г. Саратов |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N А12-22334/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Водно-моторного потребительского гаражного кооператива "Нептун", г. Волжский Волгоградской области (ИНН 3435910321, ОГРН 1023402022973),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2012 года
по делу N А12-22334/2011 (судья Пономарев А.В.),
по заявлению Водно-моторного потребительского гаражного кооператива "Нептун", г. Волжский Волгоградской области (ИНН 3435910321, ОГРН 1023402022973),
к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557),
заинтересованное лицо: Прокуратура г. Волжского (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560),
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
без участия в судебном заседании представителей Водно-моторного потребительского гаражного кооператива "Нептун", Прокуратуры г. Волжского (почтовые уведомления N N 97647-97651 приобщены к материалам дела), Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации
Волгоградской области (ходатайство, входящий N от 06.04.2012 о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя приобщено к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Водно-моторный потребительский гаражный кооператив "Нептун" (далее - ВМПГК "Нептун", заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (Облкомприрода) N 25/221-1-11 от 02.11.2011 г.. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 27 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Водно-моторный потребительский гаражный кооператив "Нептун" не согласился с вынесенным решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Прокуратурой Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Водно-моторного потребительского гаражного кооператива "Нептун", Прокуратуры г.Волжского, Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.10.2011 в 11 часов 00 минут прокуратурой г. Волжского проведена выездная проверка соблюдения ВМПК "Нептун" требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что ВМПК "Нептун" (юридический и фактический адрес: 404106, Волгоградская область, г.Волжский, п. Рабочий, ул. Ахтубинская, 8А) осуществляет деятельность по обеспечению стоянками и предоставлению гаражей для лодок членам кооператива. В ходе осуществления деятельности, кооперативом эксплуатируется находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок площадью 6221 кв.м. (свидетельство 34 N 439631).
При осуществлении деятельности ВМПК "Нептун" в результате эксплуатации вышеуказанного помещения образуются следующие виды отходов, соответствующие федеральному классификатору отходов: код по ФККО 3533010013011 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак -1 класс опасности, код по ФККО 9120040001004 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности, код по ФККО 91200000 00 00 0 отходы потребления на производстве, подобные коммунальным - IV класс опасности, код по ФККО 1871030001005 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности.
При этом в ходе проверки установлено, что в ВМПК "Нептун":
- на образующиеся отходы I, IV класса опасности отсутствуют свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды,
- не составлены на основании данных о составе и свойствах отходов, оценки их опасности и не согласованы с руководителем территориального органа МПР Российской Федерации паспорта опасных отходов,
- отсутствует назначенное лицо, допущенное к обращению с отходами I - IV класса опасности, прошедшее профессиональную подготовку подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I - IV класса опасности,
- отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 год, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не представлена,
- учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов в организации не ведется.
Учёт образовавшихся и переданных для размещения отходов в ВМПК "Нептун" осуществляется по договору от 01.01.2011 N 249/11-ТБО на услуги по вывозу и размещению ТБО, заключённого с ООО "Чистый город".
Данные обстоятельства, по мнению прокуратуры, свидетельствуют о нарушении заявителем части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", частей 2, 3 статьи 14, статьи 11, части 1 статьи 15, части 3 статьи 18, части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 г.. N785 "Об утверждении паспорта опасного отхода", п. 2.3, п.п. 3, 4 п. 2.4 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов".
Указанные нарушения отражены в акте от 19.10.2011, составленном в присутствии предстателя ВМПГК "Нептун" Иванова В.А. и приложением фототаблицы (л.д.41-42).
Постановлением Прокуратуры от 21.10.2011 в отношении ВМПГК "Нептун" возбуждено производство об административном правонарушении (л.д.34-39).
Постановление составлено в присутствии председателя ВМПГК "Нептун" Иванова В.А., которому разъяснены права и обязанности и отобраны объяснения по факту правонарушения.
02.11.2011 административным органом, Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, вынесено постановление N 25/221 -1-11 о привлечении ВМПГК "Нептун" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.1. КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 руб. (л.д.45-48). О месте и времени рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении заявитель извещён надлежащим образом, при принятии постановления присутствовал законный представитель (л.д.43,44).
