Интернет как фактор прогресса
Хорошо известно, что представить себе современную жизнь без Интернета практически невозможно. Естественно, что в этих условиях все более и более важную роль приобретают фирмы, оказывающие услуги по подключению к Интернету, - провайдеры.
За последние несколько лет информационные технологии сделали большой шаг вперед, и число наших соотечественников, имеющих доступ к ресурсам Всемирной паутины, неуклонно растет. Параллельно с этим увеличивается и количество компаний, работающих в этой динамичной области рынка.
Первая из организаций, с представителями которых нам удалось пообщаться, - это компания IPNet, работающая в такой наукоемкой сфере как спутниковые телекоммуникационные технологии. Вторая - "Центральный телеграф", на сегодняшний день ставший, помимо основного своего профиля, также и крупным региональным провайдером. Наконец, нашими собеседниками стали и сотрудники фирмы "Дартел", которая находится в Мордовии.
Связь для всей России
Компания IPNet начала свою работу с 2000 года. Одна из главных особенностей ее деятельности заключается в том, что она предоставляет не только провайдерские, но и другие телекоммуникационные услуги - например, телефонию, что очень актуально для нашей огромной страны. Сейчас фирма имеет статус федерального оператора спутниковой связи VSAT. Специфика предоставляемых ею услуг спутниковой связи крайне привлекательна как для крупных абонентов, так и для частных лиц. Причиной тому являются небольшие размеры оборудования, доступная цена и надежная связь на всей территории России. Нашим собеседником стал коммерческий директор компании Виктор Петрович Мищенко. По его собственным словам, он пришел в эту организацию в 2005 году, тогда доходы IPNet составляли всего лишь порядка 3 тыс. долларов в месяц. Сейчас эта цифра увеличилась до полумиллиона долларов. Компания динамично развивается, у нее молодой руководитель и молодой коллектив.
- Виктор Петрович, скажите, как вашей компании удалось стать лидером спутниковых технологий VSAT в России?
- Компания "Айпинэт" появилась в те времена, когда телекоммуникационная структура России только осваивалась. Прежде всего мы стали формировать свою техническую базу. Первые 4 года строился собственный центр управления связью в Научном парке МГУ, оформлялись лицензии на оказание услуг связи, заключался договор с компанией "Газком" на использование ресурсов спутника "Ямал". После проведения такой большой подготовительной работы в 2004-2005 годах компания вступила на рынок услуг спутниковой связи. Благодаря особенностям технологии спутниковой связи мы быстро нашли своих крупных клиентов в нефтегазовом бизнесе, в банковском деле, в розничной торговле.
С научными институтами России и, в первую очередь, с МГУ нас связывают чисто хозяйственные отношения, так как наш центр связи находится на территории Научного парка на Ленинских горах. Университету престижно располагать на своей территории высокотехнологичные и наукоемкие предприятия, такие как наше.
- Как подсчитывается прибыль ваших услуг?
- Все наши операции по подсчету прибыли проходят через отчетность в три этапа, в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Во-первых, составляется бухгалтерская отчетность, которая дает общую картину деятельности компании за прошедший месяц, квартал, год. Во-вторых, на ее основе делается управленческая отчетность. Она подразумевает более детальное раскрытие себестоимости по различным статьям деятельности компании.
По словам нашего собеседника, бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с российскими стандартами отчетности. Параллельно с ним производится ежеквартальная компиляция согласно МСФО (Международным стандартам финансовой отчетности).
Отношения, складывающиеся с налоговой инспекцией, Виктор Петрович считает вполне рабочими. Компания сдает отчетность в ФНС по городу Москве. С другой стороны, некоторые ФНС, например, в Чите и Иркутске, являются клиентами IPNet в области предоставления услуг спутниковой связи. Впрочем, на сдаче бухгалтерской отчетности это никак не отражается.
- А что вы можете сказать о применении систем автоматизации бухгалтерской отчетности в вашей компании?
