город Воронеж |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N А14-8393/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от ООО "Спорткомплекс "Белый колодец": Загорудько Ю.Н., представителя по доверенности б/н от 25.08.2011;
от Управления по экологии и природопользованию Воронежской области: Климовой И.Н., представителя по доверенности N 06-41-37 от 23.01.2012; Ворониной А.А., представителя по доверенности N 06-41-38 от 23.01.2012;
от ООО "Воронежгеология": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Хохольского муниципального района Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО "Галина": Мануковской Е.В., представителя по доверенности б/н от 15.02.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления по экологии и природопользованию Воронежской области и общества с ограниченной ответственностью "Галина" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.12.2011 по делу N А14-8393/2011 (судья Козлов В.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спорткомплекс "Белый колодец" (ОГРН 1023601320148) к Управлению по экологии и природопользованию Воронежской области (ОГРН 1023601535781), при участии третьих лиц: Администрации Хохольского муниципального района Воронежской области, общества с ограниченной ответственностью "Галина", общества с ограниченной ответственностью "Воронежгеология", о признании недействительным приказа от 24.05.2011 N 82,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Белый колодец" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 24.05.2011 N 82 в части п.1.4, устанавливающего географические координаты угловых точек предварительных границ горного отвода (с учетом уточнений).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Галина", администрации Хохольского муниципального р-на Воронежской области и ООО "Воронежгеоло-гия".
Решением суда от 27.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление по экологии и природопользованию Воронежской области и общество с ограниченной ответственностью "Галина" обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление по экологии и природопользованию Воронежской области указывает на то, что допущенная ошибка в координатах горного отвода, а также неполная информация о земельном участке, координаты которого соответствуют координатам предварительного горного отвода, не влияет на законность приказа, поскольку данная информация была предоставлена в качестве дополнения, не является обязательной в соответствии с п.3.1.5 Административного регламента. Данная информация была предоставлена исходя из данных, которые были у ООО "Галина", обратившегося в Управление с заявкой на получение лицензии на пользование участком недр в соответствии с административным регламентом, на момент обращения. Права и законные интересы заявителя не были нарушены оспариваемым приказом, поскольку заявитель не имеет прав на данный участок недр, а только на земельный участок, расположенный над данным участком недр. Земельный участок, находящийся у ООО СК "Белый колодец", не мог являться предметом аукциона. Управление не наделено полномочиями по предоставлению либо ограничению прав физических лиц и юридических лиц на землю и не могло нарушить соответствующие права физических и юридических лиц при издании приказа о проведении аукциона на право пользования участком недр.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество с ограниченной ответственностью "Галина" указывает на то, что Пункт 3.1.5 Административного регламента от 08.07.2010 закрепляет необходимую информацию, которая должна содержаться в Условиях проведения аукциона на право пользования участками недр, утверждаемых в последующем приказом Управления. В перечень обязательной информации не входят сведения о пространственных границах участка недр, отражающихся географическими координатами угловых точек. Разработку и добычу строительных песков на арендуемом земельном участке заявителя ООО "Галина" не осуществляет. Пункт 2 Условий пользования недрами с целью геологического изучения и добычи строительных песков на участке Белый Колодец в Хохольском муниципальном районе Воронежской области, являющихся неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами, выданной ООО "Галина" устанавливает возможность пользования недрами только после оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.
В отзыве на апелляционные жалобы Общество с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Белый колодец" указывает, что информация, указанная в п. 1.4 Приказа, недостоверная, поскольку в действительности участок недр, в отношении которого объявлен аукцион, располагается под земельным участком, находящемся в долгосрочной аренде заявителя. Сведения о координатах границ недр были известны на момент утверждения условий проведения аукциона, включены в Приказ об условиях проведения аукциона. Управление обязано было провести проверку достоверности данной информации. В связи с размещением недостоверных сведений о координатах границ горного отвода, аукцион был проведен в отношении участка недр, располагающегося в части под земельным участком заявителя, что нарушает его права владения и пользования арендованным земельным участком, право на достоверную информацию, а также препятствует осуществлению предпринимательской деятельности.
В судебное заседание ООО "Воронежгеология" и Администрация Хохольского муниципального района Воронежской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 23.03.2012 объявлялся перерыв до 30.03.2012 (24.03.2012 и 25.03.2012 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, 24.05.2011 Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области был принят Приказ N 82, утвердивший Условия проведения аукциона на право пользования участком недр "Белый колодец" в Хохольском муниципальном р-не Воронежской обл. с целью геологического изучения и добычи строительных песков.
В п.1.4 упомянутого приказа установлены географические координаты угловых точек предварительной границы горного отвода, а также содержится описание земельного участка, расположенного над горным отводом, и его местонахождение.
Полагая, что п.1.4 оспариваемого приказа в части указания географических координат угловых точек предварительной границы горного отвода противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы организации, ООО "Спортивный комплекс "Белый колодец" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области при издании Приказа, в оспариваемой части, нарушило требования действующего законодательства, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с Законом РФ "О недрах" недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности. Согласно ст.13.1 Закона РФ "О недрах" право пользования недрами предоставляется по результатам проведения конкурсов или аукционов. В силу ст.11, п.3-4 ст.12 данного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах. При этом в лицензии должны быть указаны пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование и границы земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Согласно ст.7 Закона РФ "О недрах" участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Во исполнение требований Закона Воронежской области от 20.12.2006 N 115-03 "О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области" Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области утверждены соответствующие нормативные правовые акты: административный регламент по предоставлению государственной услуги "Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых)" (утвержден приказом Управления от 07.07.2010 N 111, далее - Регламент выдачи лицензий), а также административный регламент по предоставлению государственной услуги "Проведение аукционов на право разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения" (утверждено приказом Управления от 08.07.2010 N 112, далее - Регламент проведения аукционов).
Согласно п.3.1.1. Регламента проведения аукционов, принятие решения о проведении аукциона осуществляется Управлением на основании заявки на получение лицензии на пользование участками недр. Такая заявка должна быть оформлена и содержать информацию, предусмотренную Приложением N 1 к Регламенту выдачи лицензий. Приложением N 2 к Регламенту выдачи лицензий определено, что, помимо прочего, в заявке указывается наименование и место нахождения испрашиваемого участка недр с указанием расстояния и направления до ближайшего населенного пункта, обозначенного на карте.
В соответствии с пунктами 3.1.2 - 3.1.6 Регламента проведения аукционов приказом Управления утверждаются условия проведения аукциона, которые должны содержать, помимо прочего информацию о наименование, общие сведения об участке недр с указанием его местонахождения; краткую геологическую характеристику участка недр (п.3.1.5 Регламента).
По результатам рассмотрения заявок и, в случае подачи более одной заявки, соответствующей предъявляемым требованиям, проводится аукцион согласно пунктам 3.5.1 - 3.5.16 Регламента проведения аукционов, либо аукцион признается несостоявшимся в соответствии с п. 3.6.3 Регламента.
После проведения аукциона Управлением принимается Решение о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения, после чего оформляется лицензия на пользование участком недр (п. 3.1.1. Регламента выдачи лицензий).
В соответствии с требованиями статьи 12 Закона Российской Федерации "О недрах", п.3.1.3. Регламента выдачи лицензий, лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
- данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
- данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
- указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
- указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, предоставления геологической информации на государственную экспертизу);
- условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
- согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
- соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
- условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
- порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Частью 3 статьи 7 Закона РФ "О недрах" определено, что при предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода.
В соответствии со ст. 23.2 Закона "О недрах" документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой части после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта.
Согласно ст. 11 Закона "О недрах", предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
В соответствии с требованиями законодательства в п.3 Условии проведения аукциона, утвержденных приказом Управления от 24.05.2011 N 82, указано, что технический проект должен быть подготовлен и утвержден в срок не позднее 8 месяцев после регистрации лицензии (абзац 4 п. 3.1.7), горный отвод в уточненных границах должен быть оформлен в двухмесячный срок после утверждения проектной документации на разработку месторождения (п. 3.1.6). При этом промышленная разработка месторождения должна осуществляться в соответствии с техническим проектом разработки месторождения (абзац 1 п. 3.1.7).
Таким образом, действующим законодательством и оспариваемым приказом Управления от 24.05.2011 N 82 предусматривается следующий порядок действий соискателя на получение лицензии:
- подача заявки на получение лицензии на пользование участками недр, содержащей в том числе информацию о месте нахождения испрашиваемого участка недр с указанием расстояния и направления до ближайшего населенного пункта, обозначенного на карте, информацию о собственниках (владельцах) земельного участка (п. 16 Приложения 1 к регламенту выдачи лицензий);
- подача заявки на участие в аукционе в установленные сроки, содержащей информацию о заявителе, его финансовом состоянии, технических и технологических возможностях;
- разработка технического проекта разработки месторождения, направление его на экспертизу;
- окончательное уточнение границ горного отвода;
- решение вопроса о предоставлении земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с использованием недр в установленных границах;
- промышленная разработка месторождения.
Учитывая вышеизложенное, следует признать, что оспариваемый Приказ соответствует требованиям Закона РФ от 21.02.1002 "О недрах", Закону Воронежской области от 20.12.2006 N 115-03 "О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области", а также Административному регламенту по предоставлению государственной услуги "Проведение аукционов на право разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения" (утв. приказом Управления от 08.07.2010 N 112).
При этом, права заявителя на стадии издания Приказа нарушены быть не могут, так акт указание географических границ носит приблизительный характер, и их точное определение происходит лишь на стадии разработки технического проекта разработки месторождения.
Указанное обстоятельство подтверждается Решением о внесении изменений и дополнений в лицензию на право пользованиями недрами ВРЖ 80056 ТР от 19.08.2011 и от 30.09.2011(л.д.110, 112).
Довод ООО СК "Белый колодец" о том, что Управление обязано было осуществить проверку сведений, содержащихся в заявке на предоставление лицензии на право пользования участком недр, в том числе сведений о законных пользователях и владельцах земельных участков, под которыми располагается участок недр, является несостоятельным, т.к. в нарушение требований ст.65 АПК РФ общество не привело норм права, согласно которым Управление должно было это сделать.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что приказ Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 24.05.2011 N 82, в части п.1.4, устанавливающего географические координаты угловых точек предварительных границ горного отвода, соответствует требованиям действующего законодательства, и не нарушает права и законные интересы ООО "Спортивный комплекс "Белый колодец", в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При названных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При обращении в суд с апелляционной жалобой ООО "Галина" была уплачена госпошлина в сумме 1000 руб.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционных жалоб, судебные расходы по делу, в порядке ст.110 АПК РФ, относятся на ООО Спортивный комплекс "Белый колодец".
Руководствуясь 266-268, частью 2 статьи 269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.12.2011 по делу N А14-8393/2011 отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований ООО Спортивный комплекс "Белый колодец" - отказать.
Взыскать с ООО Спортивный комплекс "Белый колодец" в пользу ООО "Галина" судебные расходы в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что приказ Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 24.05.2011 N 82, в части п.1.4, устанавливающего географические координаты угловых точек предварительных границ горного отвода, соответствует требованиям действующего законодательства, и не нарушает права и законные интересы ООО "Спортивный комплекс "Белый колодец", в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При названных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
...
Учитывая результаты рассмотрения апелляционных жалоб, судебные расходы по делу, в порядке ст.110 АПК РФ, относятся на ООО Спортивный комплекс "Белый колодец"."
Номер дела в первой инстанции: А14-8393/2011
Истец: ООО СК "Белый колодец", ООО Спортивный комплекс "Белый колодец"
Ответчик: Управление по экологии и природопользованию Воронежской области, Управление по экологии и природопользованию по ВО
Третье лицо: Администрация Хохольского муниципального района Воронежской области, ООО "Воронежгеология", ООО "Галина"