г.Воронеж |
|
09 апреля 2012 г. |
Дело N А48-4367/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.04.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Протасова А.И., Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от управления федеральной службы судебных приставов по Орловской области к отделению по г.Мценску и Мценскому району управления Федерального казначейства по Орловской области: Косенкова представитель по доверенности;
от отделения по г.Мценску и Мценскому району управления Федерального казначейства по Орловской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения по г.Мценску и Мценскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 20.01.2012 г.. по делу N А48-4367/2011,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее также - УФССП по Орловской области, заявитель, Управление (ОГРН 1045752010941) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Отделению по г. Мценску и Мценскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области (далее также - отделение казначейства, ответчик (ОГРН 1025700526895) о признании незаконными действий отделения казначейства по возврату без исполнения письмом от 29.08.11г. N 02-41/352 постановлений о взыскании исполнительского сбора N 70862, N 39338 от 07.06.10г. в сумме 5000 руб., вынесенных в отношении администрации Мценского района Орловской области и обязании отделения казначейства принять к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя Мценского РОСП о взыскании исполнительского сбора N 70862 от 07.06.10 г. в сумме 5000 руб., N 39338 от 07.06.10г. в сумме 5000 руб., вынесенных в отношении администрации Мценского района Орловской области.
Решением арбитражного суда Орловской области от 20.01.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Отделение по г. Мценску и Мценскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт по следующим основаниям:
- Постановление Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 г.. N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", не может являться документом, регламентирующим деятельность заявителя либо ответчика;
- в настоящем случае судебный пристав - исполнитель, вынесший постановление о взыскании исполнительского сбора, действовал как взыскатель, а не как пристав - исполнитель;
- судебный пристав - исполнитель должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в форме судебного приказа;
- отделение казначейства должно было возвратить исполнительный документ.
В заседание апелляционной инстанции, проведенное путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, Отделение по г. Мценску и Мценскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области явку своего представителя не обеспечило, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав и обсудив пояснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.
Судебным приставом-исполнителем Мценского РОСП на основании поступивших исполнительных листов Мценского районного суда Орловской области возбуждены исполнительные производства N N 54/5/18984/8/2010, 54/5/18985/8/2010. В исполнительных листах суда, послуживших основанием для возбуждения вышеуказанных исполнительных производств, на Администрацию г.Мценска возложена обязанность совершить определенные действия.
В рамках вышеуказанных исполнительных производств судебным приставом - исполнителем Мценского РОСП 07.06.11 в отношении Администрации г. Мценска вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора N 39338 в сумме 5000 руб., N 70862 в сумме 5000 руб.
Доказательства отмены вышеуказанных постановлений в материалах дела отсутствуют.
Данные постановления были направлены для исполнения в Отделение по г.Мценску и Мценскому району УФК по Орловской области. Постановления судебного пристава-исполнителя Мценского РОСП, направленные ответчику, содержали реквизиты взыскателя.
Письмом от 29.08.11г. N 02-41/352 отделение казначейства возвратило постановления судебного пристава-исполнителя Мценского РОСП о взыскании исполнительского сбора от 07.06.11г. N N 39338, 70862.
В вышеуказанном письме, мотивируя отказ в принятии постановлений к исполнению, ответчик со ссылкой на пункт 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указал, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исчерпывающего перечня исполнительных документов - исполнительного листа и судебного приказа. Поскольку постановления судебного пристава в данный перечень не входят, то оснований для принятия их к исполнению у ответчика не имелось.
Разрешая спор по существу, суд исходил из доказанности заявленных требований, и наличия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд указал, что представленными в материалы дела документами подтверждается, что у Администрации Мценского района Орловской области открыты только бюджетные счета в Отделении федерального казначейства. Счетов в учреждениях банка или в кредитных организациях Администрация Мценского района не имеет.
Доказательства отмены постановлений судебного пристава-исполнителя Мценского РОСП о взыскании исполнительского сбора от 07.06.11г. N 39338, N 70862, отсутствуют.
