г. Владивосток |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N А51-21084/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Гончаровой
судей Н.В. Алфёровой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Оноприенко
при участии
от администрации г.Владивостока: Талько А.А. по доверенности от 26.12.2011 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2012, удостоверение N 4054 от 26.12.2011;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Талько А.А. по доверенности от 10.01.2012 N 27/1-1-13 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2012, удостоверение N 4054 от 26.12.2011;
ИП Черкасов А.В. - не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Черкасова Александра Васильевича
апелляционное производство N 05АП-1882/2012
на решение от 14.02.2012
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-21084/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Черкасова Александра Васильевича (ИНН 253699936256, ОГРН 311253905300033) к администрации г.Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812) о признании незаконным решения.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Черкасов Александр Васильевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока от 26.09.2011 N 12148Д об отказе в утверждении акта выбора земельного участка, схемы расположения земельного участка примерной площадью 900кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Постышева,35, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - магазин; обязании Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока в срок 7 дней утвердить и выдать акт выбора, схему расположения земельного участка примерной площадью 900кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Постышева,35, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - магазин.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что не согласен с выводом суда о том, что земельный участок занят имуществом третьих лиц, в связи с чем не является пригодным для строительства, поскольку доказательств данному обстоятельству не представлено. Кроме того, данные обстоятельства не были указаны ответчиком в оспариваемом решении об отказе в обеспечении выбора земельного участка. Полагает, что в рамках АПК РФ суд не мог в ходе рассмотрения настоящего дела вообще исследовать те обстоятельства, которые не являлись основанием для принятия администрацией г. Владивостока оспариваемого решения и не были в нем указаны. Следовательно, по мнению, заявителя жалобы, судом грубо нарушены нормы процессуального права. Кроме того, суд первой инстанции не учел, что администрация г. Владивостока при получении обращения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об обеспечении выбора земельного участка в интересах предпринимателя в силу прямого указания закона (п. 2 ст. 31 ЗК РФ) обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта. В нарушение закона ответчик выбор участка не производил, никаких вариантов размещения не рассматривал. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, орган местного самоуправления свою обязанность по обеспечению выбора земельного участка не исполнил.
В судебном заседании 05.04.2012 представитель администрации г.Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразил, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
ИП Черкасов А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя предпринимателя.
Из материалов дела следует, что Черкасов Александр Васильевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС РФ по Советскому району г. Владивостока 22.02.2011, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным регистрационным номером 311253905300033, выдано свидетельство серии 25 N 003453245.
28.02.2011 предприниматель обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) с заявлением о предоставлении с предварительным согласованием места размещения магазина в аренду на 5 лет земельного участка ориентировочной площадью 900 кв. м, расположенного в районе ул.Постышева,35 в г.Владивостоке (заявление получено 05.03.2011). К заявлению, в том числе, был приложен кадастровый план территории с отмеченным испрашиваемым земельным участком.
Департамент письмом от 13.09.2011 обратился к главе города Владивостока с целью обеспечения выбора земельного участка в районе ул. Постышева, 35 для строительства.
15.09.2011 предприниматель направил главе администрации г. Владивостока дополнительные документы, необходимые для обеспечения выбора земельного участка, включая схему расположения земельного участка, топографическую съемку, обоснование параметров основных нагрузок, необходимых для обслуживания и функционирования объекта.
Письмом от 26.09.2011 N 12148Д администрация г. Владивостока отказала в выборе земельного участка указав, что испрашиваемый земельный участок не примыкает к красным линиям улиц и дорог, как того требует градостроительный регламент данной территориальной зоны в случае размещения объектов розничной торговли, а также в связи с тем, что границы испрашиваемого земельного участка выполнены без учета территории, необходимой для обслуживания существующего объекта, обозначенного на предоставленной заявителем топографической съемке "КН".
Предприниматель посчитав, что указанный отказ, выраженный в письме N 12148Д от 26.09.2011 нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обратился в Арбитражный суд Приморского края с требованием признать его незаконным и восстановить нарушенные права и интересы.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен в статье 30 Земельного кодекса РФ, в силу пункта 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как определено пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту выбора прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ (вступил в силу с 01.02.2007) в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Полномочия по распоряжению такими участками в настоящее время осуществляет Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Как верно указано судом первой инстанции, исходя из приведенных норм, полномочиями по обеспечению выбора земельного участка под строительство наделены органы местного самоуправления, которые на основании заявления гражданина или юридического лица либо на основании обращения исполнительного органа государственной власти, производят оценку возможности размещения на испрашиваемом земельном участке объектов строительства, готовят проект акта о выборе земельного участка под строительство и осуществляют все необходимые согласования, изготавливают и утверждают схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, то есть орган местного самоуправления осуществляет все необходимые действия для последующего принятия органом исполнительной власти субъекта федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства и решения о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли в границах городских, сельских населенных пунктов относятся к категории земель "земли населенных пунктов" и в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ предназначены для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе: жилым; общественно-деловым; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
На территории г. Владивостока действуют Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.
В соответствии с указанными Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа земельный участок, испрашиваемый предпринимателем, входит в границы зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), в которой размещение объектов розничной торговли относится к основному виду разрешенного использования данной зоны.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, данные объекты могут размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
Как установлено судом первой инстанции из имеющихся графических материалов (обзорной схемы, проекта схемы расположения земельного участка, ситуационного плана, фрагмента карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа и кадастрового плана территории) не усматривается примыкания испрашиваемого земельного участка к красным линиям улиц и дорог.
Более того, из представленных документов следует, что испрашиваемый участок удален от красных линий улиц и дорог (между запрашиваемым заявителем под размещение магазина местом и ближайшей к испрашиваемому участку улицей Постышева расположены многочисленные жилые дома и территория детского сада).
Довод заявителя жалобы о нарушении ответчиком положений п.5 ст. 31 Земельного кодекса РФ, поскольку орган местного самоуправления не рассматривал возможные варианты размещения объекта, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как следует из имеющихся в материалах дела графических материалов, а также пояснений представителя администрации г. Владивостока, в рассматриваемом случае, невозможно обеспечить выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта, поскольку иные варианты его размещения в границах указанных заявителем, также противоречат Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и иным нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, вывод администрации г. Владивостока о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка и обеспечения выбора правомерно признаны судом первой инстанции соответствующим закону.
Как верно указано судом первой инстанции, оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя, так как никакие права и законные интересы в отношении спорного земельного участка у него не возникли, и заявитель не лишен возможности испрашивать иной земельный участок.
Указание заявителя апелляционной жалобы на отсутствие в оспариваемом отказе такого довода, как наличие на испрашиваемом земельном участке гаражных боксов, коллегия отклоняет, поскольку, указанное обстоятельство, в рассматриваемом случае, учитывая законность оспариваемого отказа по изложенным основаниям, не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока от 26.09.2011 N 12148Д об отказе в утверждении акта выбора земельного участка, схемы расположения земельного участка примерной площадью 900кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Постышева,35, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - магазин; обязании Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока в срок 7 дней утвердить и выдать акт выбора, схему расположения земельного участка примерной площадью 900кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Постышева,35, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - магазин.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.02.2012 по делу N А51-21084/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А. В. Гончарова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
...
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
...
Довод заявителя жалобы о нарушении ответчиком положений п.5 ст. 31 Земельного кодекса РФ, поскольку орган местного самоуправления не рассматривал возможные варианты размещения объекта, отклоняется судом апелляционной инстанции.
...
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А51-21084/2011
Истец: ИП Черкасов Александр Васильевич
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока