г. Ессентуки |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А18-1628/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Цигельников И.А., судьи: Афанасьева Л.В., Семенов М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Прокуратуры Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 19.01.2012 по делу N А18-1628/2011 (судья Цечоев Р.Ш.),
по заявлению Прокурора Республики Ингушетия (г. Назрань, ул. Фабричная, 9)
к УФАС по Чеченской Республике и Республике Ингушетия (г. Назрань, ул. Победы, 3, корп. С)
о признании решений и действий незаконными,
с участием третьих лиц: ГУ "Центр занятости населения г. Назрань" (ОГРН 1020600986339, г. Назрань, ул. Газдиева, 71),
ЗАО Акционерный коммерческий инновационный банк "Образование" (ОГРН 1027739265355, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 63/2, к. 1),
при участии в судебном заседании:
от ЗАО Акционерный коммерческий инновационный банк "Образование" - Куштов Р.А. (доверенность от 20.03.2012),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Ингушетия (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Чеченской Республике и Республике Ингушетия (далее - управление) о признании незаконными решения управления о прекращении производства по делу N 96-135/01 от 01.09.2011 и отмене указанного решения. Заинтересованные лица: государственное учреждение "Центр занятости населения города Назрань" (далее - ГУ ЦЗН г. Назрань, Центр занятости) и Акционерный коммерческий инновационный банк "Образование" (Закрытое акционерное общество) (далее - Банк).
Решением суда от 19.01.2012 отказано в удовлетворении требований прокурора.
Прокурор обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Прокурор указал на то, что получение субсидий гражданином было возможно лишь при наличии открытого счета в Банке, после постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя. В государственном контракте от 18.01.2012 N 1 не закреплено предоставление Банком услуг по зачислению на счета физических лиц - индивидуальных предпринимателей субсидий. Центром занятости и Банком нарушены требования статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части, касающейся отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или аукциона. Действия заинтересованных лиц ограничивают право выбора кредитной организации.
В возражениях банк не согласен с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Банка поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, представителей в судебное заседание не направили. Суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 26.07.2011 в управление поступили материалы проверки соблюдения федеральных законов при расходовании бюджетных средств, выделенных в 2010 году на развитие предпринимательства.
Управление, рассмотрев дело N 96-135/01 от 01.09.2011 по признакам нарушения Центром занятости и Банком части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вынесло решение о прекращении производства по делу N 96-135/01 ввиду отсутствия нарушения.
Прокурор, не согласившись с решением по делу N 96-135/01 от 01.09.2011, оспорил его в судебном порядке.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 19.04.2010 N 115 утверждена Республиканская целевая программа "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Республики Ингушетия в 2010 году", реализуемых за счет средств остатков субсидий, направленных в 2009 году на реализацию Республиканской целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Республики Ингушетия в 2009 году".
В рамках исполнения указанной целевой программы Центром занятости осуществлялись выплаты субсидий на содействие развитию предпринимательства и самозанятости граждан.
Опрошенные в ходе проверки граждане, получившие указанные субсидии пояснили, что субсидии в размере 58800 рублей они получили в полном объеме в Банке, куда Центр занятости произвел перечисления указанных субсидий.
Комиссией управления установлено, что Министерством финансов Республики Ингушетия - Уполномоченным органом по размещению заказов для нужд Республики Ингушетия 30.12.2009 была проведена процедура размещения заказа в форме открытого аукциона N 265-ОА2009 на право заключения государственного контракта на оказание услуг в течение 2010 года по зачислению на счета физических лиц пособий по безработице, стипендий в период профессионального обучения граждан по направлению органов службы занятости, материальной помощи безработным гражданам и гражданам в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, а также материальной поддержки в период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет и по всем видам обслуживания по перечислению денежных средств для нужд Управления государственной службы занятости населения Республики Ингушетия.
Согласно Протоколу N 265 ПРОА-2009 победителем открытого аукциона N 265 -ОА2009 был признан Банк.