- В полном объеме наша отчетность будет сдаваться только по Интернету примерно через месяц, и для такой задержки были определенные причины. Во-первых, мы понимаем, что все новые программные продукты на первом этапе являются "сырыми". Во-вторых, нужно понаблюдать, как они зарекомендуют себя на мировом рынке, и только тогда можно начать их использовать. Ведь какие-либо ошибки в отчетности могут повлечь финансовые потери: штрафы, пени и тому подобное. И если данный комплекс понесет какой-либо "сбой", то нам грозят крупные дополнительные затраты. Но сейчас вся система отчетности через Интернет нами полностью отработана.
Виктор Петрович считает, что услуги спутниковой связи просто необходимы нашей стране, ведь спутник сегодня обслуживает те регионы России, где вообще нет связи. Недавно компания произвела установку оборудования для школ в Ростове-на-Дону в рамках национальной программы "Образование".
На "Центральном телеграфе"
Другим объектом нашего внимания стал "Центральный телеграф". Эта организация вызывает повышенный интерес потому, что будучи одной из старейших компаний, оказывающих услуги связи, она сумела оперативно приспособиться к современным условиям и выйти на рынок услуг, связанных с предоставлением доступа к Интернету. С 2004 года совместно с дочерней компанией ЗАО "Центел" "Центральный Телеграф" осуществляет строительство на территории Московского региона Единой Мультисервисной Сети, на базе которой предоставляет жителям Москвы и Подмосковья пакет современных телекоммуникационных сервисов под брендом QWERTY.
Нам удалось поговорить с заместителем главного бухгалтера ОАО "Центральный Телеграф" Малютиной Ольгой Сергеевной. В эту фирму она пришла примерно год назад, но, уже имея опыт работы бухгалтером, сумела разобраться со спецификой деятельности без особого труда. Она рассказала нам, что ей нравится коллектив организации в целом и бухгалтерии в частности. По ее словам, компании удается сохранять свои позиции в бизнесе благодаря контролю качества и подходу, ориентированному на клиента, ведь на сегодняшний день в условиях жесткой конкуренции иначе нельзя.
- А в чем секрет ваших невысоких расценок?
- Прежде всего в том, что "Центральный Телеграф" обладает собственными технологическими ресурсами. Именно они позволяют компании-оператору развертывать сеть городского масштаба при относительно небольших затратах, в результате чего стоимость услуг для конечного абонента также снижаться.
Рассказывая об особенностях бухучета в своей компании, Ольга Сергеевна, объяснила, что ведется он в соответствии с политикой и методическими указаниями холдинга ОАО "Связьинвест", в состав которого входит ОАО "Центральный Телеграф". Отчетность выполняется согласно МСФО.
- Наша бухгалтерия использует ERP-систему Axapta. В ней работают все подразделения компании: служба персонала, отдел логистики и управления запасами, финансовая служба и т.д. Доходы от основного вида деятельности отражаются в биллинговых системах. Данную функцию выполняет Служба Расчетов, которая также выставляет счета, акты и счета-фактуры абонентам, ведет работу с дебиторской задолженностью, распределяет поступившую оплату.
Очень важным, по словам Ольги Сергеевны, является материальный вопрос - ведь на балансе организации числится более 20 тыс. единиц основных средств, состав которых очень разнообразен: это линии связи, оборудования сетей связи, вычислительная техника, транспортные средства, здания и прочие сооружения.
- А как подсчитывается ассортимент ваших услуг и, соответственно, прибыль от них?
- Ассортимент и доходы от услуг связи учитываются в двух биллинговых программах. В бухгалтерию попадают сводные цифры по доходам по категориям клиентов - юридические лица, физические лица, бюджетные организации - путем автоматизированного импорта из биллинговых программ в ERP-систему Axapta, в которой работает бухгалтерия, и вся организация в целом. Доходы импортируются в Axapta по видам, очень детально, далее отражаются и расходы по методике ОАО "Связьинвест" по раздельному учету.
Удалось нам затронуть и такой важный вопрос как взаимоотношения организации с налоговой инспекцией. По словам нашей собеседницы, складываются они вполне удовлетворительно. Ольга Сергеевна положительно отозвалась о работе московской налоговой службы N 48, особенно отметив внимание и профессионализм инспекторов, их помощь в разрешении спорных вопросов, а также оперативность в работе. С другой стороны, нередко возникают трудности при общении с подмосковными инспекциями, не отличающимися слаженностью в работе отделов.
- Большой плюс, конечно - это возможность сдачи деклараций в электронном виде. Это позволяет экономить время и исключить расчетные ошибки при вводе данных.
- Наверное, у вас и бухгалтерская отчетность автоматизирована? Возникают ли какие-нибудь трудности при работе с нею?
- Бухгалтерская отчетность практически автоматизирована и делается в специальной базе, которую предоставляет наша головная компания. В файлы формата Excel заносятся данные из оборотно-сальдовой ведомости в разрезе всех аналитик, а баланс и все формы на основании этого строятся автоматически.
Не провинциально!
Третий провайдер под названием "Дартер" находится в Мордовии, но также оказывает услуги и пользователям Пензенской области. Главный бухгалтер компании Инна Колесниченко трудится здесь уже почти пять лет и рассказывает, что их организация активно и динамично развивается, работая как с частными лицами, так и с организациями.
- В числе наших абонентов - крупные промышленные предприятия, государственные и коммерческие банки, органы власти, коммерческие структуры, не говоря уже о частных пользователях, которых очень много. Разумеется, и работы в бухгалтерии хватает, при том что штат у нас небольшой.
Инна Алексеевна рассказала, как и во многих местах в провинции, у них не хватает автоматизированных программ, чтобы облегчить учет, но она не унывает.
- Учитывать приходится многое. "Дартел" оказывает такие услуги как передача данных, голосовой информации, местной телефонной связи, по шифрованию. Это только кажется, что для бухгалтера нет принципиальной разницы, сколько видов услуг оказывает компания, в которой он работает, потому что считать нам приходится цифры. Но работы это прибавляет, потому что везде разные тарифы, наименования, вот и учет приходится вести согласно этому, очень много нюансов и пунктов.
А сейчас компания планирует запустить региональный диспетчерский центр, услуги спутникового доступа и аутсорсинг.
С налоговой "Дартел" работает по новым технологиям и отчеты сдает в электронном виде.
- На самом деле это экономит массу времени, - сообщила наша собеседница. - Огромные очереди в налоговую инспекцию я вспоминаю как страшный сон.
Региональные операторы сегодня действительно идут вперед и уверенно завоевывают рынок. Еще совсем недавно их услуги сводились к предоставлению телефонной связи и минимальным интернет-услугам, а сегодня никого не удивишь даже спутниковой связью. И если еще два года назад Интернет был прерогативой столицы, то сейчас он активно захватывает и регионы.
- У меня ощущение, что Интернет сегодня есть в каждом доме, а уж про фирмы я и не говорю! - рассказывает Колесниченко. - При этом у нас не так много интернет-провайдеров, например, в нашем регионе. То есть этот бизнес только-только начинает развиваться.
Итак, интернет-провайдеры нужны России и поднимают ее престиж на мировом рынке и в научной области. Сами же бухгалтеры должны разбираться не только в своем ремесле, но и в сложнейших научных технологиях.
Не торопитесь!
Поскольку новые программные продукты обычно оказываются недоработанными, специалисты советуют сначала понаблюдать, как они зарекомендуют себя на рынке, и только тогда начинать их использование. Ведь сбои в работе бухгалтерского ПО чреваты убытками для компании.
О. Рыжова,
С. Кузина
"Расчет", N 10, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru