г. Красноярск |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А33-14201/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" апреля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от заявителя: (ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" - Туева С.П., представителя по доверенности от 08.12.2011 N 1827; (Красноярского краевого фонда жилищного строительства) - Бачурина Э.А., представителя по доверенности от 22.02.2012;
от антимонопольного органа: Капсудина Е.В., представителя по доверенности от 12.01.2012 N 22;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Красноярского краевого фонда жилищного строительства
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "30" декабря 2011 года по делу N А33-14201/2011, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
Красноярский краевой фонд жилищного строительства (ИНН 2466082757, ОГРН 1032402944848) (далее - Фонд), открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (ИНН 7729355614, ОГРН 102770262270) (далее - Агентство) обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965) (далее - Красноярский УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 31.05.2011 N 22-11-11, о взыскании государственной пошлины.
Определением арбитражного суда от 25.10.2011 дела N А33-14201/2011, N А33-14930/2011 объединены в дело А33-14201/2011.
Определениями Арбитражного суда Красноярского края от 20.09.2011 и от 26.10.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Аудит-центр", закрытое акционерное общество "Красноярское ипотечное агентство", общество с ограниченной ответственностью "Статус", индивидуальный предприниматель Шаробоев Максим Юрьевич, общество с ограниченной ответственностью "ИнвестОценкаАудит", общество с ограниченной ответственностью "АльянсОценка", индивидуальный предприниматель Макарова И.Н.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.12.2011 по делу N А33-14201/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Красноярский краевой фонд жилищного строительства обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:
- Фонд не является участником товарного рынка оказания услуг по оценке, поскольку не имеет в своем штате соответствующих специалистов и не осуществляет деятельность по оценке имущества;
- Фонд, приобретая закладные у первичных кредиторов, выступает в качестве покупателя закладной у первичных кредиторов для последующей продажи в Агентство;
- антимонопольным органом не проведен анализ конкуренции на товарном рынке поставки закладных в Красноярском крае и на рынке оказания услуг по оценке имущества;
- к моменту разрешения дела, вынесения решения и предписания антимонопольного органа соглашения между Фондом и ООО "Аудит-центр", ЗАО "Красноярское ипотечное агентство", ООО "Статус", индивидуальным предпринимателем Шаробоевым М.Ю. были расторгнуты, а, следовательно, антимонопольный орган должен был вынести решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- в отчет об оценке не приобщаются документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, занимающегося оценкой имущества - свидетельства ИНН, ОГРН, Устав и иные правоустанавливающие документы;
- вывод антимонопольного органа о формальности проведения процедуры проверки правоустанавливающих документов оценочных компаний не подтвержден материалами дела.
Антимонопольный орган представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представителем Красноярского краевого фонда жилищного строительства заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела письма от 14.12.2011 N ПС/46512 о согласовании проекта положения, в обоснование невозможности представления указанного документа в суд первой инстанции представитель пояснил, что копия указанного письма была получена после принятия решения судом. Кроме того, представителем Красноярского краевого фонда жилищного строительства заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, в качестве подтверждения невозможности представления письма от 14.12.2011 N ПС/46512 в суд первой инстанции: положения об аккредитации партнеров ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и его дочерних обществ; выдержки с сайта (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию - новости).
В удовлетворении заявленных Фондом ходатайств о приобщении к материалам дела указанных выше документов судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказано, поскольку, как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, письмо от 14.12.2011 N ПС/45612 представлялось суду первой инстанции для обозрения и не было приобщено к материалам дела, ходатайство в суде первой инстанции о приобщении к материалам дела указанного документа Фондом не заявлялось, а, следовательно, Фонд не обосновал причину невозможности представления данного документа в материалы дела при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Положение об аккредитации партнеров ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и его дочерних обществ, выдержка с сайта Агентства получены после вынесения обжалуемого решения, а потому не могут приниматься во внимание судом апелляционной инстанции при оценке обоснованности решения суда первой инстанции.
Красноярским краевым фондом жилищного строительства заявлено ходатайство об истребовании у Федеральной антимонопольной службы дополнительных доказательств: надлежащим образом заверенной копии письма Федеральной антимонопольной службы N ПС/45612 от 14.12.2011; надлежащим образом заверенной копии проекта Положения об аккредитации партнеров ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и его дочерних компаний, представленной на согласование в ФАС Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что суду первой инстанции ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" представляло для обозрения письмо ФАС России от 14.12.2011 N ПС/45612 о согласовании Положения об аккредитации партнеров ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и его дочерних компаний.
Из протокола судебного заседания от 23.12.2011 по делу N А33-14201/2011 следует, что представитель заявителя ходатайства об ознакомлении с представленным на обозрение суду письмом ФАС России от 14.12.2011 N ПС/45612, приобщении его к материалам дела в соответствии со статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявлял. Ходатайство об отложении судебного разбирательства, об объявлении перерыва в судебном заседании с целью ознакомления и приобщения копии указанного письма в материалы дела представителем заявителя не заявлялось. Ходатайство об истребовании указанных документов в суде первой инстанции Фондом также не заявлялось.
Таким образом, ходатайство об истребовании доказательств (надлежащим образом заверенной копии письма Федеральной антимонопольной службы N ПС/45612 от 14.12.2011; надлежащим образом заверенной копии проекта Положения об аккредитации партнеров ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и его дочерних компаний, представленной на согласование в ФАС Российской Федерации) удовлетворению не подлежит, о чем вынесено протокольное определение.
Представителем Красноярского краевого фонда жилищного строительства заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в его удовлетворении, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются, в том числе правила о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Представитель Красноярского краевого фонда жилищного строительства изложил доводы апелляционной жалобы и возражения на отзыв антимонопольного органа. Просит отменить решение суда первой инстанции.
Представитель антимонопольного органа изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил; поддержал доводы Красноярского краевого фонда жилищного строительства. Просит отменить решение суд первой инстанции.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем публичного опубликования определения от 21.03.2012 об отложении рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Приказом Красноярского УФАС России N 744 от 08.10.2010 "О проведении внеплановой выездной проверки" возбуждено дело N 2-11-11 по признакам нарушения пунктов 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Основанием для возбуждения указанного дела явилось рассмотрение Красноярским УФАС России обращений ООО "ИнвестОценкаАудит", индивидуального предпринимателя Макарова И.Н (исх. 20.09.2010, вх. N 13272 от 23.09.2010) о нарушении антимонопольного законодательства.
Из материалов антимонопольного дела следует, что 20.01.2009 в адрес Фонда для аккредитации в качестве оценщика обратилось ООО "ИнвестОценкаАудит". 01.02.2010 Фонд уведомил ООО "ИнвестОценкаАудит" о том, что Фонд сотрудничает с достаточным количеством оценочным компаний, необходимых для осуществления деятельности в рамках реализации федеральной программы ипотечного кредитования. Увеличение списка партнеров по оценке объектов недвижимого имущества в настоящее время не актуально, а также сообщил, что Фонд не осуществляет аккредитацию оценочных компаний, работает с оценочными компаниями, аккредитованными в Агентстве, аккредитацию можно получить у Агентства в случае заинтересованности последнего в сотрудничестве.
В марте 2010 года в адрес Фонда для аккредитации в качестве оценщика обратилось ООО "Альянс-Оценка". На названное обращение Фонд сообщил ООО "Альянс-Оценка" о том, что Фонд сотрудничает с достаточным количеством оценочных компаний, необходимых для осуществления деятельности в рамках реализации федеральной программы ипотечного жилищного кредитования. Увеличение списка партнеров по оценке объектов недвижимого имущества в настоящее время не актуально, аккредитацию можно получить у Агентства в случае заинтересованности последнего в сотрудничестве.
Согласно представленной ООО "Альянс-Оценка" в антимонопольный орган информации (б/н от 05.04.2011, вх. N 5321 от 05.04.2011) в период 2010-2011 годы в адрес ООО "Альянс-Оценка" неоднократно обращались агентства недвижимости: ООО "Акрополь", ООО "Берегиня", ООО "Регион", ООО "Гранта" с предложением провести оценку квартир, приобретаемых клиентами данных агентств недвижимости по программам Агентства. На все обращения ООО "Альянс-Оценка" отвечало отказом по причине того, что Фондом не принимаются отчеты неаккредитованных при Агентстве оценочных компаний. На самостоятельные обращения агентства недвижимости в Фонд о возможности предоставления отчета, изготовленного ООО "Альянс-Оценка", сотрудниками Фонда разъяснялось, что Фонд работает только с аккредитованными оценщиками Агентства, список которых приведен на официальном сайте Агентства.
08.09.2010 в адрес Фонда для аккредитации в качестве оценщика обратилось ЗАО "Красноярский исследовательский центр". На названное обращение Фонд сообщил ЗАО "Красноярский исследовательский центр" о том, что Фонд сотрудничает с достаточным количеством оценочных компаний, необходимых для осуществления деятельности в рамках реализации федеральной программы ипотечного жилищного кредитования. Увеличение списка партнеров по оценке объектов недвижимого имущества в настоящее время не актуально, аккредитацию можно получить у Агентства в случае заинтересованности последнего в сотрудничестве.
Согласно списку в рамках федеральной программы ипотечного жилищного кредитования с Фондом работают следующие оценочные компании, аккредитованные Агентством на территории Красноярского края: ООО "Аудит-центр", ЗАО Красноярское ипотечное агентство", ООО "Статус", индивидуальный предприниматель Шаробаев М.Ю.
