г. Чита |
|
06 февраля 2012 г. |
Дело N А19-12349/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Доржиева Э.П., Ячменёва Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2011 года по делу N А19-12349/2011 по заявлению Открытого акционерного общества "Южное управление жилищно-коммунальными системами" (место нахождения: г. Иркутск, ул. Трудовая, 111, ОГРН 1063811053272, ИНН 3811101573) к Администрации города Иркутска (место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Поленова,1, ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (суд первой инстанций Шубина Т.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены;
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
установил:
Открытое акционерное общество "Южное управление жилищно-коммунальными системами" (далее - ОАО "Южное управление ЖКС"; Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Иркутска (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Иркутск, улица Трудовая 111, выраженного в письме заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска от 03.05.2011 года N 505-70-8501/11, а также обязании Администрации г. Иркутска рассмотреть заявление Общества от 14.02.2011 г.. N 500.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2011 года признан незаконным отказ ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами" в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Иркутск, улица Трудовая 111, выраженный в письме заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска от 03.05.2011 N 505-70-8501/11, как несоответствующий Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Суд обязал Администрацию города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Южное управление жилищно-коммунальными системами" путем рассмотрения заявления от 14.02.2011 N 500 в соответствии с действующим законодательством.
Судом первой инстанции сделан вывод о незаконности отказа Администрации в реализации преимущественного права в отношении арендуемого Обществом имущества по той причине, что общество является крупным предприятием. Суд приходит к выводу, что общество непрерывно в течении двух и более лет подряд (с 01.07.2006 г..) арендует помещения по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, д. 111, площадью 254,2 кв.м., позиции N 13-29 (2-й этаж), что дает ему преимущественное право на выкуп только этого имущества, соответственно возникло преимущественное право только на приобретение арендуемого нежилого помещения, расположенного на втором этаже жилого дома N 111 по ул. Трудовой г. Иркутска, площадью 254,2 кв.м., позиции N 13-29.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация г. Иркутска обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на незаконность, необоснованность решения суда. Считает вывод суда о незаконности отказа Администрации по причине того, что общество является крупным предприятием необоснованным, противоречащим положениям Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 24.07.2008 N 159-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Указывает, что выручка общества от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость составляет 1 023 664 000 рублей, что превышает предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, ОАО "Южное управление ЖКС" является крупным предприятием, соответственно, на него не распространяются требования Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Так же, то обстоятельство, что общество относится к крупным предприятиям, подтверждается и имеющимся в материалах дела ответом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области от 28.04.2011 N 06-33/301.
Представители Администрации г. Иркутска, ОАО "Южное управление ЖКС" в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел 09.12.2011.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 04.07.2006 между Администрацией г. Иркутска, в лице и.о. первого заместителя председателя начальника имущественного управления Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска Московских О.П. (арендодатель) и ОАО "Южное управление ЖКС" (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения N 7419. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное возмездное владение и пользование муниципальное нежилое помещение, расположенное на втором этаже жилого дома по ул. Трудовая, 11, площадью 254, 2 кв.м., позиции N 13-29. Срок договора действия с 01.07.2006 по 29.06.2007. Указанный договор 04.07.2006 зарегистрирован Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Иркутска в книге N 28 за регистрационным N 701/6.
19.07.2007 между теми же лицами заключен договор N 7419 аренды нежилого помещения (здания). Срок действия договора с 30.06.2007 по 28.06.2008. Согласно данному договору площадь арендуемых помещений по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, д. 111 увеличилась до 408,4 кв.м. Договор зарегистрирован Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Иркутска 24.07.2007 в книге N 28 за регистрационным N 648/7.
07.06.2008 также между Администрацией г. Иркутска и ОАО "Южное управление ЖКС" заключен договор аренды нежилого помещения (здания) N 7419, согласно которому общество арендует нежилое здание, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, д. 111, общей площадью 408.4 кв.м., позиции N 10-12 (1-й этаж), пп. N 13-29 (2-й этаж); пп. 4-9 (1 этаж); пп 1-3 (1 этаж) со сроком действия с 29.06.2008 по 31.12.2011. 20.02.2009.
14.02.2011 (исх. N 500) общество, руководствуясь частью 2 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г.. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обратилось в Администрацию г. Иркутска с заявлением о намерении реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
Обществом указано, что ОАО "Южное управление ЖКС" соответствует условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьёй 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а именно: суммарная доля участия муниципалитета в уставном капитале не более 25%; средняя численность работников за предшествующий календарный год - 25 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации - 1000 млн. рублей.
Письмом от 14.03.2011 N 505-70-4157/11 Администрацией предложено обществу уточнить площадь объекта недвижимости и представить документы: информацию о составе уставного (складочного) капитала (паевого фонда); информацию о средней численности работников за предшествующий календарный год; информацию о выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовую стоимость активов за предшествующий календарный год.
05.04.2011 обществом в ответ на запрос Администрации от 14.03.2011 г.. N 505-70-4157/11 представлены дополнительные сведения.
В результате рассмотрения обращения ОАО "Южное управление ЖКС" заместителем мэра - председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом города Иркутска Третьяковым А.А. принято решение (оформлено письмом от 03.05.2011 г.. исх. N 505-70-8501/11) об отказе в выкупе арендуемых помещений, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, 111, в связи с тем, что по информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистикам по Иркутской области ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами" является крупным предприятием. ОАО "Южное управление ЖКС", полагая отказ Администрации города Иркутска в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, незаконным, а также нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества).
В соответствии со статьей 3 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком. При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу этого Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 данного Закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 этого Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
На основании части 2 статьи 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества в период с 1 января 2009 года до 1 июля 2013 года субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 этого Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 22-П указано, что Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества направлен, как следует из его содержания, на поддержку малого и среднего предпринимательства. С этой целью субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется, в частности, преимущественное право на приобретение арендуемых ими объектов муниципального имущества, которое они могут реализовать в упрощенном (вне конкурсных процедур) по отношению к общим правилам приватизации порядке.
Введение для этой категории предпринимателей упрощенного механизма реализации права на приватизацию отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации целям стимулирования свободы предпринимательской деятельности, поддержки конкуренции, становления и развития рыночной экономики, основанной на свободе собственности и договора (статьи 8, 19, 34, 35; статья 71, пункт "ж"). Такое регулирование, корреспондирующее положениям Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", гарантирует экономическую самостоятельность более широкому кругу лиц, что, в свою очередь, содействует обеспечению занятости населения и права каждого на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации), а следовательно, более успешной реализации принципов социального государства и социально ориентированной рыночной экономики на основе баланса прав и законных интересов местного самоуправления и лиц, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, и в конечном счете способствует упрочению гражданского общества, верховенства права и демократии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Как установлено судом первой инстанции общество с 2006 года арендовало нежилое помещение, расположенное на втором этаже жилого дома по ул. Трудовая, 111, площадью 254, 2 кв.м. Договор аренды заключен в 2006 году.
Из представленных заявителем бухгалтерских балансов (отчетов о прибылях и убытках) за 2008, 2009, 2010 годы следует, что выручка Общества в 2008 году составляла 323 837 000 руб., в 2009 году - 35 256 000 руб., в 2010 году - 1 023 664 000 руб. Следовательно, в 2010 году выручка Общества превысила установленные частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ предельные значения.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества направлено ОАО "Южное управление ЖКС" в 2011 году. Следовательно, Администрации при решении вопроса о том, является ли Общество субъектом малого и среднего предпринимательства, следовало руководствоваться показателями по средней выручке за год за 2009 и 2010 годы.
Учитывая, что в 2008, 2009 годах по объему выручки ОАО "Южное управление ЖКС" соответствовало статусу субъекта среднего предпринимательства, а показания выручки превысили предельные только в 2010 году, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу, что категория Общества не изменилась, поскольку по смыслу положений части 4 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) должны были превышать установленные показания в течение двух календарных лет, следующих один за другим, что установлено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "Южное управление ЖКС" соответствовало статусу субъекта среднего предпринимательства, установленного статьёй 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", дающее ему преимущественное право на выкуп арендуемого имущества, в связи с чем отказ Администрации в выкупе имущества по причине отнесения его к крупным предприятиям является незаконным.
На основании выше изложенного довод апелляционной жалобы о том, что ОАО "Южное управление ЖКС" является крупным предприятием, соответственно, на него не распространяются требования Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ подлежит отклонению как не основанный на нормах права и установленных по делу обстоятельствах.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушения норм материального и процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2011 года по делу N А19-12349/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из представленных заявителем бухгалтерских балансов (отчетов о прибылях и убытках) за 2008, 2009, 2010 годы следует, что выручка Общества в 2008 году составляла 323 837 000 руб., в 2009 году - 35 256 000 руб., в 2010 году - 1 023 664 000 руб. Следовательно, в 2010 году выручка Общества превысила установленные частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ предельные значения.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
...
Учитывая, что в 2008, 2009 годах по объему выручки ОАО "Южное управление ЖКС" соответствовало статусу субъекта среднего предпринимательства, а показания выручки превысили предельные только в 2010 году, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу, что категория Общества не изменилась, поскольку по смыслу положений части 4 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) должны были превышать установленные показания в течение двух календарных лет, следующих один за другим, что установлено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "Южное управление ЖКС" соответствовало статусу субъекта среднего предпринимательства, установленного статьёй 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", дающее ему преимущественное право на выкуп арендуемого имущества, в связи с чем отказ Администрации в выкупе имущества по причине отнесения его к крупным предприятиям является незаконным.
На основании выше изложенного довод апелляционной жалобы о том, что ОАО "Южное управление ЖКС" является крупным предприятием, соответственно, на него не распространяются требования Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ подлежит отклонению как не основанный на нормах права и установленных по делу обстоятельствах."
Номер дела в первой инстанции: А19-12349/2011
Истец: ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами"
Ответчик: Администрация города Иркутска
Третье лицо: Представительзаявителя-Саляхутдинов Ю. Ф.