствовали основания для оставления заявления общества о возврате без рассмотрения по статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по спорной ГТД, чем нарушены права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с этим соответствующий довод таможни в апелляционной жалобе о том, что при рассмотрении данного дела не установлено фактов нарушения прав декларанта в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности подлежит отклонению. Ссылка таможни, что уплаченные таможенные платежи общество компенсировало при реализации ввезенного товара на территории Российской Федерации, коллегией не принимается как не имеющая правого значения и не влияющая на не законную излишнюю уплату обществом таможенных платежей и несение в связи с этим экономических потерь.
Довод таможенного органа в апелляционной жалобе о том, что таможней принято решение о возврате заявления без рассмотрения, а не об отказе в возврате уплаченных таможенных платежей, коллегией не принимается как не имеющий правового значения, поскольку основания для оставления заявления без рассмотрения по пункту 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ отсутствовали, а возврат таможенных платежей обществу не произведён.
Обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, посредством обращения в таможенный орган в порядке статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" с соответствующим заявлением. Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей обществом не пропущен, задолженность заявителя по уплате таможенных платежей и пени на дату вынесения судом решения не установлена."
Номер дела в первой инстанции: А51-19438/2011
Истец: ООО "Панченко П. В."
Ответчик: Владивостокская таможня