В соответствии с пунктом 3.76 Положения о Министерстве финансов Республики Ингушетия, осуществление функций по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" возложено на указанное министерство. Органы службы занятости населения Республики Ингушетия, Банк не наделены полномочиями по размещению государственных заказов и не могли влиять на определение исполнителя по целевой программе.
По результатам проведения открытого аукциона N 265-ОА2009 Управлением государственной службы занятости населения Республики Ингушетия с Банком был заключен государственный контракт от 18.01.2010 N 1 на оказание услуг в течение 2010 года по зачислению на счета физических лиц денежных средств по программе и по всем видам обслуживания по перечислению денежных средств.
Согласно пункту 2.1.1. государственного контракта от 18.01.2010 N 1 функции Центра занятости населения Республики Ингушетия заключались в размещении на свои счета денежных средств по целевой программе и перечисление на счета получателей.
Государственный контракт от 18.01.2010 N 1 не ограничивает банк в предоставлении услуг по зачислению на счета средств субсидий, поскольку в государственном контракте указано, что банк, обязуется оказать услуги по всем видам обслуживания по перечислению денежных средств на счета физических лиц.
Из материалов дела не усматривается, что гражданами - получателями средств заявлялись возражения, несогласие, отказ от получения средств со счетов, открытых в Банке.
Так же не подтверждается, что получателями средств подавались в Центр занятости или Банк заявления о получении денежных средств через иные счета, открытые в других банках с указанием реквизитов.
Доказательств того, что Центр занятости и Банк обязывали граждан открывать расчетные счета именно в банке не представлено.
Так же отсутствуют доказательства угрозы возможных негативных последствий для получателей средств (отказ, уклонение от предоставления) в случае их отказа в получении средств через Банк.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указано, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, из положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что хозяйствующим субъектам запрещается совершать действия, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) нарушающим интересы других финансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Действия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, создающие льготные условия деятельности для отдельных финансовых организаций, подлежат антимонопольному контролю в случае, если они имеют своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг.
Конкуренция на рынке финансовых услуг - это состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг.
В данном случае имели место действия по распоряжению средствами, направленными на реализацию Федеральной целевой программы, т.е. управление бюджетными ресурсами, которые не влияют на конкурентную ситуацию и не ограничивают конкуренцию финансовых услуг.
Таким образом, обоснованными являются указания суда первой инстанции о том, что осуществление операций по зачислению бюджетных средств, направленных на реализацию целевой программ с переводом денежных средств на счета граждан, к операциям, подлежащим антимонопольному регулированию, не отнесено.
Из заявления прокурора не усматривается, в чем именно заключается незаконность действий комиссии управления, какая норма права была нарушена управлением при рассмотрении дела N 96-135/01 от 01.09.2011 и вынесении решения о прекращении производства.
В материалах дела отсутствуют доказательства обжалования итогов открытого аукциона N 265-ОА2009, по результатам которого был заключен государственный контракт от 18.01.2010 N 1. Отсутствует информация о признании недействительными результатов открытого аукциона N 265-ОА2009, государственного контракта от 18.01.2010 N 1.
При таких обстоятельствах в действиях комиссии управления при вынесении решения о прекращении производства по делу N 96-135/01 от 01.09.2011 нарушений не установлено.
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований прокурора.
Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 19.01.2012 по делу N А18-1628/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указано, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, из положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что хозяйствующим субъектам запрещается совершать действия, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) нарушающим интересы других финансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А18-1628/2011
Истец: Прокуратура Республики Ингушетия, Прокуратура РИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по ЧР и РИ
Третье лицо: Акционерный коммерческий инновационный банк "Образование" (Закрытое акционерное общество), ГУ "Центр занятости населения город Назрань", ГУ "Центр занятости населения г. Назрань", Прокуратура Республики Ингушетия, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-647/12