город Тула |
|
13 апреля 2012 г. |
Дело N А54-425/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дорошковой А.Г., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1210/2012) Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.01.2012 по делу N А54-425/2011 (судья Стрельникова И.А.).
В заседании приняли участие представители:
от ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" - Варзин В.А. (доверенность от 01.04.2012); Родина А.Ю. - по доверенности от 01.04.2012 N 13;
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" обратилось в арбитражный суд с заявлением:
- о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области по отказу (письма Росреестра по Рязанской области N 01/3399 от 14.09.2010 г.. и от N 07/4382 от 11.11.2010) в исправлении кадастровых ошибок, допущенных в результате неверного отнесения земельных участков группе видов разрешенного использования N 9;
- обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Рязанской области исправить кадастровую ошибку с момента ее совершения путем внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельных участков к группе видов разрешенного использования N 10 "Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Определением арбитражного суда от 08.02.2011 требование Общества о признании незаконным бездействия, выраженного в неисправлении кадастровой ошибки относительно земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:316, и обязании исправить кадастровую ошибку выделено в отдельное производство под номером N А54-425/2011; в качестве соответчика по делу было привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата".
Определением арбитражного суда от 13.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области.
Решением арбитражного суда от 26.01.2012 заявленные требования удовлетворены.
Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в апелляционной жалобе просит отменить решение, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Управление Росреестра по Рязанской области, ФГПУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Рязанской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Рязанской области представителей в судебное заседание не направили; о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области от 27.12.2007 N 492 обществу с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" в аренду сроком до 31.12.2041 передан земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 62:29:0130002:0251 общей площадью 601609 кв. м, предоставленный для обслуживания производственных зданий и сооружений, местоположение которого установлено относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Рязань, район Южный Промузел, 23 (Октябрьский округ) (т. 1, л д. 23).
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области 11.06.2008 принято распоряжение N 228-р о преобразовании указанного земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:0251 путем его разделения. Распоряжением предусмотрено выделение земельного участка общей площадью 514 275 кв. м с разрешенным использованием - для обслуживания производственных зданий и сооружений (т. 1, л. д. 24), который в свою очередь был разделен на земельные участки для обслуживания каждого конкретного строения, сооружения.
Впоследствии площади земельных участков были скорректированы; площадь земельного участка, образованного для обслуживания трубопровода химочищенной воды, составила 66 445 кв. м (распоряжение Управления от 08.10.2008 N 356-р).
Согласно кадастровому паспорту рассматриваемый земельный участок принят на кадастровый учет с присвоением номера 62:29:0130002:316 (т. 1, л. д. 31).
При проведении кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области, результаты которой утверждены постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324, земельные участки с кадастровыми номерами 62:29:0130002:330-62:29:0130002:340, 62:29:0130002:316, 62:29:0130002:254, 62:29:0130002:257, 62:29:0130002:259, 62:29:0130002:277 отнесены к 9 группе видов разрешенного использования земельных участков "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Общество 03.09.2010 обратилось в Управление Росреестра с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, допущенной при проведении кадастровой оценки земли, и отнесении всех вышеуказанных земельных участков к 13 группе видов разрешенного использования (т. 1, л. д. 15-16).
Несмотря на то, что общество представило истребованные письмом от 14.09.2010 документы, подтверждающие использование земельных участков для эксплуатации объектов электростанции, Управление отказало обществу в удовлетворении заявления.
Требования общества мотивированы тем, что оно в силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является субъектом электроэнергетики; первоначально полученный земельный участок общей площадью 601 609 кв. м с кадастровым номером 62:29:0130002:0251 и выделенные из него земельные участки, включая спорный земельный участок, фактически использует по назначению для использования объектов, обслуживающих электростанцию.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципа сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (пп. 11 п. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию (статьи 1,7 ЗК РФ).
Выделение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом под определенные цели. Вид разрешенного использования земельного участка определяется на основании правоустанавливающих документов о его предоставлении, градостроительных регламентов.
Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка (пункты 69 и 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного ранее приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35, а в настоящее время - приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42).
Рассматриваемый земельный участок расположен в черте города Рязани. В соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Рязани, утвержденными решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 N 897-1, вновь образованные земельные участки и переданные Обществу в аренду относятся к зоне предприятий 1, 11, и 111 класса (П1.), зоне коммунально-складских организаций (П3.) и зоне озеленения специального назначения (К-4).
В указанных зонах не предусмотрено разрешенное использование земельных участков, предназначенных для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Как усматривается из кадастрового паспорта от 19.11.2009 N 6229/204/09-1837, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:316 составляет 498 418,08 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1 325,58 руб., разрешенное использование: обслуживание производственных зданий и сооружений. На данном земельном участке расположен объект недвижимости - сооружение "трубопровод химочищенной воды", принадлежащий обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 01.07.2008 серия 62-МГ N 656442) (л.д.93).
С аналогичным видом разрешенного использования были зарегистрированы исходные земельные участки с кадастровыми номерами 62:29:013:0002:025, 62:29:0130002:278.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пункту 2 которых государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (далее - Правила).
В силу пункта 1 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 утвержден состав видов разрешенного использования земельных участков и определены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что при определении вида разрешенного использования земель для государственной кадастровой оценки земельному участку с кадастровым номером 62:29:0130002:051 присвоен 9 вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, относятся к 10 группе видов разрешенного использования. Принимая во внимание особый характер этих объектов, земельные участки под данными объектами отнесены в отдельную группу, что представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию, и услуги субъектов естественных монополий. Одним из основных видов деятельности Общества является производство электрической и тепловой энергии (п. 1.8 Устава).
Перечень видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, а также Перечень видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса, утверждены Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295.
На земельном участке с кадастровым номером 62:29:0130002:316 расположено сооружение - трубопровод химочищенной воды. Согласно инвентарной карточке учета основных средств ф.N ОС-6 трубопровод химочищенной воды 2001 года постройки входит в состав основных средств химического цеха, имеет протяженность 320 п. м, проложен надземно от химцеха (ХОВ-1) до котельного цеха.
Данный объект недвижимости 07.12.2007 принят на технический учет как сооружение N 54. Рязанский филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" составлен технический паспорт на сооружение - трубопровод протяженностью 320 м (см. извлечение их техпаспорта).
Определяющим фактором при отнесении земельного участка к той или иной группе видов разрешенного использования является установление видов деятельности, при осуществлении которых используется соответствующий объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.
По целевому назначению и виду функционального использования земельный участок Общества, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости, относится к десятой группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
В данном случае между сторонами возникли разногласия относительно соответствия в кадастре присвоенного земельному участку номера вида разрешенного использования земельного участка. Согласно ст. 65 АПК РФ бремя представления доказательств о наличии оснований относительно присвоения рассматриваемому участку этого, а не иного номера разрешенного использования, на котором настаивает землепользователь, лежит на органе кадастрового учета. Данная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11.
Частью 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Ссылаясь на данную норму права, заявитель жалобы считает, что не вправе исправлять кадастровую ошибку самостоятельно. Изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение его кадастровой стоимости. Между тем ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области не наделено функциями и полномочиями по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Рассмотрев обращение ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" об изменении видов разрешенного использования земельных участков, администрация г. Рязани в письме от 28.05.2010 N 06-13/1209 разъяснила, что изменение видов разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков не входит в полномочия администрации города. С этим вопросом заявителю необходимо обратиться в Управление Росреестра по Рязанской области.
В свою очередь, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в письме от 14.09.2010 указало, что кадастровая стоимость земельных участков может быть изменена в случае, если поступит информация об изменении уполномоченным органом вида разрешенного использования земельных участков или будет подтверждено, что земельные участки предназначены для обслуживания электростанции.
При таких обстоятельствах обращение общества непосредственно в суд за защитой своих интересов не противоречит законодательству, так как разрешение этого спора не затрагивает материальные права и интересы других лиц - участников гражданского оборота. Именно суд в силу ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре недвижимости по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении ошибки в сведениях о земельном участке.
Суд апелляционной инстанции, на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассмотрев дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, не находит оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, сделав вывод о том, что в данном случае природа ошибки (кадастровой, содержательной) не влияет на обязанность ответчика по ее устранению, поскольку разногласия сторон о необходимости (возможности) изменения вида разрешенного использования земельного участка с последующим внесением соответствующих сведений в ГКН рассмотрены судом по существу.
Общество заявило свои требования к надлежащим ответчикам. Управление Росреестра при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот земельный участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на нем земельные участки. Управление имело возможность установить, что после кадастрового учета исходного земельного участка, путем выделения из которого образован спорный земельный участок, не произошли изменения вида использования. Управление должно было соотнести указанный в правоустанавливающем документе вид использования с теми видами, которые допускаются законом, а также учесть функциональное назначение расположенного на земельном участке объекта недвижимости, установленное, по сути, приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 об утверждении видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии.
Управлением также не принят во внимание характер деятельности ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" и не учтены Методические указания, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе такого вида разрешенного использования, как для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Требовать изменения вида разрешенного использования земельного участка, зафиксированного в ГКН, возможно от того лица, которое уполномочено такое изменение произвести. Поскольку полномочиями по внесению сведений о земельном участке, в т. ч. виде разрешенного использования, установленного судом, обладает орган, осуществляющий кадастровый учет, вторым ответчиком по делу правомерно привлечено ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.01.2012 по делу N А54-425/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассмотрев обращение ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" об изменении видов разрешенного использования земельных участков, администрация г. Рязани в письме от 28.05.2010 N 06-13/1209 разъяснила, что изменение видов разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков не входит в полномочия администрации города. С этим вопросом заявителю необходимо обратиться в Управление Росреестра по Рязанской области.
В свою очередь, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в письме от 14.09.2010 указало, что кадастровая стоимость земельных участков может быть изменена в случае, если поступит информация об изменении уполномоченным органом вида разрешенного использования земельных участков или будет подтверждено, что земельные участки предназначены для обслуживания электростанции.
При таких обстоятельствах обращение общества непосредственно в суд за защитой своих интересов не противоречит законодательству, так как разрешение этого спора не затрагивает материальные права и интересы других лиц - участников гражданского оборота. Именно суд в силу ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре недвижимости по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении ошибки в сведениях о земельном участке.
...
Общество заявило свои требования к надлежащим ответчикам. Управление Росреестра при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот земельный участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на нем земельные участки. Управление имело возможность установить, что после кадастрового учета исходного земельного участка, путем выделения из которого образован спорный земельный участок, не произошли изменения вида использования. Управление должно было соотнести указанный в правоустанавливающем документе вид использования с теми видами, которые допускаются законом, а также учесть функциональное назначение расположенного на земельном участке объекта недвижимости, установленное, по сути, приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 об утверждении видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии.
Управлением также не принят во внимание характер деятельности ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" и не учтены Методические указания, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе такого вида разрешенного использования, как для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов."
Номер дела в первой инстанции: А54-425/2011
Истец: ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" Рязанский филиал
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области