Решением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области N 44/1693-11-11 от 14.11.2011 постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской N 25/221 -1-11 от 02.11.2011 оставлено без изменения (л.д.45-52).
Заявитель не согласился с постановлением и оспорил в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к выводу о наличии в действиях ВМПГК "Нептун" состава правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1. КоАП РФ. Суд указал, что административным органом доказана вина заявителя во вменённом правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Апелляционная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Статьёй 8.1. КоАП РФ предусмотрена ответственность, в том числе за несоблюдение экологических требований при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Заявитель полагает, что административный орган незаконно привлёк его к ответственности по статье 8.1. КоАП РФ, в связи с тем, что ВМПГК "Нептун" не занимается специализированной деятельностью по размещению отходов, и, следовательно, его деятельность не образует состав вменённого правонарушения.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о несостоятельности данного довода, поскольку возможность привлечения неспециализированных по обращению с отходами предприятий к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований предусмотрена именно статьёй 8.1. КоАП РФ.
Апелляционная коллегия полагает, что отсутствие паспортов опасных отходов, свидетельств на отходы 1, 4 классов опасности является достаточным основанием для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учётом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - 4 классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы 1 - 4 классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - 4 классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Деятельность юридических лиц, в процессе которой образуются отходы 1 - 4 классов опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами 1 - 4 классов опасности.
Лица, которые допущены к обращению с отходами 1 - 4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 - 4 класса опасности (статья 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.
Статьёй 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть передано другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключённым с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчёту платы и её внесению).
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических требований, в том числе при эксплуатации зданий, строений и иных объектов капитального строительства.
На ВМПГК "Нептун" в силу прямого указания закона возложена обязанность по назначению лица, допущенного к обращению с отходами I - IV класса опасности, по сдаче отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, по ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов в организации, по получению свидетельств на отходы 1, 4 классов опасности, что организацией выполнено не было.
Судами обеих инстанций установлено, что ВМПГК "Нептун" не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства по обращению с отходами производства и потребления. Доказательств обратного не представлено. Поэтому с учётом требований статьи 2.1. КоАП РФ административный орган обоснованно привлёк ВМПГК "Нептун" к ответственности.
По мнению судебной коллегии, при рассмотрении вопроса о правомерности применённой административным органом санкции суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о соразмерности меры наказания совершённому деянию и принял правильное решение о признании незаконным постановления в части назначения наказания.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкции статья 8.1. КоАП РФ предусматривает право административного органа объявить привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу предупреждение или наложить административный штраф в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Характер совершённого правонарушения и иные обстоятельства учтены судом первой инстанции и, следовательно, административное наказание назначено с учётом требований статьи 4.1. КоАП РФ в пределах санкции, предусмотренной статьёй 8.1. КоАП РФ.
Согласно ст. 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, совершение вменённого административным органом правонарушения подтверждено собранными по делу доказательствами, процедура привлечения заявителя к административной ответственности Облкомприродой соблюдена.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, суд первой инстанции не нашёл.
Согласно пунктам 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При этом в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям усматривается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению экологических требований, к формальным требованиям публичного права.
Утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что им были предприняты все меры по соблюдению экологических требований, не соответствуют действительности и материалами дела не подтверждены.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия находит решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 27 января 2012 года по делу N А12-22334/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкции статья 8.1. КоАП РФ предусматривает право административного органа объявить привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу предупреждение или наложить административный штраф в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Характер совершённого правонарушения и иные обстоятельства учтены судом первой инстанции и, следовательно, административное наказание назначено с учётом требований статьи 4.1. КоАП РФ в пределах санкции, предусмотренной статьёй 8.1. КоАП РФ.
Согласно ст. 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
...
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, суд первой инстанции не нашёл.
Согласно пунктам 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния."
Номер дела в первой инстанции: А12-22334/2011
Истец: ВМПГК "Нептун"
Ответчик: Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды (Облкомприрода) Администрации Волгоградской области, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области
Третье лицо: ВМПГК "Нептун", Прокуратура г. Волжского Волгоградской области, Прокуратура города Волжского
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1890/12