Решением Красноярского УФАС России от 31.05.2011 N 22-11-11 Красноярский краевой фонд жилищного строительства, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", ООО "Статус", предприниматель Шаробаев М.Ю., ЗАО "Красноярское ипотечное агентство" признаны виновными в нарушении пунктов 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона от 01.03.2011 N 22-ФЗ) (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании решения от 31.05.2011 антимонопольным органом Красноярскому краевому фонду жилищного строительства и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" выдано предписание от 31.05.2011 N 22-11-11. Указанным предписанием Фонду и Агентству предписано: исключить прием отчетов об оценке имущества, являющихся предметом ипотеки, изготовленных только согласованными открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" оценочными организациями; принимать отчеты об оценке имущества, являющегося предметом ипотеки, изготовленные оценочными организациями, отвечающими требования действующего законодательства Российской Федерации (Федерального закона от 11.11.2003 N1520-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"), предъявляемым к последним.
Красноярский краевой фонд жилищного строительства, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", не согласившись с решением и предписанием Красноярского УФАС России от 31.05.2011 N 22-11-11, обратились в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующими заявлениями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Суд апелляционной инстанции, проверив полномочия должностных лиц антимонопольного органа на вынесение оспариваемых решения и предписания, установил, что указанные акты вынесены уполномоченным лицом в пределах представленной законом компетенции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности вынесенного антимонопольным органом решения от 31.05.2011 по делу N 22-11-11 и выданного на его основе предписания от 31.05.2011 N 22-11-11, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции названный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимаются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Из содержания оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что Фонду и Агентству вменяется нарушение пунктов 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Закон о защите конкуренции.
В силу пунктов 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести, в том числе к: разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
При этом пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Статьей 8 Закона о защите конкуренции определено, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; 2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Антимонопольным органом в оспариваемом по делу решении нарушением пунктов 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаны достигнутые между Фондом, Агентством и оценочными компаниями, аккредитованными Агентством, соглашения, которые могут привести к экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными покупателями при том, что такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также к созданию препятствий к доступу на товарный рынок услуг по оценке имущества, являющегося предметом ипотеки.
Как следует из материалов дела, Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной администрацией Красноярского края, созданной в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае. Фонд является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава (новая редакция), утвержденного постановлением N 10-П от 13.01.2000 Администрацией Красноярского края. Главной целью Фонда является проведение инвестиционной политики, стимулирующей развитие в Красноярском крае жилищного строительства. Основными задачами Фонда являются: концентрация финансовых средств и прочих ресурсов, предназначенных для жилищного строительства, за счет различных источников; финансирование научно-технических разработок в области строительства; разработка и реализация программ, направленных на улучшение жилищных условий жителей края; развитие жилищного строительства на основе механизмов ипотечного кредитования; выдача займов, в том числе ипотечных; рефинансирование (покупка/продажа) закладных; развитие конкуренции в сфере жилищного строительства; разработка и реализация социально-экономических программ и мероприятий; участие в строительстве объектов социально-культурной инфраструктуры на территории края; организация и проведение выставок, ярмарок. Фонд оказывает следующие услуги: консультация по программам ипотечного кредитования, консультация по социальным краевым программам по улучшению жилищных условий граждан (администрированием которых занимается Фонд), прием и рассмотрение документов на оформление ипотечного кредита (займа), андеррайтинг заемщика, андеррайтинг жилого помещения (предмета ипотеки), подготовка и оформление документов к ипотечной сделке, выдача ипотечных займов, информационное сопровождение клиента, контроль за деятельностью всех участников ипотечной сделки, проверка документов после государственной регистрации права собственности и ипотеки.
В рамках реализации уставных задач, между Фондом и Агентством заключены: соглашение о взаимодействии по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования N 52/рс-24-03 от 28 октября 2003 года (далее - Соглашение N 52/рс-24-03), соглашение о сотрудничестве с Региональным оператором N46 ОС-24-03 от 16 декабря 2003 (далее - Соглашение N46 ОС-24-03), соглашение о сотрудничестве с поставщиком NДИ-00095 от 19.09.2008 (далее - Соглашение NДИ-00095); соглашение о сотрудничестве с поставщиком от 30.10.2008 N11-08/640-ф (далее - Соглашение N11-08/640-ф); договор от 01.12.2004 N06-04/344 (далее - Договор N06-04/344); договор оказания услуг от 08.12.2004; договор оказания услуг от 28.09.2009 N07-09/855; договор оказания услуг от 22.10.2009 N07-09/976.
Агентство создано на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 N 1010 в целях реализации федеральной целевой программы "Свой дом" и привлечения внебюджетных финансовых средств для предоставления населению долгосрочных ипотечных кредитов на улучшение жилищных условий. В соответствии с Уставом, утвержденным решением внеочередного общего собрания акционеров Агентства (единственный акционер - Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом), распоряжением Агентства N 662-р от 26.03.2007 основной целью деятельности Агентства является формирование системы рефинансирования долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, разработка и внедрение стандартизации на различных уровнях и в различных сегментах ипотечного рынка, создание его инфраструктуры и стимулирования его роста и распространения во всех регионах России. В целях решения уставных задач Агентство осуществляет деятельность по приобретению и реализации прав требования по обязательствам, обеспеченным ипотекой жилых помещений.
Официальными партнерами Агентства, находящимися в Красноярском крае, являются: Региональный оператор - Фонд; сервисные агенты: открытое акционерное общество "Енисейский объединенный банк", общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Стромкомбанк", поставщики: ООО "Стромкомбанк", Кредитный потребительский кооператив граждан "Региональный ипотечный сберегательный союз" до 01.01.2011, Фонд; агенты по взысканию - Фонд.
Согласно пункту 1 Соглашения N 52/рс-24-03 предметом соглашения является взаимодействие сторон в развитии системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования на территории Красноярского края по следующим направлениям: становление системы ипотечного кредитования с учетом стандартов и процедур предоставления и обслуживания долгосрочных ипотечных кредитов (займов), утверждаемых Агентством, создание сторонами единой информационной системы, включающей соответствующие экономические, социальные и статистические данные, необходимые для выполнения условий соглашения, в том числе о спросе и предложениях на жилые помещения.
Подпунктом 2.2 пункта 2 Соглашения N 52/рс-24-03 предусмотрено, что Фонд принимает на себя следующие обязательства: 1) совместно с Советом администрации Красноярского края и Агентством создать единую информационную систему, необходимую для разработки и реализации ипотечного кредитования, и обеспечивать её обновление на регулярной основе, 2) осуществлять мониторинг за общим состоянием рынка жилья и факторами риска, включая экономические показатели, миграционные процессы населения, изменение социальной обстановки, а также другие показатели и процессы, на рынок жилья в Красноярском крае, 3) разработать и организовать систему кратко- и долгосрочного прогнозирования ситуации на рынке жилья в крае, 4) регулярно обмениваться с Агентством информацией, 5) принимать меры по внедрению необходимых для развития системы ипотечного кредитования стандартов и методических рекомендаций, разрабатываемых Агентством, 6) в случае задержки поступления очередного ежемесячного платежа по закладным, преданным Агентству, утраты или повреждения объекта ипотеки либо наступления иных событий, способных повлиять на надлежащее исполнение заемщиком своих обязательств (далее - дефолт закладной) обеспечивать, в том числе за счет собственных средств, ежемесячные аннуитетные платежи в течение 6 (шести) месяцев с даты наступления дефолта закладной, 7) по требованию Агентства осуществлять в течение 15 дней с даты получения от Агентства "Требования об обратном приобретении закладных" замену или обратное приобретение переданных Агентства дефолтных закладных, Региональный оператор вправе в любое время, в том числе в течение 6 месяцев, обратиться к Агентству с требованием о продаже дефолтной закладной, 8) конкретный порядок взаимодействия Агентства и Фонда определяется отдельным соглашением, заключаемым в рамках Соглашения N 52/рс-24-03.
Агентство, в соответствии с подпунктами 2.3 пункта 2 Соглашения N 52/рс-24-03, принимает на себя следующие обязательства: 1) выработать стандарты, процедуры и требования, предъявляемые к различным участникам процесса ипотечного кредитования, 2) содействовать разработке и формированию нормативно - правовой базы, способствующей становлению и развитию системы ипотечного кредитования на территории Красноярского края, 3) при заключении договоров (соглашений) в сфере ипотечного кредитования между Агентством, Фондом участниками региональной ипотечной программы и Советом администрации Красноярского края предоставить через Фонд участникам региональной программы разработанные Агентством необходимые инструктивные и методические материалы, отражающие стандарты, процедуры и требования, предъявляемые ко всему процессу ипотечного кредитования, 4) при условии соблюдения Соглашения N 52/рс-24-03, требований и стандартов Агентства осуществлять на постоянной основе рефинансирование Фонда путем приобретения прав по удостоверяемым закладными денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой жилого помещения, в объеме, определяемом договором купли-продажи закладных, заключаемом между Агентством и Фондом, 5) обеспечить организацию обучения персонала Фонда и других участников региональной ипотечной программы по программе ипотечного кредитования.
В соответствии с Соглашением N 46 ОС-24-03 Фонд и Агентство осуществляют долгосрочное сотрудничество в целях создания и развития рынка долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, включая ипотечные кредиты (займы), на территории, входящей в состав субъекта Российской Федерации - города Красноярска с использованием, в том числе, предоставленной законодательством Российской Федерации возможности удостоверения закладной прав её законного владельца на получение исполнения по обеспеченному ипотекой денежному обязательству и право залога на жилое помещение, обремененное ипотекой.
