город Омск |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А81-4095/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Иванова Н.Е., Кливер Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1404/2012) общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьский нефтегазовый проектно-изыскательский институт" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2011 по делу N А81-4095/2011 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьский нефтегазовый проектно-изыскательский институт" (ИНН 8905027035, ОГРН 1028900705767)
к Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения от 10.06.2011 N 2.10-15/05844 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьский нефтегазовый проектно-изыскательский институт" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу - Коломенцева Е.Ю. (паспорт серия 7410 N 744738 выдан 21.12.2010, по доверенности N 2.2-20/0047 от 10.01.2012 сроком действия до 31.12.2012).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ноябрьский нефтегазовый проектно-изыскательский институт" (далее - заявитель, налогоплательщик, Общество, ООО "Ноябрьскнефтегазпроект") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее -заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган, МИФНС России N 5 по ЯНАО) о признании недействительным решения Инспекции от 10.06.2011 N 2.10-15/05844 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 12.12.2011 по делу N А81-4095/2011 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа отказал в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из достаточности доказательств, представленных Инспекцией, позволяющих сделать вывод об отсутствии реальных сделок ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" с его контрагентом - обществом с ограниченной ответственностью "ЯмалСтройИзыскания" (далее - ООО "ЯмалСтройИзыскания"), а также того, что первичные документы, представленные налогоплательщиком в подтверждение права на налоговую выгоду в виде предъявления сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) к вычету и расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, по операциям с вышеназванным контрагентом, содержат недостоверную информацию, что обусловило правомерное доначисление Инспекцией НДС, налога на прибыль организаций, соответствующих пени и штрафов.
Кроме того, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции в части дополнительного начисления пени по налогу на доходы физических лиц за 2008 -2009 годы ввиду отсутствия по данному эпизоду доводов налогоплательщика.
В апелляционной жалобе ООО "Ноябрьскнефтегазпроект", ссылаясь на нарушение судом норм м процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
В обоснование требований апелляционной жалобы ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" указывает на принятие судом первой инстанции решения о правах и обязанностях ООО "ЯмалСтройИзыскания", не привлеченного к участию в деле, что является безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта по данному делу.
До начала судебного заседания от ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
В судебном заседании представитель Инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы, по основаниям изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав явившегося в судебное заседание представителя Инспекции, установил следующие обстоятельства.
В период с 14.01..2011 по 14.03.2011 МИФНС России N 5 по ЯНАО проведена выездная налоговая проверка ООО "Ноябрьскнефтегазпроект по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, транспортного налога, земельного налога, налога на доходы физических лиц за период деятельности с 01.01.2008 года по 31.12.2009 год, результаты которой зафиксированы в Акте выездной налоговой проверки N 24 от 11.05.2011 (том 1 л.д. 14-88).
По результатам рассмотрения акта проверки и представленных на него возражений налогоплательщика, Инспекцией принято решение от 10.06.2011 N 2.10-15/05844 (т. 1 л.д. 108-167), которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налогов в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налогов, что составило по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ за 2008 год в общем размере 70 654 руб. 80 коп., за 2009 год - 116327 руб. 10 коп., по НДС за 2 квартал 2008 года, за 2 квартал 2009 года, за 4 квартал 2009 года в общем размере 380 840 руб. 60 коп. Всего налоговых санкций по решению N 2.10-15/05844 от 10.06.2011 составило 567822 руб. 50 коп.
Этим же решением налогоплательщику начислены пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет РФ и бюджет субъекта РФ за 2008-2009 годы в общем размере 144715 руб. 95 коп., по НДС за 2008-2009 годы в общем размере 360481 руб. 29 коп., а также по налогу на доходы физических лиц в размере 9 291 руб. Итого пени по решению составили в общей сумме 514488 руб. 24 коп.
Также решением Инспекции от 10.06.2011 N 2.10-15/05844 Обществу доначислена и предложена к уплате недоимка по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет РФ и бюджет субъекта РФ за 2008 год в размере 717040 руб., за 2009 год - 1 573 927 руб., по НДС за 2 квартал 2008 года, за 2 и 4 кварталы 2009 года в общем размере 1904203 руб. Итого недоимка по решению составил общий размер 4 195 170 руб.
В порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, решение от 10.06.2011 N 2.10-15/05844 было обжаловано налогоплательщиком в Управление ФНС России по Ямало - Ненецкому автономному округу.
Решением Управления ФНС России по Ямало -Ненецкому автономному округу от 09.09.2011 года N 203 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение МИФНС России N 5 по ЯНАО от 10.06.2011 N 2.10-15/05844 оставлено без изменения (т.2 л.д. 32-36).
Не согласившись с решением Инспекции от 10.06.2011 N 2.10-15/05844, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
12.12.2011 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 268, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Как следует из оспариваемого решения от 10.06.2011 N 2.10-15/05844, основанием для доначисления оспариваемых сумм НДС, налога на прибыль, пени за несвоевременную уплату названных налогов и санкций послужил вывод налогового органа о нереальности (фиктивности) сделок, заключенных ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" с ООО "ЯмалСтройИзыскания".