Учитывая указанные обстоятельства, арбитражный суд области удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда области о несоответствии действий отделения по г.Мценску и Мценскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области по возврату без исполнения письмом N 02-41/352 от 29.08.2011 постановлений о взыскании исполнительского сбора N 70862, N 39338 от 07.06.2010 положениям статей 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора N 70862 и N 39338 от 07.06.2010 соответствовали требованиям, предъявляемым к данным исполнительным документам ст.14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В связи с изложенным, у ответчика отсутствовали фактические и правовые основания не считать вышеуказанные постановления исполнительными документами.
Пунктом 1 ст. 242.5 БК РФ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Как установлено судами обеих инстанций, в рассматриваемом случае у должника имеются открытые бюджетные счета в Отделении по г.Мценску и Мценскому району УФК по Орловской области и РКЦ г.Мценска. В связи с этим, направление судебным приставом - исполнителем постановлений о взыскании исполнительского сбора в отделение по г.Мценску и Мценскому району УФК по Орловской области является законодательно обоснованным.
Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", разъяснено, что постановления о наложении административного штрафа подлежат исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 2 постановления).
Согласно п.2 ст.13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28.04.1995 N 1-ФКЗ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам своего ведения принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что судебный пристав - исполнитель является не должностным лицом, а взыскателем, и должен был обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа противоречит ст.12 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которой постановление судебного пристава - исполнителя является самостоятельным исполнительным документом и не требует принятие дополнительного судебного акта.
В связи с изложенным, арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу о незаконности действий ответчика по возврату без исполнения постановлений о взыскании исполнительского сбора N 70862 и N 39338 от 07.06.2010.
В соответствии с ФЗ от 24.11.2008 N 204 - ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", ФЗ от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Федеральная службы судебных приставов является главным администратором следующих видов доходов федерального бюджета: исполнительский сбор, денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о суде и судоустройстве, об исполнительном производстве и судебные штрафы.
Приказом ФССП России от 25.12.2008 N 508 "О закреплении за центральным аппаратом и территориальными органами Федеральной службы судебных приставов полномочий по осуществлению функций администратора доходов федерального бюджета по главе 322 "Федеральная служба судебных приставов" утвержден перечень подведомственных Федеральной службе судебных приставов администраторов доходов федерального бюджета. Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области включено в данный перечень (п.60 приложения N 1 к приказу).
Таким образом, Отделением по г.Мценску и Мценскому району УФК по Орловской области нарушено право УФССП России по Орловской области, как взыскателя на получение денежных средств (в данном случае штрафных санкций, предусмотренных законодательством), подлежащих взысканию с должника - администрации Мценского района Орловской области.
В связи с установлением необходимой совокупности условий для признания действий ответчика по возврату без исполнения постановлений судебного пристава - исполнителя незаконными, суд области обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 20.01.2012 г.. по делу N А48-4367/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
А.И.Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.2 ст.13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28.04.1995 N 1-ФКЗ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам своего ведения принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что судебный пристав - исполнитель является не должностным лицом, а взыскателем, и должен был обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа противоречит ст.12 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которой постановление судебного пристава - исполнителя является самостоятельным исполнительным документом и не требует принятие дополнительного судебного акта.
...
В соответствии с ФЗ от 24.11.2008 N 204 - ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", ФЗ от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Федеральная службы судебных приставов является главным администратором следующих видов доходов федерального бюджета: исполнительский сбор, денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о суде и судоустройстве, об исполнительном производстве и судебные штрафы.
Приказом ФССП России от 25.12.2008 N 508 "О закреплении за центральным аппаратом и территориальными органами Федеральной службы судебных приставов полномочий по осуществлению функций администратора доходов федерального бюджета по главе 322 "Федеральная служба судебных приставов" утвержден перечень подведомственных Федеральной службе судебных приставов администраторов доходов федерального бюджета. Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области включено в данный перечень (п.60 приложения N 1 к приказу)."
Номер дела в первой инстанции: А48-4367/2011
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, УФССП по Орловской области
Ответчик: Отделение по г. Мценску и Мценскому району Управления Федерального казначейства по Орловской области, Отделение по г. Мценску и Мценскому р-ну УФК по Орловской обл.
Третье лицо: МИФНС России N2 по Брянской обл.
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1183/12