Соглашение N 46 ОС-24-03 предусматривает меры по осуществлению совместных действий Агентства и Фонда по: внедрению надежных стандартов и процедур предоставления и обслуживания ипотечных кредитов; привлечению долгосрочных финансовых ресурсов в жилищную сферу, в том числе через механизм вторичного рынка ипотечных кредитов.
Порядок взаимодействия Фонда и Агентства при осуществлении купли - продажи закладных, поставляемых Фондом и приобретаемых Агентством, с параметрами, соответствующими: 1) стандартам Агентства, действующим на дату заключения конкретного договора купли-продажи закладных с отсрочкой поставки; 2) специальным условиям рефинансирования, определяемым при заключении конкретной сделки купли-продажи закладных, а также порядок обратной передачи закладных от Агентства к Фонду в случае выявления событий, указанных в стандартах Агентства, определен Соглашением N ДИ-00095.
В соответствии с подпунктом 3.1.2 пункта 3 Соглашения N ДИ-00095 при подготовке к заключению договора поставки Фонд обязан предоставить Агентству информацию путем направления в адрес Агентства письменного уведомления о регионах, в которых он планирует осуществлять деятельность в рамках Соглашения N ДИ-00095, о партнерах, требующих обязательного согласования с Агентством в соответствии со стандартами Агентства, в конкретном регионе которых он планирует включить в свою инфраструктуру в целях дальнейшего сотрудничества в рамках вышеназванного соглашения.
Подпунктом 3.3 пункта 3 Соглашения N ДИ-00095 предусмотрено, что Агентство обязано согласовывать список регионов и партнеров Фонда и изменения к нему путем подписания уведомления, либо направлять Фонду мотивированный отказ в согласовании такого списка. Согласно п.п. 5.9.1 Соглашения N ДИ-00095 Фонд обязан не позднее, чем в третий рабочий день до запланированной в текущем графике даты поставки, направить в Агентство одновременно следующие документы: а) предложение о приобретении закладных с одновременным присоединением сканированного подписанного документа; б) информацию по кредитному делу по каждому делу; в) копии документов из кредитных дел по закладным; в) копии сканированных заключений аккредитованных Агентством экспертов о соответствии закладных требованиям стандартов и законодательству Российской Федерации. Агентство вправе ввести обязательное наличие заключения эксперта на момент предложения к рефинансированию, указав это как специальное условие рефинансирования в договоре поставки.
Приложением N 6 к Соглашению N ДИ-00095 определен перечень документов по выкупаемым Агентством закладным, передаваемых Фондом в депозитарий, в который в частности входит оригинал отчета об оценке рыночной стоимости предмета ипотеки, составленного независимым оценщиком.
В соответствии со Стандартами процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов), введенными в действие приказом Генерального директора Агентства N 41-од от 18.04.2008, с учетом внесенных изменений (далее - Стандарты), под оценщиком понимается физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, осуществляющее оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, либо на основании трудового договора, заключенного с юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и застраховавшее свою ответственность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и Стандартов, а под оценочной компанией - юридическое лицо, соответствующее условиям, установленным законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности Стандартов, и оказывающее услуги по оценке недвижимого имущества.
Пунктом 2.9 Стандартов установлено, что оценщики подлежат обязательному согласованию с Агентством в установленном порядке. Общими обязательными требованиями к оценщику являются: членство в саморегулируемой организации оценщиков, включенной в единый государственный реестр, подтверждаемое свидетельством; наличие полиса (договора) добровольного страхования гражданской ответственности оценщика; лимит минимальной суммы покрытия (ответственности) по одному страховому случаю - не менее 3 000 000 (три миллиона) рублей; отсутствие франшизы в полисе (договоре) страхования гражданской ответственности оценщика; опыт проведения оценки объектов жилой недвижимости и земельных участков не менее шести месяцев. Наличие государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным требованием к оценщику, осуществляющему оценочную деятельность самостоятельно.
Подпунктом 2.9.4 Стандартов предусмотрено, что обязательными требованиями к оценочной компании являются: наличие в штате не менее двух оценщиков; наличие полиса (договора) добровольного страхования гражданской ответственности оценочной компании; лимит минимальной суммы покрытия (ответственности) по одному страховому случаю - не менее 3 000 000 рублей; отсутствие франшизы в полисе (договоре) страхования гражданской ответственности оценочной компании; осуществление деятельности в сфере оценки объектов жилой недвижимости и земельных участков не менее двух лет.
