г. Москва |
|
12 апреля 2012 г. |
N А40-114062/11-139-984 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Румянцева П.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Лаухиной А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2012 г. по делу N А40-114062/11-139-984, принятое судьей И.В. Корогодовым,
по заявлению Государственного унитарного предприятия г. Москвы "Дирекция единого заказчика" района Гольяново ВАО г. Москвы (ОГРН 1027739880838, 107589, г. Москва, ул. Уссурийская, д.8)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу (Департаменту Росприроднадзора по ЦФО) (117105, г. Москва, Варшавское ш., д. 39А)
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: |
Хамидуллин А.Р. по доверенности от 28.03.2012; |
от ответчика: |
Махмудова Э.Э. по доверенности N 14/79 от 19.09.2011; |
УСТАНОВИЛ
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Государственное унитарное предприятие г. Москвы Дирекция единого заказчика района Гольяново с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по Центральному федеральному округу о признании недействительным предписания от 12.09.2011 г.. N 10-36/1105.
Решением суда от 23.01.2012 г. признано недействительным предписание Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Центральному федеральному округу от 12.09.2011 г.. N 10-36/1105 (проверено на соответствие Федеральному закону N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральному закону от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). При этом суд исходил из того, что заявитель не занимается размещением отходов производства и потребления, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, не может оказывать негативного влияния на окружающую среду.
С решением суда не согласился ответчик - Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования. В обоснование своих требований ответчик ссылается на неправильное толкование ст. 14 Федерального закона 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г.. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Судом проверено и установлено, что процессуальный срок на обращение в суд заявителем соблюден.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29 марта 2011 г. на основании приказа начальника Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 11.02.2011 г.. N 316-пр, государственным инспектором по охране природы по Центральному федеральному округу Соколик Л.В. проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении Государственного унитарного предприятия города Москвы Дирекция единого заказчика района Гольяново по адресу г.Москва, ул.Уссурийская, д.8, о чем составлен Акт проверки N 316-СЛ от 29 марта 2011 г..
В ходе проверки выявлен факт отсутствия паспортов на отходы 1-4 класса опасности, также предприятием не определен порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления.
В связи с указанным нарушением, вынесено предписание N 10-36/1105 от 12.09.2011 г.. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями гл.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.07.2004 г. N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также, в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пп. 1 и 2 Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу Департамент Росприроднадзора по ЦФО, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Москвы и Московской области, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, приказами и распоряжениями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и настоящим Положением.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под размещением отходов понимается деятельность по хранению и захоронению отходов.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии со ст. 12 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
ГУП ДЕЗ района Гольяново, осуществляет деятельность в соответствии с уставом предприятия. Целями и предметом деятельности ГУП ДЕЗ района является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов. Для достижения указанных целей, ГУП ДЕЗ района Гольяново осуществляет следующие виды деятельности: ведение технической документации на строения, сооружения, объекты благоустройства; -организация обеспечения текущего содержания, санитарной очистки и ремонта жилищного фонда.
При этом в штатном расписании ГУП ДЕЗ района Гольяново отсутствуют должности, трудовая функция по которым предусматривает осуществление каких-либо работ, кроме работ по управлению и организации обеспечения содержания жилого фонда.
Таким образом деятельность ГУП ДЕЗ района Гольяново регламентируется Уставом предприятия, который не предусматривает вид деятельности, указанный в ст. 1 Закона N 89-ФЗ
Согласно ст. 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами предписано разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со ст. 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности (п. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 26.10.2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" для проведения работы по паспортизации опасных отходов, а также организации и ведения государственного кадастра отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, предоставляют в установленном порядке информацию в указанной области, включающие сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что, обязанность юридического лица подтверждать отнесение отходов к конкретному классу опасности и иметь паспорта опасных отходов, возникает в отношении отходов, с которыми этим юридическим лицом осуществляется соответствующая деятельность.
Поскольку заявитель не осуществляет деятельности прямо указанной в перечисленных выше нормативных актах, не занимается размещением отходов производства и потребления, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, и соответственно не может оказывать негативного влияния на окружающую среду, вывод суда первой инстанции о признании незаконным предписания, является правомерным.
Таким образом, оспариваемое предписание ответчика не соответствует нормам Закона N 89-ФЗ, и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2012 г. по делу N А40-114062/11-139-984 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности (п. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 26.10.2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" для проведения работы по паспортизации опасных отходов, а также организации и ведения государственного кадастра отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, предоставляют в установленном порядке информацию в указанной области, включающие сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.
...
Поскольку заявитель не осуществляет деятельности прямо указанной в перечисленных выше нормативных актах, не занимается размещением отходов производства и потребления, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, и соответственно не может оказывать негативного влияния на окружающую среду, вывод суда первой инстанции о признании незаконным предписания, является правомерным.
Таким образом, оспариваемое предписание ответчика не соответствует нормам Закона N 89-ФЗ, и нарушает права и законные интересы заявителя."
Номер дела в первой инстанции: А40-114062/2011
Истец: ГУП г.Москвы ДЕЗ района Гольяново, ГУП города Москвы "Дирекция единого заказчика района Гольяново"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования(Росприроднадзора)по ЦФО
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6149/12