г. Самара |
|
11 апреля 2012 г. |
Дело N А55-24784/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью Альянс" - Головлева Н.В., доверенность от 16.11.2011 года,
от Общества с ограниченной ответственностью "Бриз" - Головлева Н.В., доверенность от 16.11.2011 года,
от Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - Головлева Н.В., доверенность от 16.11.2011 года,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - извещен, не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью Альянс", Общества с ограниченной ответственностью "Бриз", Общества с ограниченной ответственностью "Лидер"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2012 года по делу N А55-24784/2011 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Альянс", (ОГРН 1096315008602), г. Самара, Общества с ограниченной ответственностью "Бриз", (ОГРН 1096315008580), г. Самара, Общества с ограниченной ответственностью "Лидер", (ОГРН 1096315008591), г. Самара,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
с участием третьих лиц:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки и действий по изменению кадастровой стоимости земельного участка, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Заявители: Общество с ограниченной ответственностью "Альянс", общество с ограниченной ответственностью "Бриз", общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее по тексту - "заявители") обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", вынесенное филиалом ФГБУ Управления Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее по тексту - "ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области", "заинтересованное лицо") от 20.09.2011 года N 1000 об исправлении технической (кадастровой) ошибки;
о признании незаконным действия ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области о внесении изменений в части указания сведений о кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0519004:540, согласно Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.08 г. N 473, исходя из 6 вида разрешенного использования по состоянию на 28.04.11 г.;
об обязании ФБУ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере 30733108,20 руб. из расчета удельного показателя кадастровой стоимости 6761,96 руб./кв.м., в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0519004:540, определив кадастровую стоимость земельного участка в размере 2815672,95 руб. из расчета удельного показателя 619,51 руб./кв.м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что решение об исправлении кадастровой ошибки и действия органа кадастрового учета не противоречат нормам действующего законодательства.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Альянс", общество с ограниченной ответственностью "Бриз", общество с ограниченной ответственностью "Лидер" подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывают, что при определении кадастровой стоимости земельных участков необходимо руководствоваться исключительно Типовым перечнем видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Роснедвижимости oт 29.06.2007 N П/0152, а не Правилами землепользования и застройки г.о. Самара, которые являются документом территориального зонирования муниципальных образований и не содержат каких-либо рекомендаций по отнесению видов разрешенного использования, предусмотренных регламентами зон, к видам использования в целях определения удельных показателей кадастровой стоимости (ст. 30 ГрК РФ).
По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что земельные участки заявителя с видом разрешенного использования "центры обслуживания туристов" не могут быть отнесены к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно оздоровительного назначения", поскольку на них отсутствуют объекты рекреационного назначения, противоречит ст. 37 ГрК РФ, согласно которой виды разрешенного использования, предусмотренные регламентом территориальной зоны, выбираются правообладателями земельных участков самостоятельно и не зависят от наличия на них каких-либо объектов, в т.ч. и рекреационного назначения. Судом не дана надлежащая оценка пояснениям заявителя о том, что спорный земельный участок не используется обществом в соответствии с разрешенным использованием: центры обслуживания туристов, по независящим от общества причинам, поскольку в апреле 2011 г.. обществам выдана кадастровая выписка с кадастровой стоимостью 2815672,95 руб. а уже 20.09.2011 г.. ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области принято решение об исправлении технической ошибки, которая выразилась в изменении в части указания сведений о кадастровой стоимости спорного земельно) о участка и составила 30733108,20 руб. Данный короткий временной период не позволил обществу реализовать свои планы по использованию земельного участка с назначением: центры обслуживания туристов.
Податель жалобы также указывает, что Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара - является органом местного самоуправления, в полномочия которого не входят вопросы дачи разъяснений по вопросам определения кадастровой стоимости земельных участков, поэтому ответ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 01.07.11 N Д05-0101/6196-0-2 выражает лишь мнение органа местного самоуправления, не уполномоченного давать какие-либо разъяснения по вопросам кадастровой оценки земель, и не имеет преюдиционального значения по данному делу.
Исходя из характера и существа действий "ошибочное отнесение к виду разрешенного использования" не может являться технической ошибкой, поскольку ФБУ "Кадастровая палата" были внесены изменения значения удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью Альянс", Общества с ограниченной ответственностью "Бриз", Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью Альянс", Общества с ограниченной ответственностью "Бриз", Общества с ограниченной ответственностью "Лидер", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Земельный участок, площадью 4545 кв.м., кадастровый номер 63:01:0519004:540, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Вилоновская, д.138, принадлежит на праве общей долевой собственности ООО "Альянс", ООО "Бриз", ООО "Лидер" (л.д.6-8).
Как следует из представленного кадастрового дела спорный земельный участок ранее предназначался для эксплуатации нежилых зданий ЦУМа "Самара" (л.д.27-36, 154). Удельный показатель кадастровой стоимости равнялся 10663,69 руб./кв.м. По решению собственника вид разрешенного использования земельного участка изменен на "размещение центров обслуживания туристов, под амбулаторно-поликлинические учреждения, диспансеры" (л.д.147-153). При этом кадастровая стоимость земельного участка также была изменена на значение 619,5 руб./кв.м. (л.д.163-166).
В соответствии с Решением ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области от 20.09.2011 года N 1000 "Об исправлении технической (кадастровой) ошибки" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0519004:540 рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, исходя из 6 вида разрешенного использования, а именно: "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц" и рассчитана с применением удельного показателя 6761 руб.96 коп. (л.д.14).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
В силу пункта 13 названных Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В силу п.2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэконоразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Таким образом, по смыслу приведенных норм акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
В то же время, для земельных участков, образованных после издания акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, при проведении государственной кадастровой оценки земель предусмотрено определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала населенного пункта Самарской области в зависимости от функционального назначения и видов разрешенного использования земель.
Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Этим же Постановлением утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области и средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Самарской области.
Согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
С учетом положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов".
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к следующим территориальным зонам:
общественно-деловым, предназначенным для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам;
рекреационным, в состав которых могут входить земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами и предназначенными для отдыха граждан и туризма.
В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства нахождения на спорных земельных участках объектов, с которыми пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации связывает рекреационную ценность земли.
Согласно выкопировке из Карты правового зонирования Правил застройки и землепользования городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 26.04.2001 N 61, представленной Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара в отзыве от 19.01.2012 года N П04-06-38, спорный земельный участок расположен в территориальных зонах Ц-1 (зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района) и Ц-4т (зона специализированного коммерческого использования объектов общественно-транспортного назначения).
Видами разрешенного использования земельных участков в зоне Ц1 являются: многоквартирные дома 2-3 этажей; гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов; клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения; библиотеки, архивы, информационные центры; музеи, выставочные залы; предприятия бытового обслуживания; торговые центры; офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки; компьютерные центры; рекламные агентства.
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке схем зонирования территории городов МДС 30-1.99 центры обслуживания туристов относят в одну группу с гостиницами и домами приема гостей.
Учитывая вышеуказанное, а также положения Постановления Самарской городской Думы от 26.04.01 г. N 61, градостроительные регламенты зон, в которых расположен земельный участок заявителей, объединяет центры обслуживания туристов в одну группу с гостиницами и домами приема гостей и не предусматривают использование ее территорий для рекреационных целей или размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения (туристических баз, стационарных туристско-оздоровительных лагерей, туристских парков, учебно-туристических троп и трасс).
С учетом изложенного, суд правомерно признал обоснованной позицию органа кадастрового учета о необходимости отнесения земельных участков с разрешенным использованием "центр обслуживания туристов" к 6 виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц".
С учетом изложенного, суд правомерно признал обоснованной позицию органа кадастрового учета о необходимости отнесения земельных участков с разрешенным использованием "центр обслуживания туристов" к 6 виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц".
Доводы заявителя о невозможности применения в настоящем случае Правил застройки и землепользования городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 26.04.2001 N 61 с учетом выше названных норм суд правильно посчитал ошибочными.
Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с указанной нормой техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Ссылка заявителя на типовой перечень видов разрешенного использования, утвержденный приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152, является несостоятельной, поскольку в соответствии с п. 8 этого перечня к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, относятся земельные участки домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей; земельные участки домов рыболовов и охотников; земельные участки детских туристических станций, туристских парков, учебно-туристических троп, трасс, детских и спортивных лагерей; земельные участки природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов; земельные участки парков (культуры и отдыха).
Заявитель не представил доказательств того, что спорные земельные участки ранее предназначались либо могут предназначаться в соответствии с градостроительным регламентом для указанных целей.
Необоснованной является и ссылка заявителя на ст. 37 ГрК РФ, поскольку в силу ч. 2 указанной статьи виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
В рассматриваемом случае, как уже указано выше, градостроительный регламент зоны, в которой расположены спорные земельные участки, не предоставляет права использовать их в рекреационных целях.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что решение об исправлении кадастровой ошибки и действия органа кадастрового учета не противоречат нормам действующего законодательства и отказал в удовлетворении заявленных требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные обществом с ограниченной ответственностью "Альянс", обществом с ограниченной ответственностью "Бриз", обществом с ограниченной ответственностью "Лидер" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2012 года по делу N А55-24784/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства нахождения на спорных земельных участках объектов, с которыми пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации связывает рекреационную ценность земли.
...
Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с указанной нормой техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Ссылка заявителя на типовой перечень видов разрешенного использования, утвержденный приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152, является несостоятельной, поскольку в соответствии с п. 8 этого перечня к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, относятся земельные участки домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей; земельные участки домов рыболовов и охотников; земельные участки детских туристических станций, туристских парков, учебно-туристических троп, трасс, детских и спортивных лагерей; земельные участки природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов; земельные участки парков (культуры и отдыха)."
Номер дела в первой инстанции: А55-24784/2011
Истец: ООО "Альянс", ООО "Бриз", ООО "Лидер"
Ответчик: ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, Федеральное бюджетное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Управление Росреестра по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области