г. Красноярск |
|
13 апреля 2012 г. |
Дело N А33-15349/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" апреля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Бабенко А.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии:
от ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (истца): Ткаченко Н.И. - представителя по доверенности от 27.10.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727; ОГРН 1037739877295, г. Москва) в лице филиала - Красноярская железная дорога (г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" декабря 2011 года по делу N А33-15349/2011, принятое судьей Путинцевой Е.И.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (далее - истец, ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному учреждению здравоохранения "Ачинская центральная районная больница" (далее - ответчик, МУЗ "Ачинская центральная районная больница", ОГРН 1022401158504, ИНН 2443005410) о взыскании 13764 рублей 70 копеек - убытков.
Определением от 28.09.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственного учреждения "Красноярское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации" в лице филиала N 1, Министерство здравоохранения Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 декабря 2011 года в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 декабря 2011 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец указывает на доказанность совокупности элементов состава гражданско-правовой ответственности в виде взыскания с ответчика убытков.
Несостоятельны выводы суда о том, что если работодатель принял к оплате листки нетрудоспособности, которые выданы в неустановленном порядке, то ответственность несет истец.
Государственное учреждение "Красноярское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации" в отзыве на апелляционную жалобу указало на обоснованность доводов апелляционной жалобы, просило отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 декабря 2011 года.
Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, рассмотрение жалобы назначено на 02 апреля 2012 года.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в Третий арбитражный апелляционный суд не направили, в связи с чем апелляционная жалоба на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в отсутствии представителей ответчика, третьего лица.
Представитель истца, в судебном заседании поддержали доводы изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела
В июле, сентябре, ноябре 2009 года структурным подразделением МБУЗ "Ачинская ЦРБ" - Тарутинская врачебная амбулатория на имя Ефимова В.В., Иванова А.Г., Бегуновича В.А. выданы листки нетрудоспособности серии ВФ 2543918, ВФ 2683961, ВФ 2708496. Листки нетрудоспособности выданы фельдшером Шкуратовой Е.А.
ОАО "РЖД" произведена оплата данных листков нетрудоспособности на сумму 13 764 рублей 70 копеек ( реестры листков нетрудоспособности за июль, сентябрь, ноябрь 2009 года, платежные поручения N 455 от 07.10.2009, N 219 от 05.08.2009, N 707 от 20.11.2009).
Решением N 2 от 28.02.2011 ГУ КРО ФСС N 1 не приняты к зачету расходы на выплату пособий, произведенные страхователем открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" ( по месту нахождения Козульской дистанции пути - структурного подразделения Красноярской железной дороги филиала ОАГО "РЖД") в сумме 157 591 рублей 74 копеек, в том числе 156404 рублей 05 копеек расходы по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности, выданным лечебными учреждением, не имеющими государственных лицензий на данный вид деятельности.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.08.2011 по делу N А33-9157/2011 отказано в удовлетворении требований ОАО "РЖД" о признании недействительным решения N 2 от 28.02.2011 ГУ КРО ФСС N 1 в части непринятия к зачету расходов по временной нетрудоспособности в сумме 156 404 рублей 05 копеек
МУЗ "Центральная районная больница" выданы лицензии на осуществление медицинской деятельности:
- N 24-01-000250 от 14.12.2006 со сроком действия до 14.12.2011 с указанием места осуществления деятельности по экспертизе временной нетрудоспособности: г. Ачинск, микрорайон 5, строение 44 (приложение N 2), Красноярский край, Ачинский район, пос. Малиновка, квартал 4, дом 19 Б, пом. 1 "А" Малиновская амбулатория (приложение N 4), г. Ачинск, микрорайон 5, строение 51 (приложение N 1);
- N ЛО-24-01-000163 от 09.09.2008 со сроком действия по 09.09.2013 при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по гематологии;
- N ЛО-24-01-000061 от 15.05.2008 со сроком действия по 15.05.2013 по адресу мест осуществления деятельности г. Ачинск, микрорайон 5, д.51;
- N ЛО-24-01-000461 от 17.07.2009 со сроком действия по 17.06.2014 при осуществлении доврачебной медицинской помощи по медицинским осмотрам по адресу: г.Ачинск, микрорайон 5, д. 51, литер Б3.
Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края N 287-орг от 29.05.2009 "Об утверждении списка фельдшеров и зубных врачей медицинских организаций края, которым предоставляется право выдачи листков нетрудоспособности" принятым с учетом согласия Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации утвержден список фельдшеров и зубных врачей медицинских организаций края, которым предоставляется право выдачи листков нетрудоспособности, в который включена фельдшер Тарутинской сельской врачебной амбулатории Шкуратова Екатерина Афанасьевна, имеющая специальность "Лечебное дело", высшую квалификационную категорию, стаж работы - 35 лет, прошедшая обучение по экспертизе временной нетрудоспособности 28.01.2009.
Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края N 351-лиц от 08.06.2011 переоформлены документы, подтверждающие наличие лицензии, в том числе лицензия N ЛО-24-01-001294, согласно которой в разрешенный перечень работ и услуг по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Тарутино, ул. Заводская, 1 (Тарутинская ВА) включена экспертиза временной нетрудоспособности.
Непринятие ГУ КРО ФСС N 1 к зачету сумм выплат ОАО "РЖД" по указанным листкам нетрудоспособности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика убытков в сумме 13 764 рублей 70 копеек, составляющих понесенные истцом расходы в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации или нет.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицу, причинившему вред. Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде убытков необходимо наличие в совокупности следующих условий:
- основание возникновения ответственности в виде возмещения убытков (нарушение договорных обязательств, деликт или действие государственного органа, иное нарушение прав и законных интересов, повлекшее причинение убытков);
- причинная связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности в виде возмещения убытков, и причиненными убытками;
- размер убытков.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения истца в арбитражный суд послужило непринятие к зачету ГУ КРО ФСС N 1 выплат ОАО "РЖД" по листкам нетрудоспособности, выданным работникам данной организации, в общей сумме 13 764 рублей 70 копеек в связи с выплатой работникам пособий по временной нетрудоспособности.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования") обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. Пунктом 1 статьи 22 названного Федерального закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Из положений пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" следует, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
В соответствии с пунктом 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 (действующей на момент выдачи листка нетрудоспособности), расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями-работодателями через бухгалтерии.
В пункте 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, указано, что ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, Арбитражный суд Красноярского края правильно исходил из того, что отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.
Лечебное учреждение в данном случае не является субъектом обязательного социального страхования, и выдача листков нетрудоспособности с нарушением действующего законодательства влечет для него ответственность не гражданско-правового характера.
Факт наступления страхового случая и обоснованности выдачи листка нетрудоспособности лицами, участвующими в деле, в том числе заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что возникшие вследствие отказа фонда от принятия к зачету расходов общества на выплату пособий по временной нетрудоспособности, не находятся в причинной связи с действиями работников больницы, в связи с чем отсутствовали основания для привлечения ее к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
Иные обстоятельства, приведенные в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены решения от 29 декабря 2011 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-15349/2011.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" декабря 2011 года по делу N А33-15349/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.А. Хасанова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования") обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. Пунктом 1 статьи 22 названного Федерального закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Из положений пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" следует, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
...
В соответствии с пунктом 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 (действующей на момент выдачи листка нетрудоспособности), расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями-работодателями через бухгалтерии.
...
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А33-15349/2011
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала - Красноярская железная дорога
Ответчик: МБУЗ "Ачинская ЦРБ"
Третье лицо: ГУ "Красноярское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации" в лице филиала N1, ГУ "Красноярское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации" в лице филиала N1, Министерство здравоохранения Красноярского края, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю