г. Киров |
|
11 апреля 2012 г. |
Дело N А17-7865/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2012 по делу N А17-7865/2011, принятое судом в составе судьи Новикова Ю.В.,
по заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области (ИНН: 3710005471 ОГРН: 1023701592661)
к муниципальному учреждению здравоохранения "Заволжская центральная районная больница" (ИНН: 3710001163 ОГРН: 1023701591671)
о взыскании штрафных санкций в сумме 115 318 рублей 45 копеек,
установил:
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения "Заволжская центральная районная больница" (далее - МУЗ "ЗЦРБ", Учреждение) о взыскании штрафных санкций в сумме 115 318 рублей 45 копеек.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2012 Управлению в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Заявитель указывает, что Учреждением было совершено правонарушение, выразившееся в несвоевременном представлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2 квартал 2011 года, которое зафиксировано в акте камеральной проверки от 29.08.2011.
Управление указывает, что нормативно-правовыми актами не установлен порядок заполнения решения о привлечении страхователя к ответственности, расчет суммы штрафа представлен Управлением в суд первой инстанции. Кроме того, МУЗ "ЗЦРБ" не отрицает факт совершения правонарушения. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение указало, что с жалобой Управления не согласно, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ивановской области - без изменения.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, МУЗ "ЗЦРБ" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.08.2011 МУЗ "ЗЦРБ" представило в Пенсионный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2011 года.
Пенсионным фондом в отношении МУЗ "ЗЦРБ" была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, о чем составлен акт от 29.08.2011 (л.д. 9-10).
По результатам проведенной проверки 26.09.2011 Пенсионным фондом было вынесено решение о привлечении МУЗ "ЗЦРБ" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за непредставление в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в виде взыскания штрафа в сумме 115 318 рублей 45 копеек (л.д. 12-13).
В адрес МУЗ "ЗЦРБ" направлено требование от 10.10.2011 N 47 (л.д. 16) об уплате штрафа в срок до 19.10.2011, которое в установленный срок не исполнено, что явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в удовлетворении требований Управлению отказал. При этом суд первой инстанции указал, что Управление не представило в материалы дела бесспорные доказательства, подтверждающие правомерность привлечения МУЗ "ЗЦРБ" к ответственности по пункту 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ; а также Управлением не представлено доказательств соблюдения порядка взыскания штрафа установленного Законом N 212-ФЗ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г.. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, последним днем представления расчета в Управление Пенсионного фонда за полугодие 2011 года является 15.08.2011.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 N 212-ФЗ, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно пункту 4 Приложение N 25 "Требования к акту камеральной проверки" к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 г.. N 957н акт камеральной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки (пункт 6 Приказа).
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Закона N 212-ФЗ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Материалами дела подтверждается что, расчет по страховым взносам за полугодие 2011 года был представлен МУЗ "ЗЦРБ" в Управление 22.08.2011, то есть с нарушением установленного срока (л.д. 21-22).
Однако в акте камеральной проверки от 29.08.2011 указано, что проверка проведена на основании расчета РСВ-1, представленного 29.08.2011.
Между тем, факт совершения правонарушения выразившегося в несвоевременном представлении расчета в акте не зафиксирован. Указанным актом установлена лишь недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 639 914 рублей 22 копеек и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 39 195 рублей 78 копеек.
Таким образом, Законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок, которая должна соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов. Надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.
Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Кроме того, Законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ лицу, привлекаемому к ответственности, предусмотрен ряд гарантий права на защиту (обязательное извещение о времени и месте рассмотрения дела, право представлять возражения и объяснения, участвовать при рассмотрении материалов проверки).
Обязательные требования к форме и содержанию решения о привлечении к ответственности установлены пунктом 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ.
Как следует из материалов дела, решение от 26.09.2011 не содержит описания совершенного правонарушения, не указаны конкретные сведения, за непредставление которых наложен штраф, не указано, как установлены обстоятельства совершенного правонарушения, какие нормы закона нарушены Учреждением, отсутствует расчет суммы штрафа, отсутствуют какие-либо данные об установлении и исследовании Пенсионным фондом при рассмотрении акта от 29.08.2011 обстоятельств, поименованных в пункте 6 статьи 39 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Из решения от 26.09.2011 не усматривается, что в ходе рассмотрения устанавливалась вина Учреждения с учетом требований указанного Федерального закона, вопрос о наличии обстоятельств как смягчающих, так и отягчающих ответственность МУЗ "ЗЦРБ" не исследовался.
Кроме того, как обоснованно отметил суд первой инстанции, в решении о привлечении к ответственности отсутствуют указания на порядок исчисления штрафа, в том числе указания на отчетный период, из расчета которого взята база для исчисления штрафа, что является нарушением прав страхователя.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Управление в нарушение приведенных правовых норм не отразило в акте от 29.08.2011 и решении от 26.09.2011 обстоятельства совершения Учреждением правонарушения (не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий Учреждения и виновности его в совершении правонарушения, не указало документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства совершенного правонарушения).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о формальном подходе Управления к проведению проверки и существенном нарушении Пенсионным фондом прав страхователя. Нормами действующего законодательства закреплены основополагающие принципы виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, с учетом которых должны применяться любые санкции; формальный подход к наложению штрафа недопустим.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Управлению во взыскании с МУЗ "ЗЦРБ" финансовых санкций в размере 115 318 рублей 45 копеек.
Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2012 по делу N А17-7865/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела подтверждается что, расчет по страховым взносам за полугодие 2011 года был представлен МУЗ "ЗЦРБ" в Управление 22.08.2011, то есть с нарушением установленного срока (л.д. 21-22).
Однако в акте камеральной проверки от 29.08.2011 указано, что проверка проведена на основании расчета РСВ-1, представленного 29.08.2011.
Между тем, факт совершения правонарушения выразившегося в несвоевременном представлении расчета в акте не зафиксирован. Указанным актом установлена лишь недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 639 914 рублей 22 копеек и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 39 195 рублей 78 копеек.
Таким образом, Законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок, которая должна соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов. Надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.
Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Кроме того, Законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ лицу, привлекаемому к ответственности, предусмотрен ряд гарантий права на защиту (обязательное извещение о времени и месте рассмотрения дела, право представлять возражения и объяснения, участвовать при рассмотрении материалов проверки).
Обязательные требования к форме и содержанию решения о привлечении к ответственности установлены пунктом 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ.
Как следует из материалов дела, решение от 26.09.2011 не содержит описания совершенного правонарушения, не указаны конкретные сведения, за непредставление которых наложен штраф, не указано, как установлены обстоятельства совершенного правонарушения, какие нормы закона нарушены Учреждением, отсутствует расчет суммы штрафа, отсутствуют какие-либо данные об установлении и исследовании Пенсионным фондом при рассмотрении акта от 29.08.2011 обстоятельств, поименованных в пункте 6 статьи 39 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ."
Номер дела в первой инстанции: А17-7865/2011
Истец: Управление Пенсионного Фонда в Заволжском районе, Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение)в Заволжском муниципальном районе Ивановской области
Ответчик: Муниципальное учреждение здравоохранения "Заволжская центральная районная больница"
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1459/12