МИФНС России N 5 по ЯНАО, поставив под сомнение реальность исполнения договоров на выполнение проектных и изыскательских работ, заключенных ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" с ООО "ЯмалСтройИзыскания", основывалась на следующих обстоятельствах, установленных в ходе выездной налоговой проверки:
- ООО "ЯмалСтройИзыскания" в проверяемый период не имело лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, что лишает ООО "ЯмалСтройИзыскания" возможности выполнить согласно техническому заданию на производство инженерно-строительных изысканий работы, указанные в приложениях N 1 к договорам N 06-572/Сп от 15.04.2008, N 01-694/Сп от 03.12.2008, N 01-752 от 01.03.2008, N 01-752/СП от 10.04.2009;
- объекты заказчиков ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" являются особо важными и режимными объектами, поэтому сведения о них, о их проектировании, строительстве и эксплуатации, составляют государственную тайну, при этом ООО "ЯмалСтройИзыскания" лицензию на работы, связанные со сведениями, составляющую государственную тайну, не получало, равно как и не направляло в органы государственного геодезического надзора каких - либо заявок на предоставление в пользование материалов и данных картографо - геодезического фонда;
- ООО "ЯмалСтройИзыскания" не располагает техническим персоналом, в также имуществом, техническими средствами для выполнения геодезических изысканий, специализированным программным обеспечением, GPS-аппаратурой, не имеет графопостроителей (плоттеры для вывода цифрового плана на печать и т.д.), помещений для выполнения лабораторных исследований физико-механических свойств грунтов и химического анализа воды, офисного помещения;
- налоговые декларации по налогу на имущество за 2008 - 2009 годы представлены ООО "ЯмалСтройИзыскания" в Инспекцию с "нулевыми показателями".
- согласно анализу движения денежных средств на расчетном счете ООО "ЯмалСтройИзыскания", последнее не производило каких - либо расчетов на ведение своей хозяйственной деятельности.
Установленные выше обстоятельства в своей совокупности позволили налоговому органу прийти к выводу о том, что принятые заявителем к учету бухгалтерские первичные документы содержат недостоверные сведения, не соответствуют требованиям Федерального закона "О бухгалтерском учете", статьям 169 и 252 Налогового кодекса Российской Федерации и не могут служить основанием для получения ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" налоговых вычетов и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2008 - 2009 годы.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции счел правомерной позицию налогового органа о получении ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" необоснованной налоговой выгоды, подтвержденной совокупностью обстоятельств, установленных в ходе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, считает их законными и обоснованными и отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации.
К налоговым вычетам пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации отнесена сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации такие налоговые вычеты применяются на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками товаров (работ, услуг), после принятия к учету соответствующих товаров (работ, услуг).
Пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что счета-фактуры, не соответствующие требованиям к их составлению и выставлению, предусмотренным пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для применения налоговых вычетов и возмещения налога.
Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации является прибыль, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Из содержания положений глав 21 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих вычеты по НДС и на прибыль по операциям, связанным с приобретением товаров (работ, услуг), следует, что такие налоговые вычеты могут быть применены налогоплательщиком только при осуществлении реальных хозяйственных операций, подтвержденных документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Счета-фактуры составляются на основе уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами. Требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
При этом первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы (часть 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" разъяснено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщика, связанных с ее получением (пункт 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").
Таким образом, суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними. Оценка же добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок. Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и быть реальными, не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" были заключены договоры с ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" и ООО "Таркосаленефтегаз" (Заказчики) на выполнение проектно-изыскательских работ на месторождениях заказчиков:
-от 03.03.2008 N 01-752 - выполнение проектных и изыскательских работ по стройке "Обустройство Спорышевского месторождения" (Заказчик ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз") (т. 6 л.д. 1-35);
-от 01.11.2007 N 01-694 - выполнение проектных и изыскательских работ по стройке "Обустройство Крайнего месторождения" (Заказчик ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз") (т. 6 л.д. 70-113);
-от 27.02.2006 N 06-572 - выполнение проектных работ по объекту "Обустройство Восточно-Таркосалинского месторождения. Газоконденсатные залежи. Кусты N 2,3,5,9" ООО "Таркосаленефтегаз" (с учетом дополнительного соглашения от 07.06.2006 N 1) (т.5 л.д. 89-124).
В целях исполнения указанных договоров и проведения изыскательских работ на указанных месторождениях ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" в 2008, 2009 годы была привлечена субподрядная организация ООО "ЯмалСтройИзыскания".
С указанной организацией ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" были заключены договоры от 01.03.2008 N 01-752 (т. 2 л.д. 37- 48), от 03.12.2008 N 01-694/СП (т. 2 л.д. 85-92) на выполнение проектных и изыскательских работ, а также договоры от 15.04.2008 N 06-572/СП (т. 3 л.д. 1-6), от 10.04.2009 N 01-752/СП-1 (т. 2 л.д. 69-80) на выполнение проектных и изыскательских работ.
1) Так, между Обществом и ООО "ЯмалСтройИзыскания" был заключен договор N 01-752 от 01.03.2008, в соответствии с условиями которого ООО "ЯмалСтройИзыскания" обязалось выполнить для Общества инженерно-строительные изыскания (разработать изыскательскую документацию) в соответствии с техническим заданием на производство инженерно-строительных изысканий, а Общество обязалось оплатить выполненные работы. Стоимость работ по договору составила 2 728 680 руб., кроме того НДС (18%) в размере 491 162 руб. 40 коп.
Работы в виде изыскательской документации были сданы Обществу по акту сдачи-приемки выполненных работ по инженерно-строительным изысканиям по объекту "Обустройство Спорышевского месторождения" N 07 от 01.06.2008 г. (том 2 л.д. 49). Оплата в размере 3 219 842 руб. 40 коп., в том числе НДС (18%) 491 162 руб. 40 коп. произведена согласно счету-фактуре N 07 от 01.06.2008 (т 2 л.д. 50) 30.07.2008 платежным поручением N 494 от 30.07.2008 (т. 2 л.д. 51).
Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Обустройство Спорышевского месторождения" получили положительное заключение Государственной экспертизы N 89-1-4-0159-10, утвержденное ГУ ЯНАО "Управление государственной экспертизы проектной документации" 16.07.2010 (т. 2 л.д.52-68).
2) Между заявителем и ООО "ЯмалСтройИзыскания" был заключен субподрядный договор N 01-752/СП, в соответствии с которым "ЯмалСтройИзыскания" обязалось выполнить для Общества инженерно-строительные изыскания (разработать изыскательскую документацию) в соответствии с техническим заданием на производство инженерно-строительных изысканий, а Общество обязалось оплатить выполненные работы. Стоимость работ по договору составила 1 392 386руб., кроме того НДС (18%) в размере 250629 руб.48 коп.
Работы по данному договору в виде изыскательской документации были сданы Обществу по накладной N 10 от 19.05.2009 (т. 2 л.д. 81), а затем приняты Обществом по акту сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ по объекту "Обустройство Спорышевского месторождения" N 10 от 25.06.2009 (т. 2 л.д. 82). Оплата в размере 1 127 885 руб. 30 коп., в том числе НДС (18%) 172 050 руб. 30 коп. произведена согласно счету-фактуре N 10 от 25.06.2009 (т. 2 л.д. 83) 28.07.2009 платежным поручением N 548 от 28.07.2008 (т. 2 л.д. 84).
В дальнейшем проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Обустройство Спорышевского месторождения" получили положительное заключение Государственной экспертизы N 89-1-4-0159-10, утвержденное ГУ ЯНАО "Управление государственной экспертизы проектной документации" 16.07.2010 г. (т. 2 л.д. 52-68).
3) Между заявителем и ООО "ЯмалСтройИзыскания" был заключен субподрядный договор N 01-694/СП от 03.12.2008 (т. 2 л.д. 85-92), в соответствии с условиями которого ООО "ЯмалСтройИзыскания" обязалось выполнить для Общества комплекс полевых инженерно-геодезических работ по объекту 01-694 "Обустройство Крайнего месторождения. 4 очередь". Стоимость работ по договору составила 5 068 409 руб., кроме того НДС (18%) в размере 912 313руб. 62 коп.
Работы по данному договору в виде изыскательской документации были сданы Обществу 02.09.2009 по накладной N 11 (т. 2 л.д. 93), и переданы Обществом в УКС ОАО "Газпромнефть-ННГ" (Заказчику по основному договору) по накладной N 239 от 28.09.2009 (т. 2 л.д. 94). После проверки работ они приняты Обществом по акту сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ N 11 от 28.12.2009 (т. 2 л.д. 95). Оплата в размере 5 980 722 руб. 62 коп., в том числе НДС (18%) 912 313 руб. 62 коп. произведена согласно счету-фактуре N 11 от 28.12.2009 (т. 2 л.д. 96) 22.01.2010 платежным поручением N 74 от 22.01.2010 (т. 2 л.д. 97).
Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Объекты обустройства Крайнего месторождения. 4 очередь" получили положительное заключение Государственной экспертизы N 0335-Ю/ХМЭ-1588/02, утвержденное ФГУ "Главное государственное управление государственной экспертизы. Ханты-Мансийский филиал" 16.06.2010 г. (том 2 л.д. 98-178).
4) Между заявителем и ООО "ЯмалСтройИзыскания" был заключен субподрядный договор N 06-572/СП от 15.04.2008 (т.3 л.д. 1-6), в соответствии с условиями которого ООО "ЯмалСтройИзыскания" обязалось выполнить для Общества комплекс изыскательских работ по объекту 06-572 "Обустройство Восточно-Таркосалинского месторождения. Газоконденсатные залежи.. Кусты N 2, 3, 5, 9. Строительство мостовых переходов". Стоимость работ по договору составила 1 825 983 руб., кроме того НДС (18%) в размере 328676 руб. 90 коп.
Работы по данному договору в виде изыскательской документации были сданы Обществу 30.06.2008 по накладной N 08 (т. 3 л.д. 7), и переданы Обществом в ООО "Таркосаленефтегаз" (Заказчику по основному договору) по накладной N 120 от 02.07.2008 (т. 3 л.д. 8). После проверки работ они приняты Обществом по акту сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ N 08 от 30.04.2009 (т. 3 л.д. 9). Оплата в размере 2 154 658 руб. 76 коп., в том числе НДС (18%) 328 676 руб 90 коп. произведена согласно счету-фактуре N 08 от 30.04.2009 (т. 3 л.д. 10) 25.05.2009 платежным поручением N 378 от 25.05.2009 (т. 3 л.д. 11).
Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Обустройство кустов скважин N N 2, 3, 5, 9 Восточно-Таркосалинского месторождения" получили положительное заключение Государственной экспертизы N0490-08/ОГЭ-0711/02, утвержденное ФГУ "Главное управление государственной экспертизы. Омский филиал Главгосэкспертизы России" 01.11.2008 (т. 3 л.д. 12-33).
Материалами дела подтверждается, что расходы, сформировавшиеся в результате документального оформления названных выше работ, были полностью учтены ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" при исчислении о налога на прибыль организаций и НДС.
Так, ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" при исчислении налога на прибыль организаций в состав расходов были отнесены затраты за 2008 год -3 013 898 руб., за 2009 год - 7 850 226 руб., при исчислении НДС в состав налоговых вычетов были включены суммы налога, предъявленные ООО "ЯмалСтройИзыскания" за 2 квартал 2008 года в сумме 491 162 руб., за 2 квартал 2009 года - 500 727 руб., за 4 квартал 2009 года -912 341 руб.
Вместе с тем, имеющиеся в материалах настоящего дела документы подтверждают выводы налогового органа о формальном характере финансово-хозяйственных правоотношениях налогоплательщика с данным контрагентом, и получении заявителем необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и применения налоговых вычетов по НДС по договорам от 01.03.2008 N 01-752, от 03.12.2008 N 01-694/СП, от 15.04.2008 N 06-572/СП, от 10.04.2009 N 01-752/СП-1 на выполнение проектных и изыскательских работ.
Так, из подпункта 2 пункта 1 договоров N 01-752 от 01.03.2008, N 01-752/СП-1 от 10.04.2009, N 01-694/СП от 03.12.2008, N 06-572/СП от 15.04.2008, следует, что "Технические, экономические и другие требования к изыскательским работам, являющимся предметом настоящего договора, в соответствии с которыми "Исполнитель" обязуется выполнить работы, а также виды и объемы работ изложены в техническом задании на производство инженерно-строительных изысканий, которое является неотъемлемой частью настоящего договора".
Согласно подпункту 3 пункта 1 вышеприведенных договоров "Исполнитель" разрабатывает изыскательскую документацию в соответствии с государственными нормами, стандартами и другими нормативными документами".
ООО "ЯмалСтройИзыскания" согласно техническому заданию на производство инженерно-строительных изысканий обязалось выполнить работы указанные в приложениях N 1 к договорам N 06-572/СП от 15.04.2008, N 01-694/СП от 03.12.2008, N 01-752 от 01.03.2008, N 01-752/СП-1 от 10.04.2009.
В соответствии со СНиП N 11-02-96 от 01.11.1996 "Инженерные изыскания для строительства", введенным Министерством строительства Российской Федерации (Минстроем России) в состав инженерных изысканий для строительства входят следующие основные их виды: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод.
В соответствие со статьей 12 Федерального закона N 209-ФЗ от 26.12.1995 "О геодезии и картографии" геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, ООО "ЯмалСтройИзыскания" не имело лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Более того, производство инженерно-геологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий подлежат регистрации в установленном порядке в фондах Министерства природных ресурсов Российской Федерации и органах Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Регистрация производства геодезических и картографических работ при осуществлении строительной деятельности выполняется в установленном порядке государственным геодезическим надзором Федеральной службы геодезии и картографии России.
Согласно статье 9 Федерального закона N 209-ФЗ от 26.12.1995 геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические материалы и данные, в том числе в цифровой форме, полученные в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и находящиеся на хранении в федеральных органах исполнительной власти, подведомственных этим федеральным органам организациях, образуют государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации (далее - материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации).
Доступ к материалам и данным государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, являющимся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне (Закон Российской Федерации N 5485-1 от 21.07.1993).
В соответствии с пунктом 2.10 Приказа Федеральной службы геодезии и картографии России от 05.08.2002 N 114-пр при запросе материалов (данных) фонда, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, заявителем представляется копия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Получение лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну регламентируется Положением "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" N 333 от 15.04.1995.
Указанное Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока.
В перечень сведений, составляющих государственную тайну, входят сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов, и проектные работы, имеющие важное оборонное или экономическое значение, влияющие на безопасность государства.
Учитывая то, что объекты Заказчиков ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" являются режимными и особо важными объектами (месторождения нефти и газа), то сведения о них, о их проектировании, строительстве и эксплуатации являются сведениями, составляющими государственную тайну.
Материалами дела подтверждается, что в рамках мероприятий налогового контроля Инспекцией был направлен запрос исх. N 2.11-15/02473 от 11.03.2001 в Региональное Управление ФСБ России по Тюменской области о предоставлении информации по получению лицензии на работы, которые связаны со сведениями, составляющими государственную тайну.
Из полученного ответа от 22.03.2011 N 126/6/61 4646 следует, что ООО "ЯмалСтройИзыскания" лицензию на работы, которые связаны со сведениями, составляющими государственную тайну не получало.
Более того, предоставление в пользование материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора.
Для получения разрешения на использование материалов и данных фонда пользователями предоставляются в органы государственного геодезического надзора следующие документы:
- заявка на предоставление в пользование материалов и данных фонда;
- копия лицензии Роскартографии на выполнение топографо-геодезических и картографических работ;
- копия документа, свидетельствующего о регистрации в органах госгеонадзора выполнения геодезических и картографических работ;
- документы, необходимые для получения материалов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или отнесенные к информации ограниченного распространения.
В обязательном порядке в заявке указываются запрашиваемые материалы (данные) фонда, конкретная цель и срок их использования.
В заявке указываются: наименование организации-заказчика, наличие лицензии Роскартографии, наличие лицензии от ФСБ России, другие документы, цель использования материалов, источник финансирования.
Разрешение на использование материалов и данных фонда выдается после предоставления заявителем копии документа, свидетельствующего об оплате услуг по выдаче разрешения. Оформленное разрешение действует в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Материалы и данные фонда могут использоваться только в целях, указанных в разрешении на использование материалов и данных фонда.
Использование материалов и данных фонда, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Пользователи материалов и данных фонда обязаны не разглашать содержащиеся в указанных материалах и данных сведения, составляющие государственную тайну.
В ходе мероприятий налогового контроля Инспекцией был направлен запрос исх. от 11.03.2011 N 2.11-15/02884 в Управление Росреестра по Тюменской области, ХМАО, ЯНАО. Из полученного ответа исх. N 01-40-10198 ВК от 19.04.2011 следует, что ООО "ЯмалСтройИзыскания" каких - либо заявок на предоставление в пользование материалов и данных фонда не направляло, разрешение на использование материалов и данных фонда не получало.
При этом ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" за 2008-2009 годы получало материалы и данные из Федерального картографо-геодезического фонда по 30 разрешениям Тюменского межрегионального управления геодезии и картографии.
В соответствии с заключенными договорами с ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" и ООО "Таркосаленефтегаз" (Заказчики) результатами выполнения работ является проектная документация и результаты инженерных изысканий, которые получили положительные заключения Государственной экспертизы: N 89-1-4-0159-10, утвержденное ГУ ЯНАО "Управление Государственной экспертизы проектной документации" 16.07.2010; N 0335-10ХМЭ-1588/02, утвержденное ФГУ "Главное государственное управление государственной экспертизы. Ханты-Мансийский филиал" 16.06.2010; N 0490-08/ОГЭ-0711/02, утвержденное ФГУ "Главное управление государственной экспертизы. Омский филиал Главгосэкспертизы России" 01.11.2008.
При исследовании представленных Обществом положительных заключений Государственной экспертизы установлено, что субподрядная организация ООО"ЯмалСтройИзыскания" в состав лиц осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания не входит.
На основании представленных ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" копии лицензии ООО "ЯмалСтройИзыскания", копии выписки из ЕГРЮЛ, копии Устава ООО "ЯмалСтройИзыскания", договора N 01-752 от 01.03.2008 с приложениями к указанному договору: технического задания, календарного плана выполнения работ, протокола согласования договорной цены, сметы на проектные изыскания, Инспекцией был сделан вывод о том, что указанные выше работы ООО "ЯмалСтройИзыскания" не имело возможности произвести.
Отсутствие возможности выполнения ООО "ЯмалСтройИзыскания" спорных работ подтверждается установленными Инспекцией обстоятельствами, свидетельствующими о том, что ООО "ЯмалСтройИзыскания" не имело имущества, а именно: технических средств для выполнения геодезических изысканий, специализированного программного обеспечения, GPS-аппаратуры, графопостроителей (плоттеры для вывода цифрового плана на печать и т.д.); помещений для выполнения лабораторных исследований физико-механических свойств грунтов и химического анализа воды; офисного помещения), а также не располагало в 2008 году необходимым штатом работников.