Согласно пункту 3.13 Стандартов стоимость предмета ипотеки подтверждается отчетом об оценке недвижимого имущества, удовлетворяющим следующим условиям: отчет об оценке составлен в соответствии с требованиями, установленными настоящими Стандартами; отчет об оценке составлен оценщиками, из числа указанных в списке согласованных оценщиков на сайте Агентства на дату составления отчета об оценке; отчет об оценке подтверждает величину рыночной стоимости недвижимого имущества, обременяемого (обремененного) ипотекой, и содержит эти сведения на дату по состоянию не ранее, чем за шесть месяцев от даты проведения оценки до даты выдачи закладной первоначальному залогодержателю органом, осуществившим государственную регистрацию прав.
Стоимость предмета ипотеки должна подтверждаться отчетом об оценке, произведенной оценщиком. Оценщик, отчет об оценке и порядок оценки предмета ипотеки должен соответствовать требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и Стандартов (пункт 5.12 Стандартов).
Как следует из материалов дела, 20.01.2009 в адрес Фонда для аккредитации в качестве оценщика обратилось ООО "ИнвестОценкаАудит" (исх. N 209-АК).
01.02.2010 Фонд сообщил ООО "ИнвестОценкаАудит" о том, что он сотрудничает с достаточным количеством оценочных компаний, необходимых для осуществления деятельности в рамках реализации федеральной программы ипотечного кредитования. Увеличение списка партнеров по оценке объектов недвижимого имущества в настоящее время не актуально, а также сообщил, что Фонд не осуществляет аккредитацию оценочных компаний, а работает с оценочными компаниями, аккредитованными в Агентстве и, что аккредитацию в Агентстве можно получить через официального партнера - Агентство в Красноярском крае, в случае заинтересованности последнего в сотрудничестве.
В марте 2010 года в адрес Фонда для аккредитации в качестве оценщика обратилось ООО "Альянс-Оценка". На названное обращение Фонд сообщил (исх. N 1029 от 14.04.2010), что последний сотрудничает с достаточным количеством оценочных компаний, необходимых для осуществления деятельности в рамках реализации федеральной программы ипотечного жилищного кредитования. Увеличение списка партнеров по оценке объектов недвижимого имущества в настоящее время не актуально и, что аккредитацию в Агентстве можно получить через официального партнера - Агентство в Красноярском крае, в случае заинтересованности последнего в сотрудничестве.
Из представленной ООО "Альянс-Оценка" в антимонопольный орган информации (б/н от 05.04.2011, вх. N 5321 от 05.04.2011) следует, что в период 2010-2011 годы в адрес ООО "Альянс-оценка" неоднократно обращались агентства недвижимости: ООО "Акрополь", ООО "Берегиня", ООО "Регион", ООО "Гранта" с предложением провести оценку квартир, приобретаемых клиентами вышеназванных агентств недвижимости по программам Агентства. На все обращение ООО "Альянс-оценка" отвечало вынужденным отказом по причине того, что Фондом не принимаются отчеты неаккредитованных при Агентстве оценочных компаний. На самостоятельные обращения агентств недвижимости в Фонд о возможности предоставления отчета, изготовленного ООО "Альянс-оценка", сотрудниками Фонда разъяснялось, что последний работает только с аккредитованными оценщиками Агентства, список которых приведен на официальном сайте Агентства.
08.09.2010 в адрес Фонда для аккредитации в качестве оценщика обратилось ЗАО "Красноярский исследовательский центр". Рассмотрев обращение о сотрудничестве, Фонд сообщил (исх. N 2450) ЗАО "Красноярский исследовательский центр", что в настоящее время сотрудничает с достаточным количеством оценочных компаний, необходимых для осуществления деятельности в рамках реализации федеральной программы ипотечного жилищного кредитования. Увеличение списка партнеров по оценке объектов недвижимого имущества в настоящее время не актуально и, что аккредитацию в Агентстве можно получить через официального партнера Агентство, в случае заинтересованности последнего в сотрудничестве.
Согласно списку в рамках реализации федеральной программы ипотечного жилищного кредитования с Фондом работают следующие оценочные компании, аккредитованные Агентством на территории Красноярского края: ООО "Аудит - центр" (г.Красноярск), ЗАО "Красноярское ипотечное агентство" (г.Красноярск), ООО "Статус" (г. Назарово) и индивидуальный предприниматель Шаробаев М.Ю. (г.Лесосибирск) (том 2 л.д. 204).
01.06.2009 между Фондом и ООО "Аудит-центр" заключено соглашение о сотрудничестве с оценочными компаниями (далее - Соглашение N 1 от 01.06.2009), в соответствии с которым общество обеспечивает проведение оценки стоимости имущества, предоставляемого в обеспечение ипотечных кредитов, с привлечением оценщиков, рекомендованных ООО "Аудит-центр" для работы по программе Агентства и Регионального оператора (Фонда). Пунктами 5.1-5.3 Соглашения N 1 от 01.06.2009 предусмотрено, что соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами действует в течение одного года, если в течение 30 (тридцати) дней до истечения срока действия соглашения ни одна из сторон не уведомит другую о прекращении его действия, соглашение считается автоматически продленным на тот же срок на прежних условиях, а также, что каждая из сторон вправе досрочно прекратить исполнение обязанностей по соглашению, письменно уведомив об этом контрагентов не менее чем за 30 дней до предполагаемого момента прекращения исполнения обязательств по соглашению.
29.06.2006 Агентство сообщило (исх. N 4209-НС) Фонду о том, что ООО "Статус" согласовано Агентством в качестве оценщика Регионального оператора - Фонда для участия в программе Агентства по долгосрочному ипотечному жилищному кредитованию.
01.06.2009 между Фондом и ООО "Статус" заключено соглашение о сотрудничестве с оценочными компаниями (далее - Соглашение N 2 от 01.06.2009), в соответствии с которым общество обеспечивает проведение оценки стоимости имущества, предоставляемого в обеспечение ипотечных кредитов, с привлечением оценщиков, рекомендованных ООО "Статус" для работы по программе Агентства и Регионального оператора (Фонда). Пунктами 5.1-5.3 Соглашения N 2 от 01.06.2009 предусмотрено, что последнее вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение одного года, если в течение 30 (тридцати) дней до истечения срока действия соглашения ни одна из сторон не уведомит другую о прекращении его действия, соглашение считается автоматически продленным на тот же срок на прежних условиях, а также, что каждая из сторон вправе досрочно прекратить исполнение обязанностей по соглашению, письменно уведомив об этом контрагентов не менее чем за 30 дней до предполагаемого момента прекращения исполнения обязательств по соглашению.
24.0.2007 Агентство сообщило (исх. N 16726-ЛВ) Фонду о том, что предприниматель Шаробаев М.Ю., на основании обращения Фонда (исх. N 1126 от 03.09.2007) согласован Агентством в качестве оценщика Регионального оператора - Фонда для участия в программе Агентства по долгосрочному ипотечному жилищному кредитованию.
Таким образом, из материалов дела (писем N 231 от 01.02.2010, N1029 от 14.04.2010, N 3424 от 13.12.2010, от 30.09.2010 N 2681, от 24.10.2007 N 16726-ЛВ, от 03.09.2007 N 1126, от 07.12.2007 N 20298-ЛВ, от 02.07.2009 N 16015-СД, от 13.05.2009 N 1179 (том 2 л.д. 20-24, 26, 27, 237, 238), Соглашений, Стандартов) следует, что производить оценку недвижимого имущества в рамках осуществления Фондом деятельности по реализации федеральной программы ипотечного кредитования могут только юридические лица, аккредитованные Агентством.
Перечень оценочных компаний, прошедших аккредитацию Агентством, является ограниченным (только оценочные компании, с которыми Фонд заключил соглашение о сотрудничестве).
Следовательно, заемщик (физическое лицо), участвующий в федеральной программе ипотечного кредитования, может осуществить оценку недвижимого имущества только в оценочных компаниях, с которыми у Фонда заключено соглашение о сотрудничестве.
В соответствии частью 2 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" требования по обеспеченным ипотекой обязательствам могут входить в состав ипотечного покрытия только в случае их соответствия, в частности, условию о том, что основная сумма долга по обеспеченному ипотекой обязательству по каждому договору или закладной не должна превышать семидесяти процентов определенной независимым оценщиком рыночной стоимости (денежной оценки) недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
В соответствии со статьей 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики). Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 9 Закона об оценочной деятельности основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных в статье 5 настоящего Федерального закона объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.
В соответствии со статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, выдача займов, в том числе ипотечных, которые выдает в частности Фонд, возможно только после определения независимым оценщиком рыночной стоимости (денежной оценки) недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки.
Согласно статье 15 Закона об оценочной деятельности" оценщик обязан: быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков; соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является; соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией оценщиков (далее - правила деловой и профессиональной этики), членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой организацией оценщиков; сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки; обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки; представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков; представлять саморегулируемой организации оценщиков информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, в том числе информацию о соответствии такого юридического лица условиям, установленным статьей 15.1 Закона об оценочной деятельности, а также сведения о любых изменениях этой информации; представлять по требованию заказчика страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию; по требованию заказчика предоставлять заверенную саморегулируемой организацией оценщиков выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является.
Статьей 15.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано иметь в штате не менее двух лиц, соответствующих требованиям части второй статьи 24 указанного Федерального закона; обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки; сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки; предоставлять по требованию заказчика договор обязательного страхования ответственности оценщика, заключенный в соответствии со статьей 24.7 указанного Федерального закона; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; предоставлять саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, для проведения контроля за осуществлением им оценочной деятельности доступ к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну юридического лица или заказчика, либо иной конфиденциальной информации; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию.
Согласно статье 18 Закона об оценочной деятельности государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности в части разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков - в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации оценщиков оценочной деятельности осуществляется этими организациями.
Из изложенного выше следует, что оценочную деятельность могут осуществлять любые хозяйствующие субъекты, соответствующие требованиям Закона об оценочной деятельности.
Таким образом, установленные Стандартами правила о необходимости аккредитации оценочных компаний Агентством, свидетельствуют о том, что оценочные компании, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом об оценочной деятельности, не прошедшие аккредитацию Агентством, не могут быть участниками товарного рынка оказания услуг оценки имущества, являющегося предметом ипотеки.
Суд апелляционной инстанции считает, что действия Фонда и Агентства направленные на заключение вышеназванных договоров (соглашений), являются согласованными и имеют своим результатом ограничение конкуренции на рынке оказания услуг оценки недвижимого имущества, поскольку оценочные компании, не прошедшие аккредитацию Агентством и не заключившие соответствующие соглашения о сотрудничестве с Фондом, отстранены от участия в оценке недвижимого имущества. Данные действия предоставляют преимущественное положение ограниченному кругу (выбранному Фондом и Агентством) участников рынка оказания услуг оценки недвижимого имущества.
При названных обстоятельствах антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что достигнутые между Агентством, Фондом и оценочными компаниями: ООО "Аудит - центр", ЗАО "Красноярское ипотечное агентство", ООО "Статус" и предпринимателем Шаробаевым М.Ю. соглашения могут привести к экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными покупателем при том, что такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также к созданию препятствий доступу на товарный рынок оказания услуг по оценке имущества, являющегося предметом ипотеки и разделу вышеназванного рынка по составу продавцов.
Довод Фонда о том, что он не является участником товарного рынка оказания услуг по оценке, поскольку не имеет в своем штате соответствующих специалистов и не осуществляет деятельность по оценке имущества, не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание, так как не влияет на правомерность выводов суда первой инстанции и антимонопольного органа о неправомерном заключении соглашений между Фондом, Агентством и оценочными компаниями, аккредитованными Агентством, которые привели к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами на рынке оказания услуг оценки недвижимого имущества.
Довод Фонда о том, что антимонопольным органом не проведен анализ конкуренции на товарном рынке поставки закладных в Красноярском крае и на рынке оказания услуг по оценке имущества, подлежит отклонению.
Согласно пункту 1.4 Приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 1.2 и 3 статьи 11, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, непроведение антимонопольным органом анализа состояния конкуренции на товарном рынке поставки закладных в Красноярском крае и на рынке оказания услуг по оценке имущества не является нарушением требований действующего законодательства.
Довод Фонда о том, что вывод антимонопольного органа о формальности проведения процедуры проверки правоустанавливающих документов оценочных компаний, не подтвержден материалами дела, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Фонд и Агентство сотрудничали с какими-либо иными оценочными компаниями, неаккредитованными Агентством, которые могли провести либо проводили оценку недвижимого имущества и их отчет был принят во внимание Фондом.
Довод Фонда о том, что к моменту разрешения дела, вынесения решения и предписания антимонопольного органа соглашения между Фондом и ООО "Аудит-центр", ЗАО "Красноярское ипотечное агентство", ООО "Статус", индивидуальным предпринимателем Шаробоевым М.Ю. было расторгнуты, а, следовательно, антимонопольный орган должен был вынести решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку Фондом и Агентством такие доказательства в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемые ненормативные правовые акты Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - решение и предписание от 31.05.2011 по делу N 22-11-11 не противоречат закону, не нарушают прав и законных интересов заявителей.
Следовательно, решение суда первой инстанции от 30 декабря 2011 года об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" декабря 2011 года по делу N А33-14201/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 18 Закона об оценочной деятельности государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности в части разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков - в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации оценщиков оценочной деятельности осуществляется этими организациями.
Из изложенного выше следует, что оценочную деятельность могут осуществлять любые хозяйствующие субъекты, соответствующие требованиям Закона об оценочной деятельности.
Таким образом, установленные Стандартами правила о необходимости аккредитации оценочных компаний Агентством, свидетельствуют о том, что оценочные компании, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом об оценочной деятельности, не прошедшие аккредитацию Агентством, не могут быть участниками товарного рынка оказания услуг оценки имущества, являющегося предметом ипотеки.
...
Согласно пункту 1.4 Приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 1.2 и 3 статьи 11, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции."
Номер дела в первой инстанции: А33-14201/2011
Истец: Красноярский краевой фонд жилищного строительства, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"
Ответчик: Красноярское УФАС России, УФАС по Красноярскому краю
Третье лицо: ЗАО "Красноярское ипотечное агентство", индивидуальным предприниматель Макаров И. Н., ИП Макарова И. Н., ИП Шаробаев М. Ю., ООО "АльянсОценка", ООО "Аудит-центр", ООО "ИнвестОценкаАудит", ООО "Статус"