г. Вологда |
|
05 апреля 2012 г. |
Дело N А52-2884/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Смирнова В.И. и
Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
при участии от ответчика Николаева А.В. по доверенности от 08.09.2010 N 743,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 27 января 2012 года по делу N А52-2884/2011 (судья Жупанова Л.В.),
установил
государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации Домоуправление N 5 Тайцевской квартирно-эксплуатационной части района (ОРГН 1026002744371; далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (ОРГН 1046000330683; далее - налоговый орган, инспекция) от 25 июля 2011 года "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о госрегистрации) и возложении обязанности провести государственную регистрацию ликвидации учреждения.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 27.01.2012 по делу N А52-2884/2011 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы Закона о госрегистрации.
Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя налогового орана, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, учреждение создано и зарегистрировано в качестве юридического лица в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области 06.02.2002. Его учредителем является Тайцевская квартирно-эксплуатационная часть района (л.д. 50 - 58).
Тайцевской квартирно-эксплуатационной частью района 01.10.2010 принято решение о ликвидации учреждения (л.д.59), приказом от 15.10.2010 N 43 ликвидатором учреждения назначена Яременко Галина Юстиновна (л.д.29).
О принятом решении о ликвидации учреждение 27.09.2010 сообщило налоговому органу (л.д.26).
Инспекция 10.11.2010 приняла распоряжение N 650 "По осуществлению процедуры снятия с учета налогоплательщика-организации в связи с решением о ликвидации" (л.д.22), и в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесла запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора (л.д.30, 32).
Сообщение о ликвидации учреждения, назначении ликвидатора, а также об адресе, по которому в течение двух месяцев будут приниматься требования кредиторов учреждения, было опубликовано 17.11.2010 (л.д.24).
В ЕГРЮЛ 20.04.2011 внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (л.д.31).
Учреждение с сопроводительным письмом от 14.07.2011 (л.д. 13) направило в инспекцию заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидации формы N Р16001 (л.д.14 - 15) с приложением квитанции по оплате государственной пошлины, контрольного листа (л.д. 16), ликвидационного баланса по состоянию на 01.04.2011 (л.д. 17 - 18). Указанные документы поступили в налоговый орган 18.07.2011 (л.д. 20 - 21).
Получив названные документы, инспекция 25.07.2011 вынесла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (л.д.11 - 12), которое мотивировала тем, что у организации имеется задолженность по налогам и сборам, в то время как в представленном ликвидационном балансе на 01.04.2011 сведения о кредиторской задолженности отсутствуют. В связи с этим ликвидационный баланс и заявление считаются непредставленными (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Не согласившись с таким решением налогового органа, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации, в том числе и порядок ликвидации организации, урегулирован в Законе N 129-ФЗ.
Согласно статье 21 названного Закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
Учреждением указанные документы предъявлены в регистрирующий орган, что подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
Основания отказа в государственной регистрации перечислены в статье 23 Закона N 129-ФЗ, в частности согласно подпункту "а" пункта 1 названной статьи отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Инспекция, отказывая в государственной регистрации, указала, что считаются не представленными заявление о ликвидации и ликвидационный баланс, поскольку сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе, являются недостоверными, так как заявителем неправомерно указано об отсутствии кредиторской задолженности.
Суд правомерно не согласился с таким выводом налогового органа.
Порядок ликвидации юридических лиц урегулирован в статьях 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктом 1 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 2 названной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В пункте 4 этой статьи предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5 статьи 63 ГК РФ).
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
Как установлено судом, следует из материалов дела, публикация о ликвидации учреждения размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" от 17.11.2010, следовательно, требования кредиторов учреждения могли быть предъявлены в ликвидационную комиссию в срок до 17.01.2011, то есть в соответствии со статьей 63 ГК РФ в течение 2 месяцев с момента публикации.
Согласно требованиям законодательства инспекцией в ЕГРЮЛ были внесены сведения о начале процедуры ликвидации юридического лица, что свидетельствует об ее осведомленности о возможности предъявления своих требований о включении в промежуточный ликвидационный баланс учреждения.
Вместе с тем налоговый орган о наличии задолженности по налогам и сборам в размере 497 326 руб. в этот период не заявлял.
В материалы дела также не представлены и доказательства, подтверждающие факт обращения налогового органа в установленный законом срок с соответствующим заявлением и к учреждению.
Доказательств направления учреждению требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафа за период с 22.09.2008 по 27.06.2011 (л.д.86-113), а также их получения заявителем налоговым органом, то есть доказательств того, что учреждение знало на наличии задолженности, не представлено ни суду первой, ни апелляционной инстанций.
В связи с этим указанная задолженность не была включена в ликвидационный баланс.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку налогового органа на то, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, и удовлетворил требования общества, признав недействительным решение инспекции от 25.07.2011.
Обязанность по восстановлению нарушенного права заявителя возложена на налоговый орган в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Выводы суда, изложенные в решении от 27.01.2012, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 27 января 2012 года по делу N А52-2884/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 этой статьи предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5 статьи 63 ГК РФ).
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
Как установлено судом, следует из материалов дела, публикация о ликвидации учреждения размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" от 17.11.2010, следовательно, требования кредиторов учреждения могли быть предъявлены в ликвидационную комиссию в срок до 17.01.2011, то есть в соответствии со статьей 63 ГК РФ в течение 2 месяцев с момента публикации.
...
Обязанность по восстановлению нарушенного права заявителя возложена на налоговый орган в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А52-2884/2011
Истец: ГУ Министерства обороны РФ Домоуправление N 5 Тайцевской квартирно - эксплуатационной части района
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N1 по Псковской области
Третье лицо: Яременко Галина Юстиновна