Так, штат ООО "ЯмалСтройИзыскания" составлял 6 работников, 3 из которых привлечены со стороны и являлись работниками ООО "Ноябрьскнефтегазпроект": Титаева И.А., Ляховская Н.И., Маматов А.А., 3 работника ООО "ЯмалСтройИзыскания": Андреев А.А. - директор, Мельников В.П. -исполнительный директор, Хисматуллина A.M. - бухгалтер. Штатное расписание за 2009 год к выездной налоговой проверке ООО "ЯмалСтройИзыскания" не представило. Указанные работники были опрошены и из допроса свидетелей следует, что ими выполнялись работы, не связанные с выездом на объекты заказчика и выполнялись в свободное от работы время.
Из протокола допроса директора ООО "ЯмалСтройИзыскания" Андреева А.А. N 32 от 03.03.2011 по вопросу взаимоотношений ООО "ЯмалСтройИзыскания" и ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" следует, что ООО "ЯмалСтройИзыскания" транспортные средства, оборудование для выполнения изыскательских работ, орг.техника, помещение, программный продукт использовались на условиях аренды и на других различных условиях.
Однако указанные пояснения представленные директором ООО "ЯмалСтройИзыскания" Андреевым А.А. не соответствуют действительности. Так, одновременно с открытием выездной налоговой проверки в отношении ООО "Ноябрькнефтегазпроект" была открыта выездная налоговая проверка ООО "ЯмалСтройИзыскания" и к выездной налоговой проверке за 2008 ООО "ЯмалСтройИзыскания" представило только договоры на оказание автотранспортных услуг,
заключенных с ИП Федотовым П.А., ООО "Центр-Консалт". ИП Галанзовской Ж.А. Договора аренды какого-либо имущества и технических средств ООО "ЯмалСтройИзыскания" не представило.
В ходе выездной налоговой проверки ООО "ЯмалСтройИзыскания" было установлено, что данная организация никаких работ ни самостоятельно, ни с привлечением подрядных организацией, не выполняло. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое в отношении ООО "ЯмалСтройИзыскания" в настоящее время вступило в силу.
Как усматривается из материалов дела, в целях проверки реального характера операций налогоплательщика, отраженных в первичных документах, исходящих от ООО "ЯмалСтройИзыскания", налоговым органом, оценивались налоговая отчетность данного контрагента, проводился анализ движения денежных средств по счету ООО "ЯмалСтройИзыскания".
Инспекцией установлено, что ООО "ЯмалСтройИзыскания" в 2008 - 2009 годах предоставлялись нулевые декларации по налогу на имущество. Согласно расчетному счету ООО "ЯмалСтройИзыскания" за 2008-2009 годы последе не производило никаких расходов на ведение хозяйственной деятельности (отсутствует плата за электроэнергию, арендная плата за аренду офисного помещения, технических средств для выполнения геодезических изысканий, специализированного программного обеспечения, помещений для выполнения лабораторных исследований). Кроме этого, согласно представленным документам ООО "ЯмалСтройИзыскания" к выездной налоговой проверке в кассовых документах отражена оплата только по заработной плате, кассовые документы по каким-либо другим хозяйствующим операциям отсутствуют.
Таким образом, совокупность установленных налоговым органом в ходе налоговой проверки обстоятельств по данному контрагенту в полной мере свидетельствует об отсутствие реальных хозяйственных операций заявителя с ООО "ЯмалСтройИзыскания", не осуществляющим финансово-хозяйственной деятельности в силу отсутствия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств и производственных активов. При этом принятые заявителем к учету бухгалтерские первичные документы содержат недостоверные сведения, и не соответствуют требованиям Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Боле того, представленными в дело материалами служебного расследования в отношении ООО "Ноябрьскнефтегазпроект", осуществленного Департаментом внутреннего аудита ОАО "Газпромнефть" совместно с ООО "Газпромнефть Научно-Технический Центр", являющимся 100% учредителем заявителя, подтверждается недобросовестность ООО "ЯмалСтройИзыскания" и установленные Инспекцией факты отсутствия у ООО "ЯмалСтройИзыскания" собственных ресурсов, достаточных для выполнения работ, в том числе сотрудников и оборудования.
Кроме того, материалами служебного расследования подтверждается, что в 2008 году ООО "ЯмалСтройИзыскания" не выдавались пропуски на месторождения заказчика для выполнения спорных видов работ, в 2009 году выданы пропуски на трех сотрудников, при этом, количество сотрудников и техники, получивших пропуски для доступа на месторождения, является недостаточным для выполнения всех необходимых работ в рамках заключенных договоров. Также в ходе расследования установлено, что договор N 06-572 от 15.04.2008 заключен после принятия работ заказчиком ННГП, ООО "Таркосаленефтегаз"; техническое задание, смета, другие необходимые документы отсутствуют. ООО "ЯмалСтройИзыскания" имеет лицензию на осуществление инженерно-строительных изысканий (в том числе топографическую съемку), однако свидетельства на проведение топографо-геодезических работ, которые должны иметься у исполнителя по каждой отдельной работе, по проектам заявителя ООО "ЯмалСтройИзыскания" не получало.
Таким образом, совокупность обстоятельств, установленных в ходе налоговой проверки, свидетельствуют об отсутствии между заявителем и ООО "ЯмалСтройИзыскания" реальных хозяйственных операций, т.е. именно тех операций, которые указаны в первичных документах, представленных заявителем на проверку, а также свидетельствует о том, что представленные заявителем в подтверждение правомерности налогового вычета по НДС и обоснованности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль договоры, счета-фактуры, акты сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ содержат недостоверную информацию.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что требования законодательства к оформлению первичных документов, в том числе счетов - фактур, относятся не только к наличию соответствующих реквизитов, но и к достоверности сведений, которые в них содержатся.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно применены к рассматриваемой ситуации положения пунктов 4, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", в негативном для налогоплательщика, контексте, поскольку ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" в данном случае для целей налогообложения учтены хозяйственные операции, которые непосредственно связаны с получением необоснованной налоговой выгоды, которая получена заявителем не в связи с осуществлением реальной предпринимательской деятельности с данным контрагентом, а в связи с созданием формального документооборота, направленного на противоправное предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость и включения в расходы, затрат уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, по операциям с ООО "ЯмалСтройИзыскания".
Налоговый орган, констатировав отдельные обстоятельства, исследовал и обосновал их в совокупности, каким образом каждое из них в отдельности и они все в совокупности свидетельствуют об участии налогоплательщика в "схеме". В данном случае налоговый орган представил доказательства того, что налогоплательщик является недобросовестным и создавал схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств, что приводит к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков.
Таким образом, приводимые налоговым органом доводы и указанные в решении обстоятельства являются подтверждением недобросовестности ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" при реализации предоставленного ему законом права на получение налоговой выгоды.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции в обжалуемом решении, субъект предпринимательской деятельности обязан соблюдать определенного рода осторожность и осмотрительность при выборе контрагентов по договору и осуществлении деятельности, направленной на получение прибыли, поскольку в случае непроявления таковой и нереализации своей обязанности, закрепленной в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", обеспечить соответствие требованию достоверности первичных документов, на основании которых он претендует на право получения налоговых льгот или налоговых вычетов, он в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации несет риск неблагоприятных последствий такого рода бездействия.
В данном случае налогоплательщиком никаких проверочных действий в отношении контрагента проведено не было. При этом ни один из допрошенных свидетелей не подтвердил факта хозяйственных взаимоотношений налогоплательщика с ООО "ЯмалСтройИзыскания".
Налогоплательщик в материалы дела не представил доказательств того, что проявил должную осмотрительность при выборе контрагента и заключении сделок с ним, а также не доказал тот факт, что в действительности сделки с указанным выше юридическим лицом имели место быть.
Таким образом, налогоплательщик, не воспользовавшийся своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, изложенных в документах, на основании которых он, в свою очередь, претендует на право получения налоговых льгот, налоговых вычетов или иного уменьшения налогооблагаемой базы, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.
Учитывая изложенные выше обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" права на налоговую выгоду при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и предъявлении к вычету НДС по хозяйственным операциям с ООО "ЯмалСтройИзыскания".
Как усматривается из материалов дела, ООО "Ноябрьскнефтегазпроект", обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа от 10.06.2011 N 2.10-15/05844 недействительным в полном объеме, не указало, норме какого закона или иного правового акта не соответствует оспариваемое решение в части начисления пени по НДФЛ, а также не пояснило, каким образом права и законные интересы нарушены оспариваемым решением налогового органа в данной части, в чем состоит нарушение прав, в связи с чем у суда первой инстанции, равно как и у апелляционного суда отсутствуют основания для признания недействительным решения налогового органа части начисления пени по НДФЛ.
Апелляционная жалоба ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" не содержит доводов, оспаривающих выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований.
ООО "Ноябрьскнефтегазпроект", обжалуя в апелляционном порядке законность вынесенного судом первой инстанции решения, указывает лишь на то, что судебный акт принят о правах и обязанностях ООО "ЯмалСтройИзыскания", не привлеченного к участию в деле.
Однако единственный довод апелляционной жалобы не находит своего подтверждения, в связи с чем подлежит отклонению как необоснованный, исходя из следующего.
Вопреки позиции ООО "Ноябрьскнефтегазпроект", установленные судом первой инстанции обстоятельства, касающиеся деятельности ООО "ЯмалСтройИзыскания", характеризуют лишь действительный экономический смысл и реальность хозяйственных операций заявителя с его контрагентом- ООО "ЯмалСтройИзыскания", которые необходимо учитывать при оценке обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды в рамках проверки арбитражными судами законности и обоснованности вынесенного налоговым органом ненормативного акта с учетом доказательств и обстоятельств, добытых и установленных проверяющими в ходе проведения налоговой проверки.
В настоящем случае требования Общества, предъявленные в суд первой инстанции, заключаются в оспаривании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, следовательно, рассматриваемый в рамках данного дела спор вытекает из налоговых правоотношений, возникших между ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" и налоговым органом, и не касается гражданско-правовых отношений по исполнению договоров, заключенных между ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" и ООО "ЯмалСтройИзыскания".
Учитывая, что оспариваемое решение налогового органа от 10.06.2011 N 2.10-15/05844 вынесено в отношении ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" по его налоговым обязательствам, и не возлагает на ООО "ЯмалСтройИзыскания" никаких обязанностей, а также принимая во внимание отсутствие взаимосвязи между налоговыми правоотношениями, сложившимися между заявителем и государством в лице налогового органа, и гражданско-правовыми отношениями, сложившимися между Обществом и ООО "ЯмалСтройИзыскания", суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица ООО "ЯмалСтройИзыскания".
В этой связи процессуального нарушения, обозначенного Обществом в апелляционной жалобе, не усматривается.
При указанных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "Ноябрьскнефтегазпроект"удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Ноябрьскнефтегазпроект".
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, Обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически Обществом была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2011 по делу N А81-4095/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ноябрьский нефтегазовый проектно-изыскательский институт" из федерального бюджета 1 000 рублей 00 копеек государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 284 от 13.02.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Боле того, представленными в дело материалами служебного расследования в отношении ООО "Ноябрьскнефтегазпроект", осуществленного Департаментом внутреннего аудита ОАО "Газпромнефть" совместно с ООО "Газпромнефть Научно-Технический Центр", являющимся 100% учредителем заявителя, подтверждается недобросовестность ООО "ЯмалСтройИзыскания" и установленные Инспекцией факты отсутствия у ООО "ЯмалСтройИзыскания" собственных ресурсов, достаточных для выполнения работ, в том числе сотрудников и оборудования.
Кроме того, материалами служебного расследования подтверждается, что в 2008 году ООО "ЯмалСтройИзыскания" не выдавались пропуски на месторождения заказчика для выполнения спорных видов работ, в 2009 году выданы пропуски на трех сотрудников, при этом, количество сотрудников и техники, получивших пропуски для доступа на месторождения, является недостаточным для выполнения всех необходимых работ в рамках заключенных договоров. Также в ходе расследования установлено, что договор N 06-572 от 15.04.2008 заключен после принятия работ заказчиком ННГП, ООО "Таркосаленефтегаз"; техническое задание, смета, другие необходимые документы отсутствуют. ООО "ЯмалСтройИзыскания" имеет лицензию на осуществление инженерно-строительных изысканий (в том числе топографическую съемку), однако свидетельства на проведение топографо-геодезических работ, которые должны иметься у исполнителя по каждой отдельной работе, по проектам заявителя ООО "ЯмалСтройИзыскания" не получало.
Таким образом, совокупность обстоятельств, установленных в ходе налоговой проверки, свидетельствуют об отсутствии между заявителем и ООО "ЯмалСтройИзыскания" реальных хозяйственных операций, т.е. именно тех операций, которые указаны в первичных документах, представленных заявителем на проверку, а также свидетельствует о том, что представленные заявителем в подтверждение правомерности налогового вычета по НДС и обоснованности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль договоры, счета-фактуры, акты сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ содержат недостоверную информацию.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что требования законодательства к оформлению первичных документов, в том числе счетов - фактур, относятся не только к наличию соответствующих реквизитов, но и к достоверности сведений, которые в них содержатся.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно применены к рассматриваемой ситуации положения пунктов 4, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", в негативном для налогоплательщика, контексте, поскольку ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" в данном случае для целей налогообложения учтены хозяйственные операции, которые непосредственно связаны с получением необоснованной налоговой выгоды, которая получена заявителем не в связи с осуществлением реальной предпринимательской деятельности с данным контрагентом, а в связи с созданием формального документооборота, направленного на противоправное предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость и включения в расходы, затрат уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, по операциям с ООО "ЯмалСтройИзыскания".
...
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции в обжалуемом решении, субъект предпринимательской деятельности обязан соблюдать определенного рода осторожность и осмотрительность при выборе контрагентов по договору и осуществлении деятельности, направленной на получение прибыли, поскольку в случае непроявления таковой и нереализации своей обязанности, закрепленной в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", обеспечить соответствие требованию достоверности первичных документов, на основании которых он претендует на право получения налоговых льгот или налоговых вычетов, он в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации несет риск неблагоприятных последствий такого рода бездействия.
...
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, Обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически Обществом была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату ООО "Ноябрьскнефтегазпроект" из федерального бюджета."
Номер дела в первой инстанции: А81-4095/2011
Истец: ООО "Ноябрьский нефтегазовый проектно-изыскательский институт"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу