Бухгалтерский учет в интернет-магазине
В последнее время интернет-магазины пользуются все большим спросом. Оно и понятно - ведь очень удобно совершать покупки, не выходя из дома. Рассмотрим особенности ведения бухгалтерского учета в таких организациях.
С сентября текущего года продажа товаров через Интернет регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612*(1). Напомним также, что на данные отношения распространяются соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ и Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
Учет затрат на открытие интернет-магазина
Под понятие "интернет-магазин" подпадают как магазин, торгующий исключительно on-line, так и просто сайт, представляющий продукцию конкретной торговой организации. В большинстве случаев для создания подобных сайтов привлекают сторонние организации или арендуют стандартное программное обеспечение и на его основании разрабатывают интернет-портал самостоятельно. Порядок бухгалтерского учета затрат на создание сайта зависит от того, получает ли организация исключительные авторские права на него.
Когда организации передаются исключительные права на сайт, его покупку следует считать получением информационных услуг, а затраты по созданию сайта относятся к нематериальным активам. Расходы на разработку сайта отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение НМА". По мнению автора, более правильно открыть отдельный субсчет к счету 08 или отражать затраты на субсчете "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ". После регистрации всех прав сумму затрат переносят на счет 04 "Нематериальные активы"*(2).
Если сайт разрабатывает сторонняя организация и исключительные права на него передаваться не будут, то затраты на приобретение прав являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются при расчете налога на прибыль. В бухгалтерском учете операции, связанные с получением права на использование объектов интеллектуальной собственности, отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов" и на одном из счетов расчетов (60, 71, 76 и т.д.). Понесенные затраты относятся на расходы равномерно в течение всего срока использования. После того как сайт передан организации, она вправе возместить "входной" НДС, не дожидаясь, пока будут списаны расходы на приобретение сайта.
Следующий после разработки сайта шаг - присвоение ему доменного имени, которое регистрируется в Российском НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС). Срок регистрации - год, а затем необходимо оформить ее продление. Услуги по регистрации платные, соответственно расходы, которые с ней связаны, включаются в затраты организации для целей бухгалтерского учета и учитываются на счете 97 с последующим списанием на счета учета производственных затрат в течение срока действия регистрации. Способ распределения должен быть закреплен в учетной политике. Сразу отметим, что зарегистрированное доменное имя не относится к нематериальным активам (письмо Минфина России от 26 марта 2002 г. N 16-00-14/107). Фактические расходы, связанные с регистрацией доменного имени в РосНИИРОС, для целей бухгалтерского учета признаются затратами организации.
Затем необходимо подключиться к Сети и опубликовать в ней изготовленный сайт. Подключение представляет собой услуги по выделению дискового пространства или выделенного сервера, обеспечению доступа пользователя к Интернету, последующую техническую поддержку. Для этого придется найти подходящего провайдера и заключить с ним договор на услуги хостинга. Платить за пользование Сетью нужно ежемесячно, размер и порядок оплаты зависят от выбранного тарифного плана. Стоимость предоставляемых услуг, отраженная в договоре, отражается по дебету счета 44 "Расходы на продажу". Отметим, что интернет-магазины относятся к организациям торговли, поэтому использование счетов 26 "Общехозяйственные расходы" и 20 "Основное производство" необоснованно. Организации торговли на счете 44 не только учитывают собственно расходы на продажу, но и формируют издержки обращения.
В налоговом учете указанные расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Пример 1. Разработка сайта была поручена сторонней организации. Стоимость работ составила 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). Расходы на регистрацию доменного имени - 2360 руб. (в том числе НДС - 360 руб.). Ежемесячная плата за хостинг-услуги составляет 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Затраты на открытие магазина будут списываться в течение года.
В бухгалтерском учете интернет-магазина делаются проводки:
Д 97 - К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 30000 руб. - отражены расходы на создание сайта в составе расходов будущих периодов;
Д 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - К 60 - 5400 руб. - учтен НДС по расходам на создание сайта;
Д 60 - К 51 "Расчетные счета" - 35400 руб.- оплачено создание сайта;
Д 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС" - К 19 - 5400 руб. - принят к вычету НДС по созданию сайта;
Д 97 - К 60 - 2000 руб. - отражены расходы на получение доменного имени;
Д 19 - К 60 - 360 руб. - учтен НДС на получение доменного имени;
Д 60 - К 51 - 2360 руб. - оплачено получение доменного имени;
Д 68, субсчет "Расчеты по НДС" - К 19 - 360 руб. - принят к вычету НДС;
ежемесячно в течение года
Д 44 - К 97 - 2666,6 руб. ((30 000 руб. + 2000 руб.) : 12 мес.) - списана ежемесячная часть расходов по разработке сайта и получению доменного имени;
Д 44 - К 60 - 10 000 руб. - отражена стоимость хостинг-услуг за месяц;
Д 19 - К 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 1800 руб. - учтен НДС по хостинг-услугам;
Д 60 - К 51 - 11800 руб. - оплачены хостинг-услуги;
Д 68, субсчет "Расчеты по НДС" - К 19 - 1800 руб. - принят к вычету НДС по хостинг-услугам.
Ведение бухгалтерского учета деятельности интернет-магазина
При ведении бухгалтерского учета в интернет-магазине следует руководствоваться теми же документами, что и при обычной системе ведения бухгалтерского учета. Но существуют и некоторые особенности. Так, необходимо учитывать следующие моменты:
- отсутствие торговой площади;
- реализация товаров преимущественно физическим лицам;
- нет непосредственного личного контакта продавца с покупателем (используются различные средства связи);
- доставка товара курьером (в том числе с использованием услуг посредника);
- расчеты с покупателями ведутся не только за наличный расчет, но и кредитными картами, наложенным платежом, а также "электронными" деньгами.
Как правило, в интернет-магазинах отсутствует торговая площадь (если только сайт не является одним из видов рекламы для организации и учетной политикой не предусмотрена возможность покупки товара непосредственно в офисе компании). Между тем отсутствие торговой площади может привести к признанию ведения такой предпринимательской деятельности незаконным, и вот почему. Для работы интернет-магазина необходима как минимум одна рабочая станция (компьютер, модемная связь) на определенной собственником площади. Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. В соответствии со ст. 288 ГК РФ государственная регистрация разрешена в помещениях, находящихся в нежилом фонде. Сразу отметим, что помещение офиса организации, где размещены компьютеры с выходом в Интернет и обрабатываются заказы, нельзя рассматривать в качестве объекта стационарной или нестационарной торговой сети с определенными физическими показателями, поскольку офис не является местом, используемым для совершения сделок купли-продажи.
При реализации товаров через Интернет встает вопрос о моменте заключения договора купли-продажи, ведь контрагенты общаются между собой посредством электронной или телефонной связи. Как следует из п. 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Варианты оплаты товара
Наличные при получении товара. В таком случае необходим кассовый аппарат, поскольку продавец обязан выдать покупателю чек контрольно-кассовой машины при получении денег. Здесь возникает сложность с временем пробития чека. При реализации товаров через интернет-магазин моментом заключения сделки является передача товара покупателю. Соответственно расчет производится по его местонахождению. Однако в большинстве случаев товар доставляется курьером, который не имеет при себе ККТ, поэтому чек пробивается при выдаче ему товара на складе или в офисе вместе с накладными. Таким образом, применяется следующая схема документооборота: курьер на складе получает товар вместе с накладной и кассовым чеком, а встретившись с покупателем, передает ему товар и чек и забирает деньги, которые затем вносит в кассу.
Но в этом случае нарушаются правила торговли: время получения денег не совпадает со временем, указанным в чеке. Кроме того, когда покупатель отказывается от товара, по возвращении курьером чека бухгалтер обязан его аннулировать и оформить возврат.
Поэтому рекомендуется использовать портативную ККТ, а в трудовом договоре с курьером указать, что он будет выполнять также функции кассира. И, конечно, заключить с ним договор о материальной ответственности.
Пример 2. Покупатель заказал в интернет-магазине товар стоимостью 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.). В тот же день товар был доставлен и оплачен. Себестоимость товара - 2500 руб.
В бухгалтерском учете интернет-магазина делаются проводки:
Д 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"- К 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка" - 3540 руб.- отражена выручка от продажи товара;
Д 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" - К 41 "Товары"- 2500 руб. - списана себестоимость товара;
Д 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" - К 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 540 руб. - начислен НДС;
Д 50 "Касса" - К 62 - 3540 руб. - получены деньги от покупателя;
Д 90, субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов" - К 99 "Прибыли и убытки" - 500 руб. (3540 руб. - 540 руб. - 2500 руб.) - отражена прибыль от продажи товара.
Наложенный платеж при пересылке товара по почте. В таком случае клиент оплачивает заказ в момент его получения в почтовом отделении. Услуги почты составляют 10-15% стоимости заказа и отражаются на счете 44.
А как быть с моментом реализации? Если организация работает по кассовому методу, то все просто: доход будет признан, когда на счет магазина поступят деньги от покупателя. Если же применяется метод начисления, то реализацию можно будет отразить лишь после получения покупателем покупки, так как право собственности переходит в момент передачи товара.
Пример 3. Покупатель заказал 20 сентября 2007 г. товар общей стоимостью 17 700 руб. (в том числе НДС - 2700 руб.). Себестоимость товара - 12 000 руб. В тот же день товар был отправлен по почте, ее услуги составили 10% объявленной стоимости товара. Уведомление о вручении товара пришло 6 октября 2007 г., а оплата была перечислена на счет продавца 10 октября 2007 г.
В бухгалтерском учете интернет-магазина делаются проводки:
20 сентября 2007 г.
Д 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - К 50 - 1770 руб. (17700 руб. х 10%) - выданы денежные средства подотчетному лицу на оплату услуг почты;
Д 44 - К 71 - 1500 руб. - учтена оплата почтовых услуг на основании авансового отчета и квитанции почтового отделения;
Д 68, субсчет "Расчеты по НДС" - К 71 - 177 руб.- принят к вычету НДС по оплате почтовых услуг, выделенный в квитанции отдельной строкой;
Д 45 "Товары отгруженные" - К 41 - 12000 руб.- передан товар почтовому отделению (на основании квитанции);
6 октября 2007 г.
Д 62 - К 90-1 - 17700 руб.- получено почтовое уведомление о вручении товара покупателю;
Д 90-3 - К 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 2700 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;
Д 90-2 - К 45 - 12000 руб. - списана стоимость проданного товара;
10 октября 2007 г.
Д 51 - К 62, субсчет "Расчеты с покупателями"- 17700 руб. - получена оплата на расчетный счет.
Использование пластиковой карты. Для принятия оплаты от покупателей посредством банковских карт организации необходимо зарегистрироваться в системе электронных платежей, заключив договор эквайринга. Одновременно для интернет-магазина открывается счет для поступающих платежей. Услуги по предоставлению и обслуживанию такого счета платные. В учете организации понесенные на подключение затраты относятся на расходы будущих периодов и списываются равномерно в течение действия договора.
При таком варианте расчетов товар отгружается покупателю после поступления оплаты на счет магазина. Отслеживаются платежи по ежедневным банковским выпискам.
Использование платежных систем, зарегистрированных в Сети. Чтобы вести расчеты с покупателями "электронными" деньгами, интернет-магазину необходимо установить специальное программное обеспечение, зарегистрироваться в платежной системе, указать на сайте название выбранной системы (например, Webmoney Transfer) и номер счета. За перевод денег в платежной электронной системе взимаются проценты от платежа в качестве комиссионного вознаграждения. Сумма процентов учитывается для целей налогообложения и включается в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Пример 4. Покупатель заказал детскую куртку стоимостью 5310 руб. (в том числе НДС - 810 руб.). Себестоимость куртки - 3000 руб. Оплата была произведена сразу же электронным платежом, товар доставлен в день заказа. За перевод денег с интернет-магазина было удержано комиссионное вознаграждение в размере 0,3% стоимости товара.
В бухгалтерском учете интернет-магазина делаются проводки:
Д 62 - К 90-1 - 5310 руб. - отражена выручка от продажи куртки;
Д 90-3 - К 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 810 руб. - начислена сумма НДС;
Д 90-2 - К 41 - 3000 руб. - списана себестоимость куртки;
Д 76 - К 62, субсчет "Расчеты с покупателями"- 5310 руб. - получена оплата от покупателя;
Д 91-2 - К 76 - 13,5 руб. ((5310 руб. - 810 руб.) х 0,3%) - отражена сумма комиссии;
Д 19 - К 76 - 2,43 руб. - отражен НДС с суммы комиссии;
Д 51 - К 76 - 5294,07 руб. (5310 руб. - 15,93 руб.)- получены денежные средства за проданную куртку за вычетом комиссии;
Д 99 - К 91-9 - 13,5 руб. - списана на финансовые результаты сумма комиссии;
Д 90-9 - К 99 - 1484,07 руб. (5310 руб. - 810 руб.- 3000 руб. - 15,93 руб.) - отражена прибыль от продажи куртки.
А.В. Захарьина,
юрист
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 20, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст документа см. на стр. 24 вкладки "Документы номера". - Прим. ред.
*(2) В связи с вступлением в силу части четвертой ГК РФ Минфин России уже подготовил проект ПБУ 14/2007 и планирует внести изменения в Инструкцию по применению Плана счетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru