г. Красноярск |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N А33-3299/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" апреля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Петровской О.В., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии: от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (ответчика): Ткаченко Н.И., представителя по доверенности от 27 октября 2009 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "08" августа 2011 года по делу N А33-3299/2011, принятое судьей Шевцовой Т.В.,
установил:
закрытое акционерное общество Красноярский завод минераловатых изделий "Минвата" (ОГРН 1022402472707, ИНН 2465065406, далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее также ответчик) о взыскании 237 730 рублей 94 копеек пени за просрочку доставки груза и 35 659 рублей судебных издержек на юридические услуги.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 8 августа 2011 года иск удовлетворен частично, с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано в пользу закрытого акционерного общества Красноярский завод минераловатых изделий "Минвата" 144 830 рублей пени за просрочку доставки груза, 16 830 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя, 5 905 рублей 35 копеек судебных расходов на оплату госпошлины.
Закрытому акционерному обществу Красноярский завод минераловатых изделий "Минвата" возвращены из федерального бюджета 713 рублей 16 копеек излишне уплаченной государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 августа 2011 года и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ответчика, решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права.
Ответчик полагает, что в расчет пени необоснованно включен налог на добавленную стоимость (далее по тексту НДС), поскольку по спорным железнодорожным накладным истец не является плательщиком НДС, следовательно, его реальные убытки, компенсируемые неустойкой, не могут включать НДС, а по смыслу гражданского законодательства проценты на сумму НДС, подлежащего уплате поставщиком товара в бюджет Российской Федерации, не начисляются. Вывод суда первой инстанции о том, что ответчик должен был предоставить доказательства оплаты НДС, является ошибочным, так как бремя доказывания данного обстоятельства возложено на истца.
По накладной ЭР616096 сумма пени незаконно рассчитана в размере, превышающем сумму провозной платы, что противоречит статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора: к первоначально направленным претензиям от 17 января 2011 года N 13 - N 17 в нарушение статьи 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации были приложены незаверенные копии накладных, а претензии от 21 февраля 2011 года N А1-А5 были направлены истцом по истечении срока, установленного статьей 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и не содержат указания на причины пропуска срока предъявления претензии, которые могут расцениваться как уважительные. Бремя доказывания соблюдения претензионного порядка возложено на истца.
В связи с несоблюдением истцом претензионного порядка урегулирования спора и согласно пункту 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, должны быть возложены на истца.
При взыскании неустойки подлежат применению положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствуют доказательства причинения истцу имущественных последствий ненадлежащим исполнением обязательств ответчиком.
Истец отзыв на апелляционную жалобу суду не направлял.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2011 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 августа 2011 года отменено, исковые требования оставлены без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом претензионного порядка урегулирования спора.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 февраля 2012 года отменено постановление суда апелляционной инстанции, дело передано на новое рассмотрение в Третий арбитражный апелляционный суд.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2012 года рассмотрение апелляционной жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" назначено на 5 апреля 2012 года.
В судебное заседание представитель закрытого акционерного общества Красноярский завод минераловатых изделий "Минвата" не прибыл, отзыв на апелляционную жалобу не направил.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение истца о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (т.1, л.д. 3), его представитель участвовал в судебных заседаниях суда первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась истцу судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована Третьим арбитражным апелляционным судом 16 марта 2012 года.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает истца надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" осуществляло перевозку грузов в адрес закрытого акционерного общества Красноярский завод минераловатых изделий "Минвата", что подтверждается представленными в дело транспортными железнодорожными накладными N ЭО985919, N ЭО985668, N ЭП122611, N ЭП525722, N ЭР574015, N ЭР616096 и N ЭС661413.
Согласно железнодорожной накладной N ЭО985919 (т.1, л.д. 13) провозная плата - 12 833 рублей без учета НДС, срок доставки груза - 24 октября 2010 года, дата прибытия - 25 октября 2010 года. В связи с нарушением срока доставки груза на 1 сутки, истец на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации начислил ответчику пени в размере 1 362 рублей 86 копеек.
Согласно железнодорожной накладной N ЭО985668 (т.1, л.д. 16) провозная плата 13 052 рубля без учета НДС, срок доставки груза - 24 октября 2010 года, дата прибытия - 25 октября 2010 года. В связи с нарушением срока доставки груза на 1 сутки истец начислил ответчику пени в размере 1 386 рублей 12 копеек.
Согласно железнодорожной накладной N ЭП122611 (т.1, л.д. 26) провозная плата - 51 812 рублей без учета НДС, срок доставки груза - 28 октября 2010 года, дата принятия груза к перевозке - 23 октября 2010 года, дата прибытия - 1 ноября 2010 года. В связи с нарушением срока доставки груза на 4 суток (считая срок доставки - 28 октября 2010 года) истец начислил ответчику пени в размере 22 009 рублей 72 копейки.
Согласно железнодорожной накладной N ЭП525722 (т.1, л.д. 23) провозная плата - 64 765 рублей без учета НДС, срок доставки груза - 4 декабря 2010 года, дата прибытия груза - 10 декабря 2010 года. В соответствии с памяткой приемосдатчика N 156 вагоны по накладной переданы приемосдатчику на выставочный путь 10 декабря 2010 года (т.1, л.д. 153). В связи с нарушением срока доставки груза на 9 дней (считая дату прибытия груза 13 декабря 2010 года), истец начислил ответчику пени в размере 61 902 рубля 40 копеек.
Согласно железнодорожной накладной N ЭР574015 (т.1, л.д. 21) провозная плата - 15 540 рублей без учета НДС, срок доставки груза - 5 декабря 2010, дата прибытия груза - 10 декабря 2010 года. Согласно памятке приемосдатчика N 155 вагон по накладной передан приемосдатчику на выставочный путь 10 декабря 2010 года (т.1, л.д. 152). В связи с нарушением срока доставки груза на 5 суток истец начислил ответчику пени в размере 13 202 рубля 78 копеек.
Согласно железнодорожной накладной N ЭР616096 (т.1, л.д. 18) провозная плата - 88 858 рублей без учета НДС, срок доставки груза - 6 декабря 2010 года, дата прибытия - 20 декабря 2010 года. В связи с нарушением срока доставки груза на 14 суток, истец начислил ответчику пени в размере 104 852 рублей 44 копеек.
Согласно железнодорожной накладной N ЭС661413 (т.1, л.д. 29) провозная плата - 38 859 рублей без учета НДС, срок доставки груза - 3 января 2011 года, дата прибытия - 5 января 2011 года. Согласно памятке приемосдатчика N 9 вагоны по накладной переданы приемосдатчику на выставочный путь 5 января 2011 года (т.1, л.д. 154). В связи с нарушением срока доставки груза на 8 суток (считая датой прибытия груза 11 января 2011 года), истец начислил ответчику пени в размере 33 014 рублей 61 копейка.
В материалы дела представлены претензии истца с требованием об уплате пени ответчиком за просрочку доставки груза от 1 декабря 2010 года N 351 (накладная N ЭО985919) и N 350 (накладная N ЭО985668), от 17 января 2011 года N 13 (накладная N ЭР616096), N 14 (накладная N ЭР574015), N 15 (накладная N ЭР525722), N 16 (накладная N ЭП122611), N 17 (накладная N ЭС661413) (т.1, л.д. 11, 14, 17, 20, 22, 25, 28).
Согласно письму открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 1 февраля 2011 года N 10/119-ТЦук (т.1, л.д. 35) претензии истца от 17 января 2011 года N 13-17 возвращены последнему без рассмотрения по существу по причине несоблюдения претензионного порядка, установленного статьями 120, 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, поскольку приложенные к претензиям накладные не заверены надлежащим образом.
Платежными поручениями от 2 февраля 2011 года N 812 на сумму 1174 рубля 68 копеек и N 813 на сумму 1 154 рубля 97 копеек (т.1, л.д. 106-107) ответчик перечислил пени по претензиям от 1 декабря 2010 года N 351 (накладная N ЭО985919) и N 350 (накладная N ЭО985668).
Повторно направленные истцом претензии от 21 февраля 2011 года N А1- N А5 (т.1, л.д. 36-40) об уплате пени на основании накладных N ЭР616096, N ЭР574015, N ЭР525722, N ЭП122611, N ЭС661413 отклонены ответчиком в связи с пропуском срока на предъявление претензии к перевозчику.
Указывая на неисполнение ответчиком обязанности по уплате начисленных на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации пени, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование довода о том, что на сумму провозной платы, указываемой ответчиком в железнодорожных накладных, подлежит начислению сумма НДС в размере 18 %, истец представил счет-фактуру от 31 октября 2010 года N 0000010000000675/00000991126 и акт оказанных услуг от 31 октября 2010 года N 1000168602/2010106 (146-148).
В подтверждение судебных издержек на юридические услуги истец представил договор на оказание юридических услуг от 25 ноября 2010 года между истцом (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ЮрКом" (исполнитель) и приложение N 1 к нему (т.1, л.д. 31, 82), акты завершения этапа работ от 16 мая 2011 года N 1 -N 10, от 24 мая 2011 года N 11 и N 12, от 31 мая 2011 года N 12, от 26 июля 2011 год N 12/1, N 13 - N 17, (т.1, л.д. 34, 83-100) квитанция к приходному кассовому ордеру от 16 мая 2011 года N 74 на сумму 35 659 рублей (т.1, л.д. 101).
Ответчик ходатайствовал о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (т.1, л.д. 105).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными N ЭО985919, N ЭО985668, N ЭП122611, N ЭП525722, N ЭР574015, N ЭР616096 и N ЭС661413 подтверждается и сторонами в суде апелляционной инстанции не оспаривается то обстоятельство, что ответчик осуществлял перевозку груза в адрес истца.
Оценив указанные выше документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что между сторонами был заключен договор перевозки, в связи с чем к отношениям сторон применимы нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В силу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что по спорным отправкам груз был доставлен ответчиком за пределами сроков доставки груза, определенных транспортными железнодорожными накладными, в том числе по транспортной железнодорожной накладной N ЭО985919 на 1 сутки, N ЭО985668 на 1 сутки, N ЭП122611 на 3 суток, N ЭП525722 на 6 суток, N ЭР574015 на 5 суток, N ЭР616096 на 14 суток и N ЭС661413 - на 2 суток. Установленный судом первой инстанции период просрочки доставки груза не оспорен сторонами в суде апелляционной инстанции и соответствует положениям Правил исчисления сроков доставки груза железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 27 (далее по тексту Правила исчисления сроков доставки груза железнодорожным транспортом) в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Исходя из указанного выше периода просрочки по спорным отправкам, судом первой инстанции произведен расчет пени по статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в соответствии с которым подлежащая взысканию с ответчика сумма пени составила 181 038 рублей 39 копеек. Расчет пени был произведен судом первой инстанции на основании провозной платы, указанной в транспортных железнодорожных накладных, увеличенной на сумму НДС - 18 %.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика об ошибочности произведенного судом первой инстанции расчета пени по статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 143, 146 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Как верно указал суд первой инстанции, в силу части 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Изъятий в отношении начисления НДС на провозную плату нормы Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 15, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не устанавливают. В свою очередь, в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении Президиума от 22 сентября 2009 года N 5451/09, предъявляемая к оплате сумма НДС является для контрагента частью цены, подлежащей уплате по договору.
Таким образом, провозная плата фактически должна включать в себя и оплату перевозки груза, определённую по установленному тарифу, и начисленный на тариф НДС.
Согласно части 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи. Доказательств включения в провозную плату, указанную в спорных железнодорожных накладных, суммы НДС по ставке 18 процентов, ответчиком в материалы дела не представлено, тогда как истцом представлены счет-фактура от 31 октября 2010 года N 0000010000000675/00000991126 и акт оказанных услуг от 31 октября 2010 года N 1000168602/2010106, свидетельствующие о том, что ответчик дополнительно к провозной плате, указанной при заключении договора перевозки, предъявлял к оплате НДС по ставке 18 %. На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика об отсутствии у него обязанности доказывать факт включения НДС в провозную плату, указываемую в накладных.
Размер пени по железнодорожной накладной N ЭР 616096 не превышает размер провозной платы, рассчитываемой с учётом НДС - 18 %.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что в связи с уменьшением судом первой инстанции размера подлежащей взысканию с ответчика пени до 144 830 рублей, расчет судом первой инстанции пени с учетом суммы НДС не привел к возложению на ответчика необоснованно предъявленных сумм. Согласно контррасчету ответчика, представленному в суд апелляционной инстанции (т.2, л.д. 38), сумма пени, рассчитанная исходя из указанной в железнодорожных накладных провозной платы без учёта НДС, составит 154 137 рублей 61 копейку, то есть более суммы, взысканной с ответчика.
Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в части применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 42 Постановления от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и пункте 2 Информационного письма от 14 июля 1997 года N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
В ходе рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции при определении суммы пени принял во внимание то, что в материалах дела отсутствует документальное подтверждение наступления отрицательных последствий, связанных с нарушением ответчиком обязательств перед истцом, а также то, что ответчиком допущен незначительный период просрочки, в связи с чем уменьшил сумму пени до 144 830 рублей.
Обращаясь с апелляционной жалобой, ответчик не представил суду апелляционной инстанции доказательств того, что определенная судом первой инстанции сумма пени несоразмерна последствиям нарушения обязательства, тогда как по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим об этом.
Названные ответчиком в апелляционной жалобе обстоятельства, с которыми ответчик связывает необходимость применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, были приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Кроме того, отсутствие у истца убытков вследствие нарушения ответчиком своих обязательств, а также неполучение ответчиком платы за оказанные им услуги не может быть признано безусловным основанием для применения судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку неустойка (штраф, пени) в соответствии с действующим законодательством носит кроме компенсационной, также и штрафную функцию, и наличие у ответчика неблагоприятных последствий в связи с нарушением им обязательств является следствием применения к нему данного вида гражданско-правовой ответственности.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора и необходимости возложения судебных расходов на истца также отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования.
Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации установлен порядок предъявления претензий с определением лиц, имеющих право на предъявление претензии к перевозчику, а также перечня документов, прилагаемых к претензии. Кроме того, статьей 122 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что порядок предъявления и рассмотрения таких претензий устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что предъявление грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования претензий к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных статьей 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, при условии соблюдения установленного уставом и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления.
Однако если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных статьей 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроков предъявления претензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с частью 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе отнести на истца судебные расходы (в полном размере или в части) независимо от исхода спора.
Из материалов дела следует, что повторные претензии от 21 февраля 2011 года были предъявлены истцом ответчику за пределами 45-дневного срока для их предъявления, но сам факт соблюдения претензионного порядка урегулирования спора имел место.
В свою очередь, из содержания приведенного выше пункта 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 следует, что суду предоставлено право, но не обязанность отнести на истца судебные расходы в случае нарушения им срока предъявления претензии. Из материалов настоящего дела не следует, что истец действовал недобросовестно при направлении претензии ответчику, первоначально претензии от 1 декабря 2010 года N 351 и N 350 и от 17 января 2011 года N 13 - N 17 были направлены в рамках установленного срока и ответчик знал о наличии спора, в виду чего суд апелляционной инстанции не находит основания возложить судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, на истца.
Размер подлежащих возмещению истцу судебных расходов ответчиком в суде апелляционной инстанции не оспорен.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "08" августа 2011 года по делу N А33-3299/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что предъявление грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования претензий к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных статьей 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, при условии соблюдения установленного уставом и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления.
Однако если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных статьей 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроков предъявления претензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с частью 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе отнести на истца судебные расходы (в полном размере или в части) независимо от исхода спора.
Из материалов дела следует, что повторные претензии от 21 февраля 2011 года были предъявлены истцом ответчику за пределами 45-дневного срока для их предъявления, но сам факт соблюдения претензионного порядка урегулирования спора имел место.
В свою очередь, из содержания приведенного выше пункта 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 следует, что суду предоставлено право, но не обязанность отнести на истца судебные расходы в случае нарушения им срока предъявления претензии. Из материалов настоящего дела не следует, что истец действовал недобросовестно при направлении претензии ответчику, первоначально претензии от 1 декабря 2010 года N 351 и N 350 и от 17 января 2011 года N 13 - N 17 были направлены в рамках установленного срока и ответчик знал о наличии спора, в виду чего суд апелляционной инстанции не находит основания возложить судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, на истца."
Номер дела в первой инстанции: А33-3299/2011
Истец: ЗАО "Красноярский завод минераловатых изделий "Минвата"
Ответчик: ОАО "Российские железнгые дороги" в лице Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", ОАО *Российские железные дороги*
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3191/12
12.04.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1091/12
29.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-424/12
22.11.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4431/11
08.08.2011 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-3299/11