г. Владивосток |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А51-18505/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Оноприенко
при участии
от индивидуального предпринимателя Черкасова Г.О.: Егорова Е.В. по доверенности от 10.10.2011 со специальными полномочиями сроком на 1 год. паспорт
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Черкасова Григория Октябриновича
апелляционное производство N 05АП-1739/2012
на решение от 19.01.2012
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-18505/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Черкасова Григория Октябриновича (ИНН 253904094478, ОГРН 305253933600028)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Черкасов Григорий Октябринович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Черкасов Г.О.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент земельных отношений, Департамент, ответчик) от 03.08.2011 N 29/06-02-14/13805 и о понуждении Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратиться в Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 20 кв.м., расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Русская, 57б для размещения торгового павильона (в редакции уточнений, принятых судом в порядке статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.01.2012 в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 03.08.2011 N 29/06/02-14/13805 и обязании Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратиться в Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 20 кв.м., расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Русская, 57б, для размещения торгового павильона отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ИП Черкасов Г.О. обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы указал на то, что отказ Департамента земельных отношений в предоставлении земельного участка не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствует дальнейшему оформлению прав на земельный участок.
Сослался на то, что испрашиваемый им земельный участок расположен в зоне ОД-4, а не в зоне Т-3, как указал суд первой инстанции.
Представители Департамента в судебное заседание не явились, поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, предприниматель Черкасов Григорий Октябринович 12.07.2011 обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 20 кв. м, расположенного в районе ул. Русская, 57Б, в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством - для установки и эксплуатации временной постройки павильона.
По результатам рассмотрения обращения предпринимателя, 03.08.2011 Департамент земельных отношений направил заявителю решение N 29/06/02-14/13805 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок входит в состав территории общего пользования (автодороги).
Заявитель посчитав, что отказ Департамента земельных отношений в предоставлении земельного участка не соответствуют закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 20 кв. м. испрашивался предпринимателем для целей, не связанных со строительством - размещения павильона розничной торговли.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
Порядок и правила предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлены статьей 34 Земельного кодекса РФ.
В частности, пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрена подача заявления заинтересованным лицом в предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлена также процедура обязательного обеспечения органом государственной власти и органом местного самоуправления подготовки информации о земельных участках, предоставляемых в аренду и заблаговременную публикацию такой информации.
Законом Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
В соответствии с частью 1 статьи 11 того же Закона граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной собственности и (или) ведении Приморского края, для целей не связанных со строительством, подают заявления в орган исполнительной власти Приморского края.
В части 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ и части 3 статьи 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" указано, что только в случае, если имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка.
Как видно из материалов дела и следует из Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 14.11.2011 N 1317, фрагмента карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока, топографической съемки земельного участка в масштабе 1:500, испрашиваемый предпринимателем земельный участок вошел в границы зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3) и расположен в границах красных линий автодороги, водоохраной зоны прибрежно-защитной полосы водного объекта.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Частью 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Проанализировав и оценив с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что испрашиваемый Обществом участок входит в состав территории общего пользования, а, именно, находится в красных линиях автомобильной дороги, входящей в границы зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, но не на передачу их в аренду. В данном случае, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, независимо от испрашиваемого Обществом права на спорный участок размещение на нем временного строения не согласуется с правовым режимом земель общего пользования исходя из их целевого назначения и разрешенного использования.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельные участки в границах общего пользования не распространяется действие градостроительного регламента.
Вместе с тем, предоставление испрашиваемого земельного участка для указанных заявителем целей, в случае размещения его за пределами красных линий в районе ул. Русская, 57Б в г. Владивостоке, также не представляется возможным, поскольку согласно части 1 пункта 42 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, зона объектов автомобильного транспорта (Т-3) определена для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов благоустройства, при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения.
В зоне объектов автомобильного транспорта допускается размещение иных линейных объектов, объектов благоустройства в случаях при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения.
Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа не устанавливают среди разрешенных видов использования земельных участков в зоне объектов автомобильного транспорта (основных, условных или вспомогательных) размещение объектов розничной торговли, в связи с чем, в указанной зоне не представляется возможным размещение павильона розничной торговли.
На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение Департамента земельных отношений о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, входящего в границы зоны объектов автомобильного транспорта (т-3) под размещение павильона розничной торговли является обоснованным. При этом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, если допустить возможность размещения испрашиваемого временного объекта розничной торговли на прилегающей к испрашиваемому земельному участку территории, то, как следует из карты градостроительного зонирования, к территории зоны автомобильного транспорта в г. Владивостоке, в районе ул. Русская, 57Б, прилегает зона объектов здравоохранения (ОД-4), где объекты розничной торговли относятся к условно разрешенным видам использования (часть 2 статьи 30 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа), то есть от заявителя требовалось бы получение разрешения на условно разрешенный вид использования, которое ни в суд первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по делу в материалы дела не представлено.
Довод апеллянта относительно невозможности предоставления на сегодняшний день разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого им земельного участка, ввиду того, что земельный участок, расположенный по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Русская, 57Б, в установленном законе порядке не сформирован, апелляционной коллегией отклоняется как необоснованный ввиду следующего.
Наличие вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в числе указанных в градостроительном регламенте в составе условно разрешенных означает, что для его применения необходимо получение специального разрешения. Предоставление указанного разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 5 Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа).
Согласно пункту 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется путем проведения по данному вопросу публичных слушаний.
Таким образом, в случае первичного предоставления земельного участка с таким испрашиваемым видом его разрешенного использования, который является условно разрешенным для указанной территориальной зоны проведение публичных слушаний, а также получение соответствующего разрешения обязательно.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предприниматель не доказал факта нарушения его прав и законных интересов, поскольку заявитель не лишен возможности выбора и предоставления в аренду иного земельного участка для размещения временного объекта торговли с учетом необходимой для этого площади.
Остальные доводы ИП Черкасова Г.О., изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемого решения.
Анализируя и оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, апелляционный суд считает, что Арбитражным судом Приморского края надлежащим образом этим доказательствам дана правовая оценка с позиции их относимости, допустимости и достоверности.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.01.2012 по делу N А51-18505/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Частью 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
...
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, но не на передачу их в аренду. В данном случае, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, независимо от испрашиваемого Обществом права на спорный участок размещение на нем временного строения не согласуется с правовым режимом земель общего пользования исходя из их целевого назначения и разрешенного использования.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельные участки в границах общего пользования не распространяется действие градостроительного регламента.
...
Наличие вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в числе указанных в градостроительном регламенте в составе условно разрешенных означает, что для его применения необходимо получение специального разрешения. Предоставление указанного разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 5 Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа).
Согласно пункту 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется путем проведения по данному вопросу публичных слушаний."
Номер дела в первой инстанции: А51-18505/2011
Истец: ИП Черкасов Григорий Октябринович
Ответчик: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК