г. Ессентуки |
|
11 апреля 2012 г. |
Дело N А15-2191/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Марченко О.В., Фриева А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.02.2012 по делу N А15-2191/2011 по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Дагестан, г. Махачкала к администрации муниципального образования "Дербентский район", г. Дербент и открытому акционерному обществу "Дербентский завод игристых вин", г. Дербент о признании недействительным договора аренды земельного участка от 30.04.2009 N 2 (судья Батыраев Ш.М.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Дербентский завод игристых вин" - Арустамова А.Л. доверенность N 81/1 от 12.03.2012;
от администрации муниципального образования "Дербентский район" - Рзаева Т.В. доверенность N 01-33-195 от 29.03.2012;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Дагестан - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Дербентский район" (далее -администрация) и открытому акционерному обществу "Дербентский завод игристых вин" (далее - общество) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 30.04.2009 N 2, заключенного между администрацией и обществом.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.02.2012 в удовлетворении исковых требований управления отказано. Суд пришел к выводу, что заключение оспариваемого договора аренды земельного участка было проведено без нарушений антимонопольного законодательства
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, в нарушение требований Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Республики Дагестан от 24.12.2003 N 46 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) администрация не опубликовала сообщение о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка для сельскохозяйственных нужд в газете "Дагестанская правда", которая в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28.09.2004 N 231 является официальным печатным органом для публикации такого рода сообщений, что привело к ограничению круга потенциальных претендентов, желающих приобрести в аренду земельный участок, указанный в сообщении.
Администрация и общество направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и администрации с доводами апелляционной жалобы не согласились по мотивам, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
Управление, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей администрации и общества, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что, постановлением от 20.10.2008 N 357 администрация изъяла у муниципальных унитарных предприятий района нерационально используемые земельные участки, в том числе и земельный участок площадью 1547 га, находящийся в пользовании у муниципального унитарного предприятия "Агрофирма Мугарты", и перевела их в фонд перераспределения администрации.
В последующем администрация сформировала восемь земельных участков, поставила их на кадастровый учет и 27.03.2009 в газете "Дербентские известия" опубликовала сообщение о наличии свободных земельных участков для передачи в аренду на 49 лет для сельскохозяйственного использования.
По результатам рассмотрения заявления общества от 02.04.2009 комиссия по земельным отношениям района с учетом отсутствия иных заявлений признала возможным предоставление обществу без проведения торгов восьми земельных участков, в том числе и земельный участок площадью 24,6027 га с кадастровым номером 05:07:00 00 82:67.
Постановлением администрации от 28.04.2009 N 89 вышеуказанный земельный участок предоставлен обществу в аренду на 49 лет для сельскохозяйственного использования.
На основании указанного постановления между администрацией и обществом заключен договор аренды земельного участка от 30.04.2009 N 2, по акту от 30.04.2009 земельный участок передан арендатору.
По результатам проверки управление приняло решение от 07.02.2011 N 206/173-ОВ/2010, которым признало администрацию нарушившей пункт 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Управление, полагая, что бездействие администрации, выразившееся в неопубликовании в официальном печатном органе сообщения о предполагаемой передаче в аренду земельных участков, привело к ограничению круга потенциальных претендентов на приобретение прав на данный земельный участок, обратилось в арбитражный суд с иском о расторжении указанного договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.08.2011 по делу N А15-513/2011 в удовлетворении исковых требований управления отказано.
Вследствие чего управление обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с настоящим иском.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в редакции постановления от 14.10.2010 N 52 разъяснено следующее. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Поэтому требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.
В силу подпунктов а, б пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ненормативных актов органов местного самоуправления, а также и исками о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 101 -ФЗ предусмотрено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Республики Дагестан "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие государственный кадастровый учет, находящиеся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, могут быть переданы в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) гражданам и юридическим лицам в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", других федеральных законов. Пунктом 2 вышеуказанной статьи предусмотрена обязанность собственника передаваемого в аренду земельного участка по обеспечению подготовки и заблаговременного (не менее чем за 30 дней) опубликования сообщения о передаче в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в официальном печатном органе Республики Дагестан.
В соответствии со статьей 26 Закона Республики Дагестан от 25.12.2003 N 45 "О земле" предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения соответственно Правительства Республики Дагестан или органа местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Средства массовой информации, в которых осуществляется публикация сообщений о проведении торгов (аукционов, конкурсов) и (или) приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (аукционов, конкурсов), определяются Правительством Республики Дагестан либо органами местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находятся указанные земельные участки. В соответствии с указанной статьей Закона Республики Дагестан "О земле" Правительство Республики Дагестан приняло постановление от 28.09.2004 N 231, которым газета "Дагестанская правда" определена официальным источником для публикации сообщений о проведении торгов (аукционов, конкурсов) и (или) приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (аукционов, конкурсов).
Газета "Дербентские известия", в которой была проведена публикация, является официальным печатным органом Дербентского района.
Статьей 82 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 N 8 "О нормативных правовых актах Республики Дагестан" предусмотрено, что в случае обнаружения неясностей и различий в понимании положений нормативного правового акта, а также противоречивой практики его применения осуществляется официальное нормативное толкование.
В силу статьи 85 указанного Закона Правительство Республики Дагестан дает толкование нормативных постановлений Правительства Республики Дагестан.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции был направлен запрос, в котором суд просил дать официальное толкование Постановлению Правительства Республики Дагестан от 28.09.2004 N 231 в части распространения действия названного постановления на правоотношения, связанные с предоставлением в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 12 Закона Республики Дагестан от 29.12.2003 N 46 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан", а при наличии иного нормативного акта Правительства Республики Дагестан, которым определен официальный печатный орган для публикации сообщений о предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с указанными Законами, представить его заверенную копию.
Из представленного Правительством Республики Дагестан ответа на запрос от 30.01.2012 N 17-17 следует, что действие постановления Правительства Республики Дагестан от 28.09.2004 N 231 "Об определении газеты "Дагестанская правда" официальным печатным органом для публикации сообщений о проведении торгов (аукционов, конкурсов) и (или) приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (аукционов, конкурсов)" не распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, и что Правительством Республики Дагестан не определены средства массовой информации и официальный печатный орган Республики Дагестан в соответствии с требованиями статей 10,12,17 и 17.1 Закона Республики Дагестан "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку официальный печатный орган, в котором администрации следовало опубликовать сообщение о предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, на момент издания постановления о предоставлении обществу земельного участка в аренду и заключения оспариваемого договора Правительством Республики Дагестан не был определен, то возложение на администрацию обязанности, в исполнении которой имеется правовая неопределенность суд считает неправомерным.
Таким образом, суд первой инстанции полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.02.2012 по делу N А15-2191/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
...
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции был направлен запрос, в котором суд просил дать официальное толкование Постановлению Правительства Республики Дагестан от 28.09.2004 N 231 в части распространения действия названного постановления на правоотношения, связанные с предоставлением в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 12 Закона Республики Дагестан от 29.12.2003 N 46 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан", а при наличии иного нормативного акта Правительства Республики Дагестан, которым определен официальный печатный орган для публикации сообщений о предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с указанными Законами, представить его заверенную копию."
Номер дела в первой инстанции: А15-2191/2011
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан
Ответчик: Администрация МО "Дербентский район", ОАО "ДВИЗ", ОАО "Дербентский завод игристых вин"